Проповедь 14 декабря о явлении человека в божий мир — богослов

Проповедь 14 декабря о явлении человека в Божий Мир - Богослов

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4:16).

“Сад чистоты, миро благовония паки возсия нам”, братья и сестры, в пришедший праздник, в который мы молитвенно прославляем того, кто более полувека распространял благовествование Христово в союзе мира и любви и разгонял “надлежащую мглу языков”…

И разве можно выразить словами все то, что совершил своею святою “ревностию по Бозе” святой апостол Иоанн? “Величия твоя, девственниче, кто повесть? — поем мы устами Святой Церкви.

— Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления, и молишься о душах наших яко Богослов и друг Христов”.

Святой апостол Иоанн является первым совершеннейшим Богословом, завершительным камнем свода церковного — богооткровенной истины и христианской жизни. Его сердце горело любовью к Богу и ближним, было полно небесного чувства и пламени Божественного. Любовь — вот что является началом истинного боговедения и главной основой христианской просветительной деятельности святого евангелиста.

Благодаря своей любви он стал, по словам одной из стихир, “зрителем неизреченным откровений и сказателем вышних Божиих Таин”.

Озаряемый светом и духом этой любви, он возвестил нам, что Бог есть «свет истинный» (Ин. 1:9) и нам надо быть «чадами света. Бог есть дух» (Ин. 4:24), — говорит святой апостол; поэтому и мы должны родиться в духе и жить в духе, чтобы войти в Царствие Божие.

Как наперсник и друг Христов, святой апостол Иоанн «был в Боге и Бог был в нем», поэтому и возвещает, что «Бог любы есть» (1 Ин. 4:16). Любовь Божия к нам является основным предметом христианского вероучения, а любовь наша к Богу есть основа христианского нравоучения и корень всех добродетелей.

Проповедь 14 декабря о явлении человека в Божий Мир - Богослов Архимандрит Матфей (Мормыль)

«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16).

Как мудрость христианская есть «премудрость свыше» (Иак. 3:17), так и любовь христианская проистекла и истекает из Небесного Источника любви Божественной. Только живая и непрерывная связь любви христианской с любовью Божественною делает первую исполненной милости и плодов благих.

Согреваемая и оживотворяемая любовью Божественною, любовь христианина получает вышеестественную силу — творит чудные дела.

Кто ны разлучит от любве Божия? — спрашивает апостол Павел, — скорбь ли, ши теснота, или гонение, ши глад, ши нагота, ши беда, ши мечь? И сам отвечает: «Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала ни настоящая, ни грядущая ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем». (Рим. 8:35-36).

Итак, любовь христианская есть единственно достойный ответ души человеческой на высочайшую любовь Божию, проявившуюся в благодеяниях, а особенно в Искуплении. «Мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас» (1 Ин. 4:19), — свидетельствует от лица искупленного человечества ныне прославляемый святой апостол.

Любовь христианская не есть одно излияние благочестивых чувств благоговения, благодарности и преданности Богу. Во всей жизни человека в неразрывном единстве с любовью к Богу должна выступать и любовь к ближнему. Заповедь о любви к ближним является выражением заповеди о любви к Богу.

«Аще кто речет», — говорит апостол Иоанн, — «яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити?» (1 Ин. 4:20).

Этот-то богоучрежденный и спасительный союз обеих заповедей закона Божия и есть истинная любовь.

Только такая любовь будет милосердствующей, долготерпеливою, не ищущей зла, не радующейся о неправде, а веселящейся об истине. Только такая любовь вся покрывает и является любовью чудотворной, ибо “всякий, любящий врага своего, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — есть чудотворец!” И такая только любовь одна, которая николиже отпадает и которая будет жить вечно.

О святом Иоанне Климент Александрийский рассказывает: когда в Азии апостол обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположенного душою к добру; святой апостол крестил его. Уходя же на проповедь, он поручил его одному епископу.

Епископ, взяв юношу на свое попечение, научил его Божественным истинам, но не давал должного воспитания и предоставил его собственной воле. Вскоре юноша начал вести дурную жизнь и, увлекаемый друзьями, ушел в разбойники, которые поставили его своим начальником.

Вернувшись через некоторое время, святой апостол Иоанн, узнав о жизни юноши и движимый любовью и состраданием к погибающей душе, идет в лагерь разбойников, чтобы вернуть к прежней благочестивой жизни своего юношу.

Юноша, наводивший страх и ужас на проезжающих по окрестным дорогам, увидел идущего к нему святого старца, устыдился и хотел укрыться в пустыне.

Святой апостол, забыв свою старость, побежал за ним, взывая: “Сын мой! обратись к отцу своему и не отчаявайся в падении своем; грехи твои я беру на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе”. Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и великим стыдом, не смея взглянуть ему в лицо. Святой старец поднял его с земли, с отеческой любовью обнял и лобызал и привел в город, радуясь, что нашел погибшую овцу.

Братья и сестры! Из этого примера мы видим образец христианской любви. В лице святого апостола евангелиста Иоанна Богослова живет и не умирает на земле любовь христианская, и как сказано в Священном Писании: «Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет» (Ин. 21:23).

Вознесем же наши усердные молитвы к всехвальному благовестнику мира и любви, будем просить его, чтобы он возгревал в наших сердцах любовь к Богу и ближним, чтобы он охранял нас до конца жизни, чтобы мы смогли исполнить его слова:» …Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18). Аминь.

Архимандрит Матфей (Мормыль)

21 мая 2020

Дэвид Вилкерсон: «Как важно иметь мир Христов» (Текстовые проповеди)

Проповедь 14 декабря о явлении человека в Божий Мир - БогословИисус сказал Своим ученикам:

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоанн 14:27).

Это слово должно было изумить учеников. Для них тогда это было почти невероятное обетование: Мир Христов должен был стать их миром.

Эти двенадцать учеников всегда дивились тому внутреннему покою, который они видели в Иисусе на протяжении трёх последних лет. Их Учитель никогда не испытывал страх. Он был всегда спокоен, никакое обстоятельство не могло поколебать Его покой.

Мы знаем, что Христос был способен на духовный гнев. Иногда Он испытывал сердечные переживания, и мог плакать. Но как Человек, жизнь Свою на земле Он проводил в глубоком внутреннем покое. Он имел всегда мир с Отцом, – мир во время искушений, мир во время отвержения и издевательств. Он даже имел этот мир во время бури на море, спокойно спя в лодке, в то время как другие дрожали от страха.

Ученики были свидетелями тому, как разъярённая толпа тащила Иисуса к обрыву, чтобы убить Его. Однако Он спокойно ушёл от них, невозмутимый и полный спокойствия.

Они слышали, как люди называли их Господа дьяволом; религиозные лидеры указывали на Него как на обманщика; а некоторые группы даже замышляли убить Его. Тем не менее, несмотря на всё это, Иисус ни разу не утратил Своё спокойствие.

Никакой человек, никакая религиозная система, никакой дьявол не могли лишить Его спокойствия.

Всё это, должно быть, вызывало споры среди учеников: «Как Он мог спать посреди бури? Что же это за спокойствие? И как Он мог быть настолько спокоен, когда толпа собиралась сбросить Его со скалы? Люди насмехаются над Ним, оскорбляют Его, плюют на Него, Он же никогда не отвечает им тем же. Ничто не может поколебать Его мир».

И теперь вот Иисус обещал своим ученикам дать этот самый мир. Когда они услышали это, они, дожлно быть, посмотрели в удивлении друг на друга: «Нужно ли это понимать так, что у нас будет теперь то же самое спокойствие, что у Него? Это просто невероятно!»

Иисус добавил: «Не так, как мир даёт, Я даю вам» (Иоан. 14:27). Это будет мир, совсем не похожий на так называемый мир замкнутого в себе самом общества; также не будет это временный мир богатых и знаменитых, которые пытаются купить мир в сердце с помощью материальных благ. Это также не будет мир тех, кто предались лжи, говоря: «Я буду иметь мир, хоть и хожу по упорству своего сердца».

Нет, это был мир Самого Христа, мир, который превосходит всякое человеческое разумение!

В то время ученики стояли на пороге самого большого испытания, которое когда-либо доводилось проходить им в своей жизни. Почему? Потому что Христос собирался оставить их.

Даже несмотря на то, что Иисус пытался подготовить их к этому, когда Он открыл им эту новость, она повергла их в шок. Они ведь очень ждали того дня, когда Господь утвердит Своё царство здесь, на земле, и сделает всех их правителями.

Они представляли это время царствования и правления здесь на земле.

А теперь Иисус говорит им: «Вы должны знать, что Я скоро буду предан в руки грешников, и они убьют Меня. Но Я воскресну».

Здесь же, в этом разговоре, Иисус пообещал дать ученикам Духа Святого. Христос объяснил: «Дух Святой проведёт вас через всё, что вам предстоит пережить. Он будет вашим Другом. И Он даст вам ощутить тот мир, котрый Я даю вам».

Однако ученики не имели понятия о том, кто такой этот Дух. Они, должно быть, думали: «как может дух заменить зримого, осязаемого, живого человека? И как может Иисус считать, что мы удержим в себе Его мир, если Его присутствия не будет с нами? Как можем мы надеяться, что сохраним в себе его, если нам придётся удерживать его верой, а не видением?»

И тут Иисус сказал им такие слова: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу» (Иоанна 14:28). Но Его ученики не могли возрадоваться вместе с Ним. Они просто не понимали, что такое обетование Духа Святого, вплоть до Пятидесятницы, когда Он непосредственно сошёл на них.

То были тяжёлые времена для учеников

Слова Иисуса буквально перевернули всю жизнь и служение этих людей. Вмиг их наполнило чувство тревоги, страха и неуверенности.

Читайте также:  Как бороться с унынием и безверием - богослов

Они, должно быть, спрашивали самих себя: «Как же мы жить-то будем теперь? Иисус обеспечивал нас всем. Он мог вынять монету из рыбьего рта и умножать хлеба. Он был всем для нас.

А что мы будем делать, если фарисеи и священники начнут преследовать нас? Да они побьют нас камнями сразу же, как только Иисус уйдёт!»

Иисус только что учил этих людей:

«Когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе» (Иоан. 14:3).

Тем не менее, из остальной части главы видно, что Христово обетование о месте на небесах не принесло им никакого облегчения. Даже Его обещание придти снова не подняло их дух.

Представляю, как Пётр говорит: «Кому нужны дворцы? Мне нужна работа. У меня есть семья, которую надо кормить. Мне нет нужды слушать о будущих благословениях на небесах.

У меня трудности в реальной жизни, здесь и сейчас, и мне нужно делать что-то с ними.

Я опять иду рыбачить!» После распятия Пётр и ещё несколько учеников с ним вернулись к своему старому ремеслу, рыбалке, которым зарабатывали себе на жизнь.

Возможно, именно в это время вы переживаете самое трудное время в вашей жизни. Возможно, жизнь ваша расстроилась и обстоятельства кажутся безвыходными. Может, вы потеряли работу? Возможно, ваша финансовая ситуация вышла из-под контроля, и вам кажется, что выхода никакого нет. К какому бы средству вы ни прибегли, всё, кажется, только добавляет вам беспокойства, тревоги и усталости.

Именно в такие моменты ум ваш может возмущаться: «Как могу я иметь мир в душе, когда этот долг висит над моей головой? О каком спокойствии вообще может идти речь, когда мне нужно чудо, чтобы поправить финансы? Я в тупике. Будущее кажется таким неопределённым».

В такие моменты отчаявшееся сердце испытывает искушение сказать: «Да, Бог верен Своему Слову. И я благодарен Ему за все Его обетования. Я благодарю Его за Его обещание устроить обитель для меня на небесах. И я благодарю Его за обещание, что Он придёт опять.

Но я слышал обо всех этих благословенных истинах уже столько раз, и я верю им. Но сейчас всё это кажется не более чем пустой теологией. Я не имею нужды ещё в одной проповеди или теории. Мне нужно чудо».

Может быть, ваша семья сейчас находится в кризисе, или ваш брак на грани развала, или здоровье подводит, и вам кажется, что впереди нет никакой надежды.

Вы говорите себе: «О, если бы мне увидеть хотя бы какой-то свет в конце тоннеля! Однако всё, что я вижу, это только неопределённость во всём.

Если бы я мог прямо сейчас получить исцеление для моего тела, увидеть моё дитя спасённым и избавленным, освободиться от долгов, то тогда я имел бы мир. Дайте мне чудо, и я узнаю, что такое мир в душе».

Иисус знал, что ученики нуждались в таком внутреннем покое, который оставался бы с ними во всех обстоятельствах.

Когда Христос обещал ученикам дать Свой мир, Он как бы говорил тогда им (а также и нам сегодня): «Я знаю, вы не представляете, какие трудные времена ожидают вас.

Вы не понимаете тот Крест и то страдание, которое Мне предстоит перенести. Да, вам скоро предстоит испытание, выдержать которое не под силу ни одному человеку.

Вы будете в замешательстве и будете чувствовать себя оставленными Отцом.

Понятие о Божественной воле в книге Деяний апостольских

  • Актуальность
  • Приоритетная задача современной новозаветной науки – исследование природы первоначального христианства, его контекста.
  • Когда мы детально исследуем контекст формирования новозаветных книг, мы отвечаем на два самых главных вопроса:
  • —  как читатель первых веков христианства воспринимал Священные тексты?
  • —  как новозаветный автор доносил эти тексты до своего читателя?

Возможность доступного донесения Богооткровенной истины до своих слушателей или читателей обеспечивалась апостолами, в частности новозаветными авторами, благодаря использованию представлений и образов, которыми жила та или иная группа людей. Иными словами, проповедник находил некие точки соприкосновения со своей аудиторией, что позволяло говорить о Божественных истинах понятным языком.

Для ап. Луки подобным мостом между ним и его аудиторией служила понятная всем в то время тема Божественного провидения. Однако используя известные тогда идеи о судьбе, роке, ап. Лука дает свое альтернативное понимание судьбы и того, кто за ней стоит, и как она действует в мире.

Вопрос о Божественной воле актуален и сегодня, когда мы затрудняемся ответить, что же значит исполнять волю Бога? Что подразумевается под выражением Божественный промысл? Не секрет, что множество ответов на этот вопрос подчас даже противоречат друг другу.

Контекст: общие представления о судьбе

Идея «судьбы» была присуще античному мышлению. Под «судьбой» понимали некую безличную необходимость, на которую уже никак нельзя воздействовать.

В.П. Горан подчеркивает, что в представлениях о судьбе необходимость мыслилась как реализующаяся совершенно независимо от человека. Человек не может ни отменить, ни отсрочить ее осуществление, ни вообще хоть как-то повлиять на нее.

Однако существовала и другая «личностно-волюнтаристическая» тенденция.

Суть ее заключается в том, что, выступая в качестве субъекта предопределения, божество руководствуется – если не при первоначальном определении судьбы человека, то во всяком случае при изменении этого первоначального определения – своими симпатиями или антипатиями к нему, так что для человека открываются возможности собственными личными усилиями влиять на отношение к нему божества и тем самым на соответствующие его решения относительно своей судьбы (Горан В.П.).

Столь разное понимание «судьбы», «рока», «предвидения» нашло свое отражение в терминологическом аппарате греческого языка. Рассмотрим только некоторые термины судьбы и промысла.

  1. За основными терминами судьбы стояли богини греческого пантеона, их образы и наполняли смыслом тот или иной термин.
  2. Άνάγκη – предопределение (свыше), судьба, рок, богиня, которая, в свою очередь, становится матерью трех богинь судьбы Мойр.
  3. Μοίρα – богиня судьбы, смерти или несчастья.
  4. Чаще данный термин употреблялся в значении получать что-либо в качестве части или по жребию (так как глагол μοιραω – делить, разделять, распределять) и передает мысль о фатально-непреодолимом и одновременно безусловном всеобщем характере власти судьбы над людьми.
  5. В Одиссее душа Ахилла говорит, обращаясь к душе Агамемнона: «но и тебе повстречать на земле предназначено было страшную Мойру, которой никто не избег из рожденных» (Одиссея, XXIV, 28-29).

Дочерями богини Άνάγκη не исчерпывался пантеон богов судьбы. Известна была, например, богиня возмездия Δίκη, решения которой также никто не мог отменить.

Существовало также святилище богини τύχη. Значение данного термина также выражает судьбу, но только как стечение обстоятельств или случайность, синонимом в современном языке может послужить «Фортуна». В качестве антонима τύχη (фортуны) можно привести «судьбу» Μοίρα.

Нашего внимания заслуживает еще один термин, связанный с волей богов, – πρόνοια, который чаще всего мы переводим как «промысл». Этот термин обозначает «заботу о чем-то», «предвидение», «нечто предопределенное», «намерение предпринять что-либо». Πρόνοια – имя Дельфийской богини ума и предусмотрительности.

Указанный нами термин связывали с именем правителя, императора, который заботился о своем народе, защищая их от рук неприятеля.

Понятие также означало домашние заботы – именно в таком значении его использовал апостол Павел в послании к Тимофею (1 Тим. 5:8).

Кроме того, πρόνοια в древнегреческой литературе обозначала Божественный промысл, в Новом Завете сочетание «Божественный промысл» не встречается (Кittel).

Βουλή – воля, решение, замысел, совет.

Термин βουλή не так часто использовался древнегреческими писателями, как, например, Άνάγκη, однако также несет в себе оттенок трансцендентной предопределяющей, всепроникающей божественной силы.

Отличительной особенностью βουλή является то, что он не является лишь выражением божественного предопределения. Βουλή вмещает в себя понятие мирового разума, логоса, представляющего из себя мир идей, преобразующего космос своим подобием (Кittel). Однако и этим не исчерпывается значение βουλή.

 В древнегреческой истории βουλή выражал то же, что «совет» или «принятие решение советом». В Афинах существовало особое здание, именовавшееся «βουλή» (помещение совета), где собирались члены правительства государства для обсуждения вопросов государственной важности и принятия по ним соответствующих решений.

 Исследователь античности И.Е. Суриков отмечает, что «данный орган власти являлся одним из важнейших властных институтов, обладавших правом законодательной инициативы», хотя имел сугубо предварительный характер, и его решения могли быть как принятыми, так и отвергнутыми.

 Таким образом, термин βουλή несет в себе серьезную смысловую нагрузку: совещательного процесса, необходимого перед принятием ответственного решения.

Поскольку вера в судьбу носила всенародный, государственный характер, то существовали центры, где действия судьбы предсказывались или предвозвещались.

Одним из таких ключевых центров стала местность Дельф, отличавшаяся величественными ущельями, из которых выходили испарения, вдохновляющие жриц (пифий) на произнесение пророчеств в виде бормотаний криков.

Отсюда появился еще один термин: Πίθια ή – вещая жрица в храме Аполлона Дельфийского.

«Судьба в истории»

Античные историки особым образом останавливались на событиях, имевших сверхъестественный характер, например, чудесах, знамениях и пророчествах, которые подлежали тщательному исследованию историков и зачастую объяснялись как явление божественного руководства историческим процессом. Более того, данная тема могла определять и композицию повествования в трудах древнегреческих писателей.

Эллинские историки демонстрируют общепринятое понимание роли божественного провидения в человеческой истории. Они повествуют о многих случившихся необыкновенных событиях, толкуя их в свете явления божественных знаков, которые предопределяют ход исторических событий.

Например, Дионисий Галикарнасский, будучи представителем греческой культуры, демонстрирует нам общее для греко-римского мира представление о божественном провидении. Рок, судьба активно участвуют не просто в жизни отдельного человека, но и в жизни целого народа или государства.

Именно благодаря судьбе возвышается Рим, правители Рима одерживают славные победы, поражают врагов, а значит, такие понятия, как судьба, провидение, знамения, являются неотъемлемой частью истории человечества.

«Я сделаю это, чтобы познавшим истину открылось, как надо судить об этом городе, если они не питают вражды и злобы к нему, и чтобы им не тяготиться зависимостью от него, возникшей по справедливости (ведь есть закон природы, общий для всех, который не подвластен времени, дабы сильнейшие властвовали над более слабыми), и не винить судьбу, которая подарила достойному этого города столь великую мощь и на столь долгое время» (РД 1.5.2).

Евангелист и дееписатель Лука: «временное преломление вечного»

Евангелист и дееписатель писал для христиан из язычников, поэтому должен был удовлетворять тем потребностям языческого мира, которые заставляли его обращать свои взоры к христианству. Он должен был быть понятым своими современниками. Поэтому и написал две книги в стиле и духе эллинского времени, следуя историческим и литературным приемам, соответствующим тем реалиям.

И ему, как эллинскому историку, не чужды представления о судьбе и предопределении, однако апостол наполняет их новым смыслом.

Читайте также:  Посвятить жизнь богу - богослов

В качестве ведущего термина, обозначающего Божественное руководство, Лука выдвигает слово «βουλή».

Впервые на страницах Деяний апостольских мы встречаем его в проповеди апостола Петра в Иерусалиме (Деян. 2).

Смягчая вину иудеев в убийстве Иисуса, апостол утверждает следующее: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2.23).

 Иисус Христос, согласно этому стиху, восходя на крест, следует велению Божию, Его замыслу. В центре же этого замысла – спасение или исцеление человека в Царстве Божьем, которое и возвещал на протяжении всего Своего земного служения Иисус Христос (Лк. 4.43). Именно этой теме и была посвящена первая книга ап. Луки – Евангелие.

В книге же Деяний ответ на вопрос о том, что такое воля Божия (βουλή), апостол Павел дает более конкретно.

Сам апостол придавет особое значение своему обращению, особенно когда представляет наглядный пример своего призвания в защитной речи перед Агриппой (Деян. 26. 2-23). Апостол Павел теснейшим образом связывал свою жизнь и миссию с Богом. Он был лично избран Им (Деян. 22.14), и данное избрание дает ему возможность понимать Божественную волю (Деян. 22.14).

Проповедь в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

№9-10 (84) / 9 января ‘98

Проповедь

В этой теме:

Проповедь

Вознесение Господне

«Девства процветение, честных добродетелей приятное жилище, мудрости орган, духовный храм, светоносная уста благодати, Церкве светлейшее око, всечестнаго Иоанна песньми духовными ныне восхвалим, яко служителя Христова».(Стихира на хвалитех).

Такими словами св. Церковь призывает нас воспевать Апостола любви.

История установления сегодняшнего праздника следующая: когда св. Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста, много потрудившись во благовестии Христовом, он вместе со своими семью учениками вышел из города Ефеса и приказал им ископать для него крестообразную могилу, в которую он лег и приготовился умереть.

Христиане, жившие в г.

 Ефесе, после смерти апостола раскопали его могилу, однако не; нашли тела апостола; оплакав его честную кончину, они возвратились в город и потом часто приходили на могилу и там возносили усердные молитвы к Богу, призывая себе на помощь и ходатайство перед Богом св. Иоанна Богослова. Притом ежегодно в этот день и месяц от гроба его исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления. Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни.

Вот поэтому и вошло в обычай среди верующих в этот день, т. е. сегодняшний, ублажать и восхвалять песнопениями возлюбленного Богом более всех прочих святых наперсника Христова св. Евангелиста Иоанна, именуя его и Богословом и начальником Богословия, любимцем и наперсником Христовым, девственником, зрителем не изреченных откровений и сказателем неизреченных Божиих тайн.

Дорогие братья и сестры, св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Господа нашего Иисуса Христа, а св. Церковь наименовала его наперсником Христовым, ибо он только один из апостолов удостоился возлежать на персях Божественного Учителя: «На перси бо возлег, отонудуже почерпи еси премудрости догматы, яко богоглагольник Божий…» (Стихира на Господи воззвах.)

Любовь Господа Иисуса Христа к своему ученику выразилась в усыновлении Господом любимого ученика Своей Пречистой Матери: «Учениче Спасов, девственниче и богослове, тебе, яко девственнику, Деву и Богородицу Христос Бог, распинанием предаде…» (Стихира на литии).

То же самое мы слышали сегодня за Божественной литургией и в евангельском чтении в честь праздника, в котором повествуется о том, что Христос, распинаемый на кресте, обратился к скорбящей Своей Матери со словами: «Жено, се сын Твой», а потом к скорбящему, любимому Своему ученику: «Се Мати твоя» (Иоан. |9, 26–27) и, таким образом, вручил их друг другу.

Почему же св. Апостол Иоанн стал особо любимым учеником Господа, тогда как Господь всех апостолов одинаково призывал к Себе и всех называл Своими друзьями? Это потому, что Он явился тем избранным и чистым сосудом, который способен был вместить полноту духовных дарований, полноту богословия и христианских добродетелей.

Св. Иоанн любим был Господом прежде всего за его любящее сердце, за его девство, за его светлый и чистый ум, за то, что он оказался способным узреть в своем учителе Слово жизни.

Только любящее сердце заставило юного Иоанна тотчас же оставить рыбачью сеть, множество рыб, отца своего и последовать за Христом, как только он услышал на берегах Галилейского озера слова Его: «иди за Мною».

Хотя в это время он был совсем юным, но его чистая девственная душа уже вся была объята пламенем веры в явившегося Мессию и исполнена любви к этому Небесному Посланнику. Любовь Иоанна везде и всюду следовала за Господом и нигде не оставляла Его. Любовь Иоанна не отступала от креста в то время, как вера пламенного Петра поколебалась, а надежда прочих апостолов иссякла.

Его любовь следовала за Божественным страдальцем и во двор первосвященника и на Голгофу. В этой самоотверженной и искренней любви ничто не могло разлучить Иоанна с его Божественным Учителем и Другом: «ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее» (Рим. 8, 38). Св.

Иоанн сохранил эту любовь до самой своей блаженной кончины, и вся его долголетняя жизнь была ничем иным, как деятельным проявлением этой любви в страданиях за Господа и в непрестанной проповеди о Нем, как о Боге любви и милосердия. Только благодаря такой любви он удостоился быть непосредственным свидетелем ужасных крестных страданий Господа Иисуса Христа за весь грешный род человеческий, и эта же любовь помогла ему первому увериться в действительности воскресения Спасителя.

За свою особенную любовь, за свое нежно-любящее сердце, исполненное девственной чистоты, он удостоился быть зрителем неизреченных Божиих откровений, удостоился проникнуть в глубину их. Он, исполненный божественной любви, один только из апостолов стал начальником богословия.

Читая написанное им Евангелие, мы видим, на какую высоту богословия он взошел, и на этой высоте богословствования ему стали доступны самые неизреченные тайны Божественной жизни.

Полетом своих богословских мыслей он уподобился высокопарящему над миром орлу, а по глубине содержания его учение о Боге можно сразить с глубиною моря. Его богословские мысли являются опорою важнейших частей христианского учения о Боге.

Его Евангелие отличается особой духовностью, которое он начал только один с возвышенных мыслей: В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог».

Вспомним, что в день Святой Пятидесятницы все апостолы, исполнившись Духа Святого, удостоились быть участниками домостроительства спасения нашего, но никто из них не мог изложить учения о существе Божием, о тайне Св. Троицы, о путях возрождения и спасения человека с такой полнотой, с какой изложил св. Иоанн. Вот почему св. Церковь первому ему и усваивает наименование Богослова.

Таких избранников, посвященных в Божественные тайны, Церковь знает всего лишь троих: апостола Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова. Св.

Иоанн Богослов, посвященный в непостижимые тайны Божий, просветил всех людей, источая из уст своих реки богословия, и напоил Церковь Христову истинным учением о Св.

Троице: «Реки богословия из честных уст твоих истекома, апостоле, из них же Церковь Божия напояема, поклоняется православно Троице единосущной» (Стихира на литии).

Почему св. Иоанн Богослов получил особые дарования в богопознании за свою Божественную любовь, за свое блаженное девство? Потому что любовь является основой для богопознания.

Сам Апостол в богопознании отводит главное место любящему сердцу, ибо только человек совершенной любви, человек любящего сердца может многое почерпать из тайн Божиих. Любовь способна проникать всюду, даже в область самого сокровенного и непостижимого. Только любовию можно познать Бога, так как Бог есть любовь.

А если Бог есть любовь, то эту безграничную любовь можно познать при условии той же любви, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог любовь есть» (I Иоан. 4, 8).

Кроме любящего сердца для богопознания необходима совершенная чистота сердца: «Блажени чистии сердцем, яко ти Бога узрят».

Раскрывая глубочайшие свои мысли о Боге, св. Иоанн Богослов больше всего говорит о том, что Бог есть Любовь. Св.

Иоанн Богослов — Апостол Любви, постоянно проповедовал о любви к Богу и друг к другу и завещал нам любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. В последние годы своей жизни он постоянно повторял одни и те же слова: «Дети, любите друг друга».

Когда его спросили: зачем он повторяет одни и те же слова, то он ответил, что если кто исполнит эту заповедь, то этого достаточно для спасения.

Возлюбленные, краеугольным камнем нашего спасения является любовь и вера в Господа нашего Иисуса Христа, как Сына Божия.

Любовь наша должна заключаться не на словах, как учет апостол любви, а на деле.

Деятельная любовь нас приводит к Богу через общение друг с другом. Такая любовь приводит нас к совершенству, к богопознанию, приближает нас к Богу.

Познавая Бога мы опять более и более совершенствуемся, постепенно восходим по лестнице нравственного усовершенствования и этим достигаем совершенной любви.

Такая любовь соделывает нас способными для вечной, небесной жизни, где обитают Свет, истина и чистейшая любовь.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, что Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы (I Иоан. 1, 7,). И если мы с вами ходим во тьме, а говорим, что имеем общение с Богом, то мы обманываемся и поступаем против истины.

Итак, дорогие братья и сестры, мы познаем Бога через деятельную любовь к ближним. Если мы любим Бога, то должны исполнять Его заповеди, которые говорят нам о милосердии к ближнему. Апостол Павел сказал, что без любови все наши подвиги являются пустым звуком меди.

Будем же любить от всего сердца друг друга, и через эту духовную любовь сподобимся вечно пребывать в Боге. В сегодняшний праздник любви помолимся св. Евангелисту Иоанну Богослову, чтобы он по любви к Богу помог нам стяжать, по мере наших сил, духовное дарование.

По его молитвами и мы, в меру наших сил, сподобимся богопознания, которое будет нас приводить к истинной любви, в которой нет лукавства, зависти, коварства, злобы, но в которой царствуют правда, мир. По мере нашей любви, да будет между нами мир, мир в домах наших и семьях наших.

Пребывая в любви — мы будем пребывать в Боге. Аминь.

Протоиерей (тогда студент 2-го курса)Василий СЕМЕНОВ

21 мая 1956 г.г. Екатеринбург

Преображение Господне. Почему Христос выбрал трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна

  • Слово епископа Сильвестра (Стойчева) ректора Киевской духовной академии.
  • Сегодня Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Преображение Спасителя на горе Фавор занимает одно из важнейших мест в священной истории. Евангелист Матфей повествует о Преображении «по прошествии дней шести» (Мф. 17.1). Эти слова не просто хронологическое уточнение, они указывают и одновременно связывают Преображение с другим евангельским событием: исповеданием апостола Петра при Кесарии Филипповой. Когда на вопрос Спасителя за кого Его почитают ученики, Петр возглашает «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф.16.16). И тем самым апостол Петр свидетельствует свою веру и веру других апостолов в то, что Господь Иисус есть ожидаемый Мессия, а не просто пророк или праведник. И вот Господь как бы в ответ на это исповедание являет Себя в божественной славе на горе Фаворской. 

Итак, Христос берет с Собой на гору трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Почему именно их троих? Прп.

Иоанн Дамаскин, говорит, что выбор Христа есть одновременно указание: «Он взял Петра дабы показать, что Петрово свидетельство подтверждается свидетельством Отца… Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа… Он взял Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия».

То есть Господь взял Петра — первого, кто исповедовал Его Сыном Божьим; Иакова — первого из апостолов, кто примет мученическую кончину; и Иоанна — первого, кому надлежало получить великое наименование Богослова.  

Взойдя на гору, Господь Иисус преображается пред своими учениками «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17.1). Как понимать это событие и указание евангелиста на видение света, исходящего от Христа так, что даже одежды Его побелели? Как понимать само слово преображение?

Читайте также:  Иверская икона божией матери — история обретения, почитания - богослов

Разумеется, могут быть ошибочные и даже еретические пояснения Преображения. В истории Церкви были подобные примеры, о которых подробно говорить сейчас не к месту.

Для правильного же понимания обратимся к другому тексту, который всем вам хорошо известен. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет о Христе: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил.2:7).

Не просто образ, но образ раба, который Господь Иисус принял в Воплощении. Очевидно, что образ раба – это лишение славы, бесславие.

Православная Церковь устами многочисленных святых отцов свидетельствуют свою веру в то, что Господь Иисус в момент воплощения сразу же обожествляет принятую им человеческую природу.

Преподобный Максим Исповедник пишет: «Сын Божий при Боговоплощении соделал человеческую природу обоженной неизреченным могуществом Вочеловечения».

Человеческая природа Богочеловека Иисуса Христа была обоженна в момент Его Воплощения! И всякая мысль о постепенном обоженни, о возрастании обожения человеческой природы Христа должны быть решительно отвергнута не просто как ошибочные, но как еретические!

Однако, Вторая Ипостась Святой Троицы Бог Сын сразу обожив свою человеческую природу в Воплощении, скрывает Свою Божественную Славу, и принимает уничиженный образ, или выряжаясь словами апостола Павла, «образ раба».   

Итак, образ и преображение. Вернее, образ раба и преображение! Что же значит слово преображение? – Изменение образа! В момент преображения на горе Фавор Господь являет ученикам Свою славу, которая у Него была изначально.

Происходит изменение образ бесславия на образ славы. Прп.

Иоанн Дамаскин научает: «когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был».

Господь наш Иисус Христос явил, открыл, показал Себя на Фаворе таким, каким Он всегда был и есть, в Его Божественной славе и величии!

Апостолы в момент Преображения увидели Христа, беседующих с Моисеем и Ильей. Для чего это показано было апостолам? И почему именно Моисей и Илья? Для понимая этого обстоятельства давайте снова вспомним евангельский рассказ, который уже упоминался: исповедание Петра при Кесарии Филипповой.

Перед исповеданием Петровым, Господь спрашивает учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф.16:13-14).

Значит одни почитали Христа за Илью, другие за Иеремию, или за одного из пророков. В ветхозаветные времена Моисей и Илья считались олицетворением пророческого служения, тех самых закона и пророков (Лк.16:16), о которых упоминает Писание.

И явление их перед Господом на Фаворе показывает апостолам, что Христос, как и было исповедно Петром, не Илья, не Иоанн, не Иеремия, ни Моисей, ни даже ангел, но Сам Бог! Как здесь не вспомнить всем нам хорошо известные слова из канона ко святому Причастию: «Прише́л еси́ от Де́вы, не хода́тай, ни А́нгел, но Сам, Го́споди, воплощься, и спасл еси́ всего́ мя челове́ка»!

Апостолы видят Господа Иисуса в преображенном образе. Как уже говорилось преображение — это изменение образа. Божественную славу, которую имеет, но скрывает Христос под зраком бесславия, Он открывает на миг своим ученикам дабы укрепить их в вере, что Он Сын Божий и Мессия.

Но что происходит в этом момент с самими апостолами? Являются ли они просто пассивными свидетелями преображения Христа? Нет, братья и сестры, апостолы тоже изменяются, тоже преображаются. Ведь Свет видимый ими на Фаворе – Божественный и нетварный. А значит не может быть виден глазами так, как обычный физический свет.

Мнение, что свет видимый апостолами всего лишь их внутреннее переживание, происходящие в их сознании, не может быть принято, и категорично оспаривается таким святым отцом как свт. Григорий Палама.

Однако тот же святитель говорит, что нашим обычным зрением Божественный свет не может быть видим, потому что глаз воспринимает материальное, сотворенное, а Божественный свет несотворенный.

Как же тогда пояснить видение апостолами Света?

Святоотеческий ответ, в том, что сами апостолы тоже претерпели преображение. Святитель Григорий пишет, что апостолы удостоились воспринять Свет телесными глазами, но иной, не чувственной силой, действием Святого Духа. Преображаясь, Христос в этот же момент преображает Своих учеников и дает им возможность видеть то, что нематериально, не сотворено.

Апостолы во время Преображения чувствуют такую радость, такою духовный покой, что хотят оставаться в этом состоянии постоянно и уже никуда не идти: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17.4).

Эти слова очень понятны, поскольку «Преображение живописует состояние будущего века», — объясняет прп. Федор Студит. И каждый кто удостоился уже в земной жизни прикоснуться к этому состоянию, уже никогда не захочет чего-то другого. Именно потому апостол Петр говорит, казалось бы, странные слова: сделаем здесь три кущи: «Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.

17.4). Какие вдруг кущи? Для чего это? Потому, что апостол Петр, прибывая в состоянии неизреченной духовной радости, хочет продлить это состояние, не хочет уходить. Куда идти и зачем? Когда вот тут, на горе Фаворской, уже есть радость Царства Божьего явленного в силе и славе. Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание еще на один аспект.

Снова вспомним исповедание Петра возле Кесарии Филипповой, после которого Христос говорит ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитому, и в третий день воскреснуть» (Мф.16.21).

И апостол Петр, как говорит евангелие, «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16.22). 

И вот на горе Преображения, находясь в духовном восторге, апостол Петр вдруг вспоминает, что Его любимый Учитель, тот Которого сейчас Он видит в неизреченном свете беседующего с великими пророками, будет страдать и будет убит! И слова Петра о кущах, по мысли Златоуста, не только, говорят о радости, но и о переживаниях, о страхе от мысли, что Христос будет унижен и казнен. И Петр этими своим предложением сделать три кущи, как бы говорит: зачем идти туда, в Иерусалим, где будет унижение и страдание, избиения и смерть? Останемся здесь, где так радостно и так хорошо.

Что ж сказать на эти переживания апостола Петра, понятные, естественные для каждого любящего человека? Скажем тоже, что уже сказал Христос при Кесарии Филипповой: «думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16.23).

Потому и пришел Сын Божий на землю, чтобы искупить грехи людские смертью крестной: «на сей час Я и пришел» (Ин.12:27), — говорит Господь перед своими страданиями.

Также и Апостол Павел говорит, что Христу надлежало вкусить смерти за всех людей (Евр.2:9).  

Преображение и крестные страдание. Воплощение в образе раба и Воскресение из умерших в великой славе – все ради нас, нашего ради спасения, чтобы каждый из нас мог стать причастным Богу (2Пет.1:4).

Спаситель мира Иисус Христос открывает для человека возможность вернуться к Богу, в дом Отчий, получить обратно то, что было утрачено в грехопадения Адама: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22) и если «смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим.5:17).

Братья и сестры, праздник Преображение не просто воспоминание евангельской истории, бывшей две тысячи лет назад. Преображение – это если так можно выразиться, наша жизненная программа. Православие некоторыми богословами именуются религией преображения. Действительно, Бог каждого из нас, по слову апостола Петра, призвал «из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

Также апостол Павел говорит: «поступайте, как чада света» (Еф.5:8). Святой апостол Иоанн пишет, что «Бог есть свет» (1Ин. 1:5). А значит быть чадами света значит быть чадами Божьими, и жить мы должны как чада Божьи.

Более того: Церковь верует, что каждый православный может стать причастником Божественного света и лицезреть Его также, как апостолы во время преображения.

Сколько разных свидетельств в патериках и жития святых, повествующих о нахождении в свете подвижников. Имена их не перечислить!

Через деятельную веру, для каждого из нас открыта возможность находится в Боге как в Свете: «Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе», — утверждает прп. Максим Исповедник. То есть пребывая в Боге, делаясь причастными Ему (ср. 2Пет.1:4),  мы сами становимся светом.

Потому то, Господь наш Иисус Христос, который «Свет истинный» (Ин.1:9), и «свет миру» (Ин.8:12) Сам же и апостолов своим говорит: «Вы — свет мира» (Мф.5:14) и повелевает всем ученикам Своим: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Можно задаться вопросом, а где же те христиане, где те подвижники, которые удостоились лицезрения Божественного Света и сами стали светом по подражанию? Почему они не светят как свеча, поставленная на подсвечник? (ср. Лук.8:16).

Апостол Павел, поучая христиан, пишет, что Бог просветил святых познанием «славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:6-8).

Итак, святые хотя уже в этой жизни стали причастными Богу, однако полученную великую благодать сохраняют в немощных сосудах человеческой природы, и чтобы лицезреть в этих «глиняных сосудах» славу Божью, нужно уже самим начать преображаться.

Так часто люди видят в Церкви, в церковной жизни, в праведниках только внешнее, только немощное, только «прах и пепел», потому что «не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем», ибо «огрубело сердце» (Мф.13:15).

Как уже говорилось, апостолы на горе Фавор смогли увидеть Христа Преображенного, потому что сами преобразились. И что бы увидеть святость, свет, благодать церковной жизни сквозь толщу внешнего, немощного, переходящего нужно самим начать преображаться и «ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4)

Восходить постепенно к Богу, очищать ум и чувства, укреплять в благом делании волю – вот путь к нашу личному преображению. И пусть на этом пути Господь избавит нас «от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2Тим.4:18), дабы и мы с сонмом апостолов и праведников воздали Ему славу, честь и поколение на веки вечные! Аминь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *