Проповедь о мытаре закхее — богослов

29 января 2017 года. Неделя 32-я по Пятидесятнице, о Закхее.
 

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.

Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Для просмотра галереи кликайте или перетаскивайте фотографии
Проповедь о мытаре Закхее - Богослов Дерево Закхея в Иерихоне Проповедь о мытаре Закхее - Богослов Фреска в Никольском храме (с.Макарово) Проповедь о мытаре Закхее - Богослов

Рассказ евангелиста Луки о мытаре Закхее(Лк.19:1-10) особенно мне близок. Читается этот отрывок Евангелия, как правило, всегда сразу после праздника Крещения Господня и открывает собой подготовительные недели к Великому Посту.
 

Вчера подумалось: «А ведь Закхей вполне мог быть там на берегах Иордана, ведь селение Вифавара, недалеко от которого раздалась проповедь Иоанна Крестителя, и где крестился Спаситель, находится совсем рядом с Иерихоном. И мы помним, что к Иоанну приходили и мытари».

 

И м.б. Закхей был среди тех, кто вопрошая учителя, получил несколько странный ответ: «Ничего не требуйте более определенного вам»(Лк.3:13). Странный, потому что многие в Израиле были убеждены, что само по себе то, чем занимались мытари есть грех. Оказывается можно быть мытарем и не быть отвергнутым Богом.

И вполне возможно именно тогда, крестившись на Иордане, Закхей захотел резко поменять свою жизнь. Но для жителей Иерехона он все равно оставался мытарем, а значит грешным человеком. Наверное, многие на его месте бы успокоились, подумаешь, что о тебе говорит толпа.

Но не спокойно было Закхею, ему хотелось еще раз встретить Иисуса, Которого он мог уже видеть на Иордане. Он наверняка слышал о проповеди Евангелия и Царства Божиего, которое возвещал Иисус. Он знал, что Иисус не гнушается грешниками и не смотрит на лица.

Он также знал, что за Ним ходят толпы, что многие хотят просто «прикоснуться к Нему; потому что от Него исходила сила и исцеляла всех»(Лк.6:19). Но Закхей не хотел прикоснуться, не хотел исцеления, он, вообще от Иисуса не хотел ни каких даров, он, просто очень хотел его увидеть.

Может бвть ему было стыдно, оставаясь мытарем и столько лет грабя и обижая народ, о чем то просить Иисуса, а м.б. он сомневался, что Учитель Праведности захочет чем-то помочь «праведнику», так с сирийского переводится его имя, Закхею.

 

И все же он решился пойти на эту встречу, когда Иисус вошел в Иерехон. Толпа народа, который он некогда обкрадывал, стояла между ним и Иисусом. Он был маленького роста, а они и не собирались расходится.

Как преодолеть это препятствие? А может махнуть рукой, не судьба, мол? Или дать людям денег, ведь за деньги можно было почти все, даже увидеть Иисуса.

Но что-то остановило его, когда рука потянулась к кошельку, да, и вообще, последнее время он стал по-другому относится к деньгам, они жгли его карманы.

 

И тогда, он лезет на смоковницу. Он, Закхей, начальник мытарей, еще вчера такой важный и довольный собой. Народ раскрыл в изумлении рты, мальчишки стали во все горло кричать, тыча в него пальцами, а кто-то даже запустил в негу полусгнившую смокву.

Это было, и правда, невероятно и… очень смешно. Но, Закхею было все равно, он хотел вдеть Иисуса, не важно, что происходит сейчас и что буде после, как эту историю будут, конечно же, приукрашивая невероятными подробностями, рассказывать на всех углах Иерихона.

 

Он хотел видеть Иисуса. И он Его увидел. А главное, его увидел Иисус. Иисус увидел не только потного, запыхавшегося, уже не молодого и довольно тучного человека, он увидел его сердце, которое очень хотело стать другим.

 

«Поспеши, Закхей, — сказал ему Иисус. Мне сегодня надобно быть у тебя в доме». Вот, оказывается и Господь наш в чем-то нуждается. Ему очень нужно войти в дом человека, который хочет стать другим.

Про людей, которые тотчас напомнили Господу, что этот человек грешник не хочется больше и вспоминать.

Я прям вижу, как они расходятся по своим домам в разочаровании, а кто-то и в раздражении на этого Иисуса, Который оказался так не разборчив в людях.

 

А Закхей поспешил слезть с дерева, чтобы поскорее добежать до дома и приготовится к самой главной встрече в своей жизни.

Он уже слышал, что помимо заповедей Закона, к соблюдению которых призывает Учитель с берегов Галилейского моря, Он еще дает тем, кто желает наследовать жизнь вечную добрые советы.

Заповеди соблюдать необходимо — это повеления Божии, Закон, а вот совет это то, чему последовать можно только добровольно, и сделать это может только тот, кто хочет стать Его учеником.

 

Тогда на берегах Иордана услышав слова пророка Иоанна: «Ничего не требуете более определенного вам», он понял, что в этих словах и заключен Закон — «не бери чужого, не обижай ближнего, поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Но теперь, увидев Иисуса, он понял, что этого мало — жить по Закону. Это необходимо, но недостаточно для спасения. Он вспомнил, что говорили про некоего богатого юношу вопрошающего Иисуса о жизни вечной на пути в Иерехон.

О том, как этот юноша с детства соблюдающий заповеди, печально отошел от Иисуса, услышав, что если он хочет последовать за Ним, то ему надо раздать свое имение, ибо трудно богатым войти в Царство Божие(Лк.18:18-30). Закхей был не беден, а скольких он успел обидеть и обделить.

И ему все стало ясно, теперь бежав сломя голову к себе домой, он знал, какой подарок он приготовит Иисусу, когда Тот переступит порог его дома.

 

«Господи! Половину имения я раздам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Закхей, в отличии от богатого юноши имел большую семью, поэтому нищим не мог отдать все, что имел, а еще надо было возмещать убытки обидимым.

И Иисус еще раз благословил этого мытаря, потому что «ныне пришло спасение дому сему», ибо спасение не от Закона, а от «веры, действующей любовью»(Гал.5:6).

Воскресная проповедь нашего настоятеля о.Силуана В неделю о Закхее, 10 февраля 2019 года

16 февраля 2019

Более двух тысяч лет назад в древнем израильском городе Иерихоне родился мальчик. Его мать, желая добра своему сыну, как и, наверное, всякая мать, назвала его именем, которое переводится на русский язык как «чистый» — Закхей. Наверняка его мать молилась о счастливом будущем для своего ребенка, желая ему богатства и добродетели.

Мальчик вырос, но, подобно многим детям во все времена, не оправдал надежд родителей. И хотя он действительно стал богатым, первые десятилетия его жизни были пропитаны цинизмом и злом.

Он стал начальником над мытарями, то есть над теми, кто выкупал у римских оккупантов право собирать долги у своих соплеменников.

Забирая у них в два раза больше обычного, он нещадно воровал, в чем и позже признался сам, пообещав возместить убытки людей вчетверо, как и предписывало Писание для воров.

Он был презираем и римлянами и иудеями, невысокого роста.

Но вспоминаем мы о нём каждый год, спустя полторы тысячи лет после его смерти, совсем не для того, чтобы в очередной раз заклеймить вора презрением и позором.
Мы вспоминаем о нём с почтением и благоговением. 20 апреля совершается его память как святого, а дни свои он закончил как первый христианский епископ Кесарии Палестинской.

Как же вместо общего осуждения Закхей приобрел святость?

Видимо, молитва матери, давшей своему сыну имя «Чистый» и не позволила погибнуть до конца его совести. При всей своей дурной жизни Закхей понимал, что он делает и сознавал грех – грехом, а себя грешником, не пытаясь подменять понятия или оправдывать себя.

Он переживал свое грех с болью. Не как большинство из нас, считающих грех обычной частью своей жизни. И потребовалась лишь искра любви Божией, чтобы в определенный момент душа мытаря загорелась, и все его неправедные дела сгорели как костер из сухих листьев.

Об этот моменте и повествует нам сегодня Евангелие.

Услышав, что по главной дороге Иерихона идет в Иерусалим известный Праведник – Иисус из Назарета – он вместе с толпой побежал туда. Но не мог ничего увидеть из-за стоявших вдоль дороги людей. Многие отступили бы, но не он. Он, видимо, понял, что это главный момент его жизни и единственный шанс изменить свою жизнь.

И нечто большее простого человеческого любопытства побудило Закхея, невзирая на насмешки толпы, залезть на ближайшее ветвистое дерево. Лишь бы увидеть Иисуса.
Богатый, жестокий, самоуверенный вор вдруг ведет себя столь нелепо, как балующийся отрок! Сколько, надо думать, было насмешек! Но Закхей не обращал на насмешки внимания. Он прозрел.

Совесть, дремавшая в нем долгие годы, наконец-то проснулась, встала во весь свой рост, превосходящий рост его тела.

И видя такое стремление к Себе, Творец Неба и земли, Творец человека, знающий помышления каждого из нас, обращается к Закхею по имени, давая возможность человеку стать достойным этого имени.

И первое, что говорит Бог человеку, это слово о его доме, о его душе и теле. Евангелист Лука употребляет слово ὑποδέχομαι, то есть Закхей «оказал гостеприимство». В доме у Закхея Христос провел достаточно времени, чтобы рассказать притчу о талантах, потому вполне можно говорить об их совместном ужине.

Речь идет о Евхаристии ещё до Тайной вечери: о трапезе со Христом, которая становится началом новой жизни человека.

И это первое причащение Закхея становится символом радикального изменения жизни мытаря, началом абсолютного поворота ко Христу, то есть покаяния.

И дело тут же подтвердило его намерение – Закхей отказывается от неправедно нажитого состояния, чтобы восстановить нарушенную собою же справедливость…

Сегодня мы празднуем и память святых новомучеников и исповедников Российских, а так же молимся об упокоении не прославленных церковью людей, пострадавших за Христа от рук своих же соотечественников.

У святых отцов можно встретить довольно дерзкую мысль, что каждый из нас в той или иной степени «вор», потому что использует данную Богом жизнь совсем не так, как предлагает нам Податель жизни.

В этом смысле и жизнь русских людей до революции была далека от совершенства. Призванные к преображению своей жизни, в массе своей русские люди знакомы были с Евангелием лишь по целованию его на аналое. Но, видимо по молитвам матерей, совесть, хоть и дремала, но не умирала совсем.

И когда наступил час исповедания веры, многие из тех, кто прежде жил довольно расслабленно и не всегда добродетельно, нашли в себе силы выбрать уход из этой жизни ради жизни со Христом. В «стране Закхеев» пробудилась вера даже там, где её и не ожидали увидеть – среди интеллигенции, военных, философов.

Господь принял людей, омывших свои ошибки своей кровью – в буквальном или переносном смысле, как исповедники.

Зачем Русская Церковь из года в год предлагает нам об этом вспоминать?

В первую очередь, чтобы напомнить, что независимо от того, какого мы «роста», то есть достатка, образа жизни, все обстоятельства нашей жизни и само наше тело, всё может стать либо средством для достижения вечного спасения, либо послужить нашей гибели.

Мы все грешники и, как Закхей, заглушаем голос своей совести, но когда звучит: «со Христом ты или нет?», важно исповедовать Бога.

Эти слова могут звучать не только буквально, во время прямых гонений, но и при всех проверках нашей веры – это смерть наших ближних, болезни, неудачи, проблемы в семье и на работе, несправедливость вокруг и многое другое.

И дай Бог каждому из нас мужества, крепости, силы и веры святых новомучеников – простых людей, стоявших в этих же храмах сто лет назад, и еще не знавших, что приближается период кровавого озверения, который коснется их соотечественников. Дай Бог, чтобы такие события не повторялись больше никогда.

Может, хватит нашему народу разума и сил менять что-то в своей жизни без пролития рек крови и издевательства на своей верой и Церковью.

Читайте также:  Великая суббота страстной седмицы - богослов

Грех, в переводе с греческого, это ошибка, непопадание в цель. У нас в жизни много ошибок, и наша задача помешать им сделать самую главную – пройти мимо Христа, уходя из этой жизни, пройти мимо Царства Небесного.

Святой Закхей и новомученики не промахнулись, нашли Бога в своей жизни. Это цель и пример для нас. Поэтому мы о них и вспоминаем, им молимся. Поэтому с верой приступаем к таинственной трапезе причащения Святых Христовых Таин.

К сожалению, обедая с Господом, мы не меняем своей жизни раз и навсегда, как Закхей. Это процесс может затянуться на десятилетия. Но слава Богу, если этот процесс идет. Пусть хоть так.

Важно, что в той трапезе, которую мы постоянно разделяем со Христом, мы нашли, встретили Бога, зовущего нас к Себе. И тогда мы из Зекхеев-мытарей становимся Закхеями-христианами. Становимся верными Христу. А что это значит? Даже тогда, когда не хочется, поступать по заповедям Божиим.

И тогда мы слышим голос Бога, и это помогает нам прийти к Нему и сейчас, и в тот момент, когда мы будем уходить из этой жизни.

Поэтому мы и вспоминаем о Закхее и новомучениках перед вхождением в Великий пост: время особого покаяния, не как самоедства и самобичевания, а как поворота к Богу, жажды Бога.

А Он уже ждет нас. Уже стоит у дерева нашей жизни, куда мы забрались за эти годы, зовёт нас по имени и предлагает таинственную трапезу в неизреченном Царстве, где нет уже наших болезней, вздохов, потерь и печали.

Аминь.

Проповедь о мытаре Закхее - Богослов

Проповедь в Неделю о Закхее — Храм святителя Николая в Кувекино

Проповедь о мытаре Закхее - БогословСегодняшний воскресный  день в церковном календаре носит название «Неделя о Закхее». Каждый год в эту неделю читается Евангелие,  в котором повествуется, как Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него…

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Такое Евангелие читается накануне Великого поста, потому что в нём Господь показывает, как человек может отвратиться от греха, но может это сделать только с помощью Божией.

У многих людей есть привычки греховные. У некоторых род деятельности такой, что заставляет грешить. Некоторые уже находятся в путах греха. И пример Закхея показывает: в любом положении нельзя отчаиваться, а нужно искать Бога. Мы знаем, что во времена Иисуса Христа мытарями называли сборщиков податей от римских властей, фактически – от оккупантов.

Они часто брали лишние для своего собственного обогащения и были ненавидимы народом израильским. И вот такой человек именем Закхей, а его имя, как ни странно, значит совершенно противоположное – праведность или справедливость, он искал увидеть Иисуса.

Возможно, первоначально его стремлением было увидеть Того, о Ком так много говорят, но далее его стремление доводит до того, что он, будучи мал ростом ищет дерево, на которое взбирается. Ранее поселения представляли собой одну центральную улицу, через которую проходили все дороги.

И Закхей знал, что Иисус будет идти по этой дороге, и будет окружен множеством народа; заранее взбирается на дерево. И, несмотря на насмешки людей, ждёт только, чтобы увидеть Господа. И Господь, проходя, останавливается и говорит ему: «Слезь, ибо надлежит мне быть в доме твоём».

Такое событие для Закхея становится чем-то особенным, ибо его душевный порыв, его искательство были замечены Спасителем. И когда Господь находится в его доме, он в душевном покаянии говорит: «Господи, половину имения я отдам нищим. Кого чем обидел – воздам вчетверо». Здесь нам открывается духовное действие покаяния.

Пока мы ищем Господа, Господь ждёт, пока в нас родится желание быть с Ним. И когда это желание в нас окрепнет, Господь приходит в наш дом, как пришёл в дом Закхея. И тогда в нас должно родиться то, что называется плодом покаяния. Плодом, который приводит к действию, направленному на спасение нашей души.

Для Закхея это стало плодом ко искуплению своих грехов перед односельчанами, перед своими сродниками, которых он обирал в пользу римских властей по роду своей деятельности. И вот он готов отдать то, что неправедно собрал и воздать тем, кого неправедно обидел.

И вот здесь Господь говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, ибо и он сын Авраамов». Мы знаем, что сыновьями Авраама называют людей, имеющих веру, веру твёрдую. И вот эта вера стала спасительной для Закхея-мытаря.

Нам, братья и сестры, надобно помнить, что Евангелие сегодняшнее заканчивается словами: «Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее».

Ни в каких обстоятельствах нельзя поддаваться на уловки врага рода человеческого, который чаще всего старается сбить с духовного пути человека унынием, людской молвой, людским мнением, нежеланием подвигнуть себя на плоды покаяния.

И вот нам Закхей показывает то, что всякий человек может обратиться от своей пагубной греховной привычки, преодолеть человеческое мнение, которое порой бывает преградой на пути его к Богу, совершить достойный пример, достойный акт покаяния через отвращение греха, через вступление того, что было сделано неправедно, неправильно, греховно.

Прийти, и Господь примет его, потому что Господь ищет взыскать погибшего, найти покаяние в сердце человеческом, найти в нём веру, и, как плод этой веры, любовь к нему. АМИНЬ.

Протоиерей Виталий Ткачёв. 25 января 2015г.

Проповедь на евангельское чтение о мытаре Закхее

Проповедь о мытаре Закхее - Богослов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вновь услышали евангельскую историю Закхея.

Чтобы более-менее понять смысл и последствия той встречи Христа с мытарем, нужно в первую очередь поставить себе следующий вопрос: что мы способны видеть в тех людях, с которыми нас сводит судьба? Не остаются ли для нас не до конца разгаданной загадкой даже наши самые близкие и любимые люди? Может ли кто-то из нас с уверенностью сказать, что разобрался сам в себе? Что же тогда мы можем сказать о людях, с которыми нас не связывает кровное родство, или дружба. Чем меньше любви между людьми, тем меньше мы способны заглянуть в сердце друг другу. И остается нам видеть только внешнее. И то будет хорошим, если это внешнее останется для нас просто нейтральным. А что сможем рассмотреть в человеке, который в отношении нас делает что-то злое, коварное, несправедливое? В таких случаях, мы, как правило, концентрируемся исключительно на негативном образе человека и ничего другого заметить уже не можем.

Закхей, о котором мы слышали из Евангелия, и был именно вот таким коварным и злым человеком. Он, неприятный на вид молодчик, угрозами требовал от людей деньги, клеветал и доносил на своих соотечественников оккупантам-римлянам, воровал, не почитал Божиих заповедей, был безжалостным.

Мало ли человеческих жизней он попортил? Не даром евангелист отмечает, что люди упрекали Христа за то, что он вошел в дом и ужинает у такого злодея как Закхей. Эти люди были правы, их можно понять. Многие в этом городе пострадали от него. То пусть бы Христос зашел к обиженным, а не к этому ненавистному обидчику.

Посещение Христом Закхеева дома, в глазах людей, походило на какую-то большую нелепость.

Но, Слово Божье говорит, что мысли Господни – это не мысли человеческие. И Божьи пути – это не пути людские. Христос видит в человеке даже то, чего сам человек о себе не знает и не подозревает. При этом пронзительном взгляде Бога в человеческое сердце вор может оказаться более близким к Нему, чем тот, кто казался благочестивым.

Это и есть евангельская история, когда Закхей остается со Христом, а самые набожные среди народа – фарисеи, оказываются врагами Иисуса и становятся богоубийцами. Христос, дорогие братья и сестры, не менее пронзительно вглядывается и в наши сердца.

Так пристально созерцает Он наши жизни… И дай нам, милостивый Боже, не обмануть Тебя и не обмануться самим!

В сегодняшнем евангельском повествовании мы видим, как странно движутся навстречу друг другу Христос и Закхей. Закхей давно слышал об Иисусе, давно думал о Нем и хотел Его увидеть и вот сегодня он забегает вперед толпы, забирается на дерево, чтобы наконец хоть взглянуть на Иисуса.

Но и Христос издавна ищет Закхея, и сегодня Он в Иерихоне, чтобы наконец сказать мытарю: “Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”.

Вот тот большой и решающий момент, когда Бог говорит человеку: “Я вижу тебя! Я знаю твое сердце! Я готов простить тебе все твои грехи! Я иду к тебе, сын мой!”.

Но не только Закхея некогда увидел Христос. Вот здесь и сейчас Он останавливается перед каждым из нас и каждому из нас Он говорит: “Сегодня буду у тебя!”. Заметим ли Его? Примем ли Его? Будет ли Он сегодня нашим самым главным и желанным гостем? Встретим ли Его с такой радостью, с которой Его принял Закхей? Пригласим ли своих родных и своих друзей на эту чудесную встречу с Господом?

Вот вопросы, от ответов на которые зависит, сможем ли мы услышать те слова, которые услышал в свое время Закхей: “Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама”.

Аминь!

Мнение авторов блогов может не совпадать с мнением редакции Krynica.info

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. О Закхее

← все проповеди Проповедь о мытаре Закхее - Богослов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всё ближе и ближе, дорогие братья и сестры, к нам время покаяния, время Великого поста. Всего несколько недель отделяет нас от этого радостного и легкого бремени. И святая церковь всё чаще напоминает нам об этом чуде, об этом таинстве покаяния, об этой ступени, без которой невозможно войти в Царствие Божие.

Ибо и пророк Иоанн Креститель прежде сказал «покайтесь» (Мф. 3:2), а затем научил нас, говоря: «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8), — поскольку покаяние есть изменение ума, изменение путей греховных, которыми мы ходим, изменение привычек и склонностей с помощью Божией. И это случается только тогда, когда человек в сердце своем повстречается со Христом.

Покаяние есть зрение своей внезапной «проказы». Но как человек увидит в себе «проказу души», если не в зеркале — во Христе?

Ибо Христос есть чистейшее зеркало для каждого человека, чтобы мы видели то, что мы из себя представляем: тот ужас, ту язву и ту радость, в которую мы должны войти, тот образ, в котором мы были и в котором должны будем быть.

И вот сегодня в воскресном Святом Евангелии вспоминаются события о Закхее, начальнике мытарей (Лк. 19:1–10), когда Господь наш Иисус Христос шёл через Иерехон. Здесь Господь сотворил чудо возвращения телесного зрения Вартимею, там же и произошло чудо обновления ума, прозрения духовного, начальника мытарей — Закхея, который прежде повстречался в своем сердце со Христом.

И может, чудо прозрения Вартимея, телесное, прежде всего, прозрение, а потом уже духовное, не только его, но, и окружающих, повлияло и на Закхея, который, как мы знаем, был человеком необычным, человеком, который добровольно вызвался собирать дань Риму с Израиля, что считалось позором для самого Израиля, который имел в своей истории времена Давидовы, времена Соломоновы, когда весь мир и все окружающие государства ему платили, это было унизительно для израильтян, и посему люди, которые соглашались на сию работу, были презираемы среди народа. Злоупотребляя своей должностью, своим «коллекторством», мытари имели возможность стяжать мзду ещё и для себя. И вот, если такие люди считались хуже язычников, то как они относились к одному из начальников мытарей, который был, как мы читаем, весьма богат?  

Закхей же, зная, что Господь пойдет той дорогой, по Иерехону, вдруг, вопреки тому поведению, которое должен иметь чиновник, почувствовав близость Господа своим сердцем, как мальчишка залезает на дерево, с которого он имеет надежду хотя бы краем глаза увидеть Христа, Того Чистейшего, о Котором много столетий говорит весь Израиль!

Мы читаем: «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Так Господь поступает всегда, когда мы делаем хотя бы один шаг навстречу к Нему. Так и здесь, Закхей только залез на древо, только имел намерение, и вот уже Господь Сам призывает его.

Читайте также:  Проповедь в честь престольного праздника в храме николая чудотворца - богослов

Как мы знаем, Господь всегда щедро во всём поступает с человеком: Господь щедро кормит голодных людей, и так, что остается у 5 тысяч 12 коробов (Ин. 6:5–14); Господь щедро одаряет и рыбаков, которые всю ночь трудились, но, ничего не поймали, и наполняет их сети рыбой — сто и пятьдесят и три, так что и даже мрежи прорываются (Ин. 21:11).

Так и здесь, когда Закхей сделал один шаг, Господь делает навстречу ему сразу несколько шагов и не только призывает, но даже входит к этому грешнику под кров, что Закхей явно не ожидал, поэтому с радостью слезает с этого дерева и бежит встречать Господа, а Господь входит к этому грешнику в дом.

А как ведут себя другие люди, грешные люди? Осуждают.

Осуждают Спасителя в том, что Он входит под кров великого грешника: «и все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лк.

 19:7), ведь это город священников и фарисеев, почему Он входит к мытарю, презираемому? Они не понимают, что происходит, не подозревают о Промысле Божьем, о возвращении к жизни мытаря-Закхея.

И вот Господь, повстречавшись с Закхеем в его сердце, входит к нему в дом, и что говорит Закхей. Ко всеобщему удивлению, удивлению тех, кто только что осуждал Спасителя, только что укорял Его и смеялся над ним, Закхей говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8).

Это звучит не только удивительно, но и очень сурово, потому что мы знаем, что Закон Моисеев гласит, если кто совершил грех против ближнего, против Бога, тот должен сполна вернуть то имущество, которое он изъял и прибавить к этому 1/5, то есть 20% к тому, что он изъял у ближних, но, говорит Закон, покаявшись ближнему.

И Закхей кается, но и добавляет, что в 4 раза воздаст каждому, кого обидел. Он ведёт себя так, как Закон предписывал обращаться с теми, кто не кается, то есть с преступниками, ворами, которых поймали на месте злодеяния и у которых изымают всё имущество.

Закхей повёл себя так, потому что само присутствие Бога, присутствие Чистейшего, ввело его в состояние глубочайшего покаяния.

Так приходит Господь к нам. И стучится. Но на сколько мы готовы открыть Ему дверь своего дома, своего сердца, своего храма?! На сколько мы готовы отойти от тех внешних богатств и внутренних наших привязанностей, к которым мы так привыкли и которые так нас возносят над ближним?!

Господь говорит, что и он сын Авраама (Лк. 19:9), он называет Закхея чадом Авраама, сравнивает с тем, кто имел чистейшую веру и которого называют отцом веры. Господь пришёл взыскать и спасти погибшего: найти тех, которых уже никто не ищет и презирает, которые никому не нужны, пришёл найти тех, которых все забыли и сторонятся, пришёл найти тех, которые потеряли самих себя.

Именно покаяние, именно изменение ума, именно желание измениться с помощью Божьей делает возможным человеку обрести присутствие Бога.

Ведь Господь делает каждого человека свободным — свободным от тех кандалов, которыми мы связаны, и тех внешних условностей, которым мы следуем, от тех обременений, под которыми мы изнемогаем и хотим поменяться, — таким образом, Господь даёт нам самих себя, отдавая и показуя нам Самого Себя, Господь открывает нам все тайны Царства Неба и земли. Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.

Протоиерей Алексий Шулекин

30 января 2017 г.

Храм владимира священномученика

Неделя 32 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк.19.9).

Итак, выходит, что преступник Закона и предатель собственного народа мытарь Закхей взыскан от Бога не по своим заслугам, не по своему жизненному подвигу, не по праведности своей, а потому лишь только, что родился потомком Авраама. И всего лишь за то, что ему повезло родиться в этом народе, – «ныне пришло спасение», и не только ему, но и всему дому его.

Потомками Авраама по премудрому смотрению Божию был целый народ, в соборном теле которого должна была соткаться Пречистая Плоть Богочеловека, тот самый народ Божий, про который Господь говорит: «И приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх.6.7). Народ этот, являющийся отраслью святого и праведного Авраама, был предназначен Богом нести спасение всем людям, ибо «если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» (Рим.11.16).

И вот в этом святом народе Божием рядом с праведниками и подвижниками благочестия, рядом с праотцами и пророками, рядом мужами и женами, отмеченными Божьим благословением, находились также те, кто по грехам своим, по своему произволу отпали от благодатного сообщества, от святого Тела своего народа и сделались ненавистными всем изгоями.

Так произошло потому, что, как и говорил Спаситель, много оказалось званых, но мало избранных (Мф.20.16). Подобно древнему Исаву, слишком уж многие из этих «званых» променяли право первородства, трудное и святое право быть чадами Авраама, друга Божия, на «чечевичную похлёбку» (Быт.25.33) власти, богатства, привязанностей и страстей своих.

Закхей, этот презираемый всеми мытарь, собирающий налоги со своих единоверцев и единоплеменников в пользу оккупационных властей, в пользу тех, кто завоевал и духовно осквернил Святую Землю, данную Богом Своему возлюбленному народу, – отказался от достоинства сына Авраамова, предав свой народ и свою веру. Он сделал это, прельстившись призраком богатства и власти. Он пренебрёг достоинством святости ради «мира и безопасности» (1.Фес.5.3), как он их понимал тогда. Но Господь, который, по слову апостола, «придет, как тать ночью» (1.Фес.5.2), настиг его, настиг в тот момент, когда он никак не мог этого ожидать. И случилось чудо! Этот бывший сын Авраамов «был мертв и ожил» (Лк.15.24)! На наших глазах произошло это чудо покаяния. На наших глазах совершилось его возвращение в дом Отца своего.

Ведь возвращаться, как и уходить, можно не сходя с места, потому что Дом Отца нашего – Царство Небесное, которое «внутрь [нас] есть» (Лк.17.21), и для того чтобы достигнуть его, не обязательно отправляться в далёкое путешествие, иногда достаточно влезть на смоковницу, растущую у твоего дома.

Немного понадобилось времени доселе жестокому и неумолимому начальнику сборщиков податей, чтобы возродиться сердцем, чтобы оттаять душой, чтобы перейти из смерти в жизнь, чтобы вновь иметь право называться сыном Аврамовым.

И в самом деле, много ли нужно времени для того, чтобы сдлать то, что каждому из нас предложил сделать Иисус: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16.24)?

Можно быть плохим сыном, но по собственной воле или по грехам своим превратиться из сына в соседа нельзя, ибо достоинство сыновства неотменимо, как непреложны дары Божии, данные потомкам Авраама. И эти «непреложные дары» (Рим.11.

29) были даны им вовсе не потому, что избранный народ оказался их достоин, а потому, что Бог – Милосерд! Ведь от этого некогда многочисленного, «как песок морской» (Быт.32.12), народа верным своему призванию сохранился «по избранию благодати» только «остаток» (Рим.11.5).

Большинство же призванных, надмевающихся своим превосходством, постигла участь тех, о ком сказал Христос: «и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3.9).

Бог и воздвиг из «камней сих» новых детей Аврааму, и камни эти – мы с вами – составляют ныне новый дом Божий, Церковь Христову.

И теперь уже нам, христианам последних времён, важно помнить, что принадлежность к избранному народу Божию, к «царственному священству», к сообществу святых, «взятых в удел» (1.Пет.2.9), – не привилегия, а крест. И возлагая этот крест себе на рамена, надо спокойно и трезво отдавать себе отчёт в том, что путь наш будет труден и полон соблазнов.

Всякое может случиться на этом скорбном пути, но одного нельзя нам забыть: сколько бы мы ни оступались, каким бы безнадёжным ни казалось нам самим наше отпадение от народа Божия, от Церкви Христовой, – для нас всегда остаётся возможность возвращения. Всегда нам открыт путь покаяния и надежды. Всегда мы можем хотя бы попытаться «воздать вчетверо» всем обиженным нами (Лк.19.

8), как это сделал мытарь Иерихонский Закхей. Аминь.

5 февраля 2006 г.

Неделя о Закхее

Неделя о Закхее — 14 февраля 2021 г. (последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту. Со следущего воскрсенья в богослужении начинают использовать Постную Триодь).

Задолго до начала самого Поста Цеpковь возвещает нам о нем и зовет нас встyпить в пpиготовительный пеpиод.

К каждомy из важных событий цеpковного годового кpyга, к главным пpаздникам, Постy, Цеpковь готовит нас — пpедпpазднествами или пpиготовительными неделями к Постy; это хаpактеpная чеpта пpавославной литypгической тpадиции. Почемy? Потомy что y Цеpкви глyбокое психологическое пpозpение человеческой пpиpоды.

Зная недостаточнyю сосpедоточенность и yжасное «омиpщвление» нашей жизни, Цеpковь знает нашy неспособность быстpо изменяться, пеpейти от одного дyховного пеpеживания к дpyгомy. Поэтому задолго до начала настоящего подвига Поста Цеpковь обpащает наше внимание на его важность и пpизывает к pазмышлению о его значении.

До начала действительного подвига Поста нам объясняется его значение. Это пpиготовление пpодолжается в течение пяти недель, пpедшествyющих Посту, каждое из воскpесных евангельских чтений посвящено одной из основных стоpон покаяния.

Пеpвое возвещение Поста мы слышим в Воскpесном Евангелии о Закхее (Лyка, 19:1–10). Это истоpия человека, котоpый был слишком мал pостом, чтобы видеть Иисyса, но так сильно было его желание Его yвидеть, что он влез для этого на деpево. Иисyс ответил на его желание и вошел в дом его. Такова пеpвая тема, говоpящая о желании.

Человек следyет своему желанию. Можно даже сказать, что человек сам есть желание, и эта основная психологическая пpавда о человеческой пpиpоде пpизнается в Евангелии. «Где сокpовище ваше, — говоpит Хpистос, — там и сеpдце ваше бyдет» (Лyка, 12:34). Сильное желание побеждает пpиpоднyю огpаниченность человека.

Когда он стpастно чего–нибyдь желает, он делает вещи, на котоpые «ноpмально» он не способен. Будучи «мал ростом», Закхей сам себя возвышает.

Поэтому единственный вопpос заключается в том, пpавильно ли желание человека, напpавлено ли оно к хоpошей цели, нли, по словам экзистенциалиста атеиста Жана Поля Саpтpа, человек — «бесполезная стpасть».

Желание Закхея — правильное, хоpошее; он хочет yвидать Хpиста, пpиблизиться к Hемy.

В Закхее мы видим пеpвый символ pаскаяния, так как pаскаяние начинается с того, что человек вновь сознает глyбинy всякого желания: жажда, желание Бога, Его спpаведливости, желание настоящей жизни.

Закхей — «мал», мелок, гpешен и огpаничен; и вот его желание пpевосходит и побеждает все это. Он yсилием пpивлекает внимание Хpиста, пpиводит Его в свой дом.

Вот каков пеpвый пpизыв Цеpкви: мы должны желать того настоящего, заложенного в самой глyбине нашей дyши, пpизнать жаждy Абсолютного, котоpое в нас есть, — сознаем ли мы это или нет, и котоpое, если мы отвоpачиваемся и отвpащаем наше желание от него, пpевpащает нас действительно в «бесполезнyю стpасть». И если мы достаточно глyбоко, сильно желаем. Хpистос нам ответит.

Александр Шмеман «Великий пост»

Проповедь о чуде покаяния Закхея мытаря (2020.02.02) | Мультиблог протоиерея Димитрия Смирнова Мультиблог протоиерея Димитрия Смирнова

Вот дожили мы до недели о Закхее, которая как бы предупреждает Великий пост. Словно заря встаёт над нашим богослужением, когда читается этот отрывок из Евангелия от Луки, очень важный для нашего благочестия: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом (Лк. 19, 1-3). Кто не знает, кто такой мытарь? Это сборщик податей.

Закхей собирал подати в пользу римлян, потому что они оккупировали эту часть земли вместе с народом. Там держали гарнизон и отправляли в Рим всё то, что удалось собрать с народа.

По закону тогдашнему, если кто-то ему не отдавал подать, мытарь платил из своих, а потом имел право по закону взять у должника в четыре раза больше. Иначе в долговую яму, это была такая тюрьма.

Он был маленький человек по росту и не видел, как Христос идёт. И, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк. 19, 4). Так точно рассчитал, чтобы Его увидеть.

Читайте также:  Архангел гавриил – посланник божий. в честь него 2 праздника в году - богослов

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). Надо сказать, что мытари были в обществе израильском и иудейском чрезвычайно презираемы.

Именно потому что собирали деньги в пользу римлян и были у них на службе. Поэтому с ними никто дружбу не водил, обходили их стороной. Возникла даже такая поговорка – если кто с кем поссорится, говорили: да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18, 17).

С язычниками тоже не общались, потому что с кем поведёшься, от того и наберёшься. Это была совершенно невозможная вещь. Мытари и язычники были на таком социальном уровне.

А здесь Христос, Который уже стяжал такую популярность Своими проповедями, исцелениями, воскрешениями мёртвых, вдруг смотрит на этого мытаря, который ведёт себя как мальчишка – залез на дерево и смотрит. Христос говорит: сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Выражаясь по-нашему, все были в шоке. Как – к мытарю, да ещё и в гости?!

И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19, 6-7). Каждый человек про себя считает, что он очень хороший, чуть ли не праведник, готов присягнуть. У любого человека исповедь заканчивается и начинается речами о том, как он молится, как он постится.

Рассказывают, будто приходят на исповедь рассказывать о своих достоинствах. У всех очень неплохое к себе отношение, очень сочувственное и оправдательное. То, что говорит священник, не слушают, а перебивают. Пытаешься хоть что-то заложить в голову, но это бесполезно. Что-то тарахтит, как старый «Зингер», такая есть машинка швейная. Поэтому я обычно замолкаю, думаю: сейчас, проговорит.

Хочешь причащаться? Иди. Иуда тоже причастился и тоже не покаялся. Не хочешь – не надо. В Церкви всё добровольно. Церковь никого и ничего не может заставить делать. Те люди две тысячи лет назад мимо этой смоковницы шли со Христом, но они такие же, как все мы, мы ничем не отличаемся. Только есть надежда, что кто-то из нас станет христианином, но, конечно, не все.

Потому что, во-первых, все умные, во-вторых, всё знают. Как их учить чему-то? Это бессмысленно.

Вот все начали роптать. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим (Лк. 19, 8). Потому что его деятельность привела к тому, что он был человек богатый. Я думаю, что не менее богатый по тем временам, чем любой налоговый инспектор. Если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19,8).

Как обидел? Взял в четыре раза больше налога. Хотя так полагалось по закону, но, опять же, в пользу римлян. Поэтому было очень много разорённых людей. Под нищими он имел ввиду тех, кого разорил в ходе своей деятельности. Поэтому он и говорит, что тому, с кого взял в четыре раза больше, воздаст вчетверо, то есть вернёт всё.

Что с ним произошло? Он покаялся. «Ой, батюшка, всё время одни и те же грехи». Конечно, одни и те же, потому что не кается человек. «А я всё осуждаю, да осуждаю».

Тебе сколько лет? Сколько ещё хочешь прожить-то? Долго тебе осталось на покаяние? 72? Уже недолго, пойдёшь в преисподнюю, потому что будут тебя судить таким судом, каким ты осуждаешь. Каждое лыко в строку. Ты за каждым смотришь и каждому назначаешь: этот такой, а этот такой. Покаяние – это не «он такой, а она такая». Покаяние – это какой я.

Человек кается не в грехах своей дочери, не в грехах своего зятя, не в грехах начальника на работе, а кается в своих грехах. Потому что сколько ни кайся в грехах начальника, ты на это повлиять не можешь. На это может повлиять только Господь, и то при условии, если он обратится к Богу. От твоего осуждения ещё никто лучше не становился.

А ты становишься хуже. В Закхее произошло это чудо покаяния. И всё от того, что он очень захотел увидеть Иисуса Христа. Те люди, которые постоянно занимаются осуждением, ропотом, недовольством, Христа не хотят увидеть. Что они хотят? Они хотят жить спокойно, весело, счастливо и не болеть.

Представляете, глупость какая? Особенно уже в старом возрасте хотят не болеть. Хотят здоровенькими помереть: ехал в трамвае, закрыл глазки и умер. Мало кто так сподобляется. Обычно нет, придётся поболеть. А человек ропщет, он недоволен. Кем? Господом Богом. Иуеди, которые окружали эту смоковницу, тоже недовольны были Богом.

Они даже не знали, что Бог идёт мимо смоковницы. Он сам знает, когда Ему и с кем заговорить, на кого обратить внимание, к кому зайти в дом. Если к нам Христос зайдёт, мы даже Его не узнаем. Мы спросим: «А Вы, собственно, кто?» Может, и милицию вызовем. Почему? Мы не хотим Его увидеть, совершенно.

А увидеть можно. Господь говорит: был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.

25, 36; 25, 40) Хочешь, когда Христос заболеет, Его посетить в больнице? Иди к любому больному и посети его, принеси ему чего-нибудь, что врач не отменит. Потому что не всё, что приносят больному, вообще можно есть. Иногда даже и вредно. Но ума-то нет, и время на подготовку не хочется тратить.

Когда уходишь от больного, посмотри в своё сердце. Там такая благодать будет! Почему? Ты на кроватку присел, а рядом невидимо сидит Христос, от этого такая благодатная радость. Чем чаще мы делаем дела любви, тем чаще общаемся с Богом. Чем чаще приходим в храм, тем чаще ощущаем присутствие Бога.

Но и в храме можно так себе голову заморочить, что забыть к Кому пришли. Христос среди нас стоит и стучит в сердце каждого. Хочет, чтобы мы пришли к покаянию.

Закхей увидел милость и любовь Господню, проявленную к нему. А любовь у него, как у блудного сына, который гулял незнамо где и догулялся до такой степени, что готов был из одного корыта со свиньями есть. Потом говорит: «Да что же я делаю, сумасшедший? У моего отца всего полно, даже слуги его лучше питаются, чем я».

Вернулся домой, говорит: «Отче, прости». Когда отец увидел, что он идёт, он выбежал к нему навстречу. Так и Христос, увидел, что этот маленький разбойник, финансовый инспектор, залез на дерево, чтобы только Его увидеть. Говорит: «Сегодня же приду к тебе в дом».

Тот чуть не упал с дерева: «Ко мне? С которым никто никогда не здоровается, а когда я иду, переходят на другую сторону улицы? А Он придёт сегодня ко мне в дом». В нём произошло покаяние. Такая милость Божия родила в нём этот покаянный переворот. А что такое покаяние? Покаяние – это не «ох» и «ах».

«Ах, какой я грешник!» Как некоторые говорят: «Я великий грешник». А Закхей всё припомнил за собой, и тут же сказал, что всё исправит. Пусть жена и дети будут недовольны, что уплыло богатство. У него совесть пробудилась. Это великий акт.

Господь тут же его помиловал, причём Господь сказал: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). То есть он достоин любви, он верующий человек. И спасение придёт всему дому – и жене, и детям. Потому что на их глазах он стал другим, стал прекрасным человеком, добрым и милосердным. Вот в этом спасение.

Спасение в чём заключается? Чтобы каждый из нас из тряпичного и бессовестного сердца приобрёл сердце милующее. Это может сделать только Христос, если мы придём к покаянию. Тогда Царство Божие приблизится к нам и начнётся у нас христианская жизнь. А прежде этого – нет.

Ты можешь читать правило, можешь сухарями питаться в среду и пятницу, это ни на что не влияет. Это для детей, чтобы они учились воздержанию. Сначала сухари ешь, а потом перестанешь раздражаться и всякие гневные, гнусные слова произносить. Научился есть сухари, надо научиться и говорить по-человечески, а не лаять, как собака, на ближайших к тебе беззащитных людей, пользуясь их любовью.

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Вот за этим пришёл Христос. Ходил и смотрел, в ком вызревает покаяние, того Он исцелял, давал зрение. Согнутых распрямлял, мёртвых воскрешал, больных исцелял, даже тех, которые не могли говорить и были парализованные.

А как Он определял? Если четверо здоровых мужиков лезут на крышу, поднимают постель, разбирают потолок и к ногам спускают – кем надо быть, чтобы твои друзья так для тебя потрудились? Значит этот расслабленный, когда был здоров, был прекрасным человеком. Они за него ходатайствовали.

Значит, если мы сами явили покаяние Господу, то наша молитва будет обязательно, как мы говорим, услышана Богом. Бог, конечно, всё слышит. Он даже слышит, как муравей соломинку тащит в свой муравейник. Это всё Его чада. Но любимое чадо – это такой заблудший человек, как мы с вами. Он хочет, чтобы мы стали на путь христианский. Он знает, что все не встанут.

Потому что ленивые, гордые, глупые, не способные к обучению, потому что слишком высоко о себе думают, хотя за этим ничего не стоит. Потому что врём постоянно. К сожалению, мы очень часто так проявляем себя и думаем отделаться от Бога тем, что что-то не съели или правило вычитали.

Ну вычитал, попугай Карудо тоже может какой-нибудь кусочек правила прокричать, всё-то он не осилит. «Бу-бу-бу-бу» – это что, молитва? Это даже не жалкая пародия, это кощунство. Если человек, обладая разумом, вместо того, чтобы этим разумом вникать в молитву, просто языком мелет, какая вообще в этом награда? Какая-то бессмыслица.

А это для того, чтобы отделаться. Не помолиться, а прочитать – это совсем другой глагол. Как исповедоваться и покаяться – это два совершенно разных действия. Исповедуется человек умом и языком. Потому что более или менее следящий за собой человек очень много видит в себе прегрешений.

Может сказать о них на исповеди, но что толку? В следующее воскресенье ты скажешь то же самое. А где покаяние? Перед Великим постом святые отцы, совершавшие наше богослужение, из которого мы черпаем эту премудрость, решили прочитать этот случай о Закхее во всех наших храмах.

Для того, чтобы уяснить, что главное в посте – это не то, что мы едим или не едим. Главное в посте – это воздержание от греха, чтобы нам немного пожить иной жизнью, жизнью покаяния, умоляя Бога: «Покаяния отверзи мне двери». Чтобы покаяние открыло двери моего сердца, чтобы оно влилось туда. Чтобы мы этим постом начали изменяться, а потом сохранили это и на весь год, и на всю оставшуюся жизнь.

Спаси всех Господи!

Свернуть

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *