Проповедь о поклонении мощам и праведной жизни — богослов

Почитание святых мощей является традицией, которая имеет истоки в вере христиан в то, что человек может быть похожим на Господа еще во время земной жизни. Многие православные верующие поклоняются мощам, давайте разберемся в статье почему.

Что такое мощи?

Проповедь о поклонении мощам и праведной жизни - Богослов Flickr.com

Нетленные останки святых, которые сохраняются в неизменном виде многие века – это не только доказательство Божественного Чуда, но и серьезная, до сих пор не объясненная загадка для ученых.

В отличие от ученых – материалистов, Православная Церковь никогда не испытывала сомнений в подлинности и чудодейственности мощей. Это и понятно, ведь поклонение приносится не физическим останкам, а Божьей Благодати, которую они несут на себе в неизменном виде на протяжении тысячелетий.

Логического объяснения данному явлению дать невозможно, потому что это не земное явление, а проявление Воли Бога, его желания выделить избранных, чтобы они могли служить верным показателем Славы Божьей.

Когда появились первые мощи?

Проповедь о поклонении мощам и праведной жизни - Богослов Flickr.com

Ветхий Завет, а именно – Книга Царств, рассказывает о том, что некий человек, который уже умер и был оплакан, воскрес после того, как к нему поднесли мощи пророка Елисея (13:21). То есть, уже в то время мощи людей, осененных Святым духом, хранили и они были нетленны.

Во времена Нового Завета христиане уже окончательно убедились в то, что Дух Святой даже посредством прикосновения к вещам, которые принадлежали святым, может действовать.

Книга Деяний святых апостолов рассказывает, что платки и пояса, которые принадлежали апостолу Павлу, при возложении на больных, вызывали прекращение болей.

Даже нечистые духи выходили из людей, когда к ним прикасались мощи святых апостолов.

Вековая сохранность в неизменном виде святых мощей служит доказательством исполнения пророчества, написанного в Ветхом Завете: «Не дашь святому твоему увидеть тление». Кроме этого, они напоминают христианам о истинности и неизбежности всеобщего воскресения из мертвых и будущей вечной жизни.

Проповедь о поклонении мощам и праведной жизни - Богослов Blagoveshenie.cerkov.ru

Седьмой Вселенский Собор определил святые мощи, как спасительный источник, изливающий благодать на людские немощи, как телесные, так и духовные. Духовная благодать от прикосновения к мощам действует на людей избранно – кому-то она немедленно помогает, кому-то не показывает никакого результата.

И это логично, ведь каждый человек получает по своей вере. Может быть, праведному человеку страдания посланы в испытание и совершенствование его душевной крепости. А неправедному после прикосновения к мощам Господь дает исцеление, чтобы он уверовал, покаялся и встал на путь праведности. Никому не дано знать, какими путями Господь направит нас к спасению.

Святые мощи почитаются, но им не поклоняются, как Богу. Их почитают как сосуды, вмещающие Святой Дух, действующий со времени жизни Святого и по сей день.

Правильное почитание святых мощей заключается в молитве, соединенной с подражанием тем качествам, которые святые имели при жизни – несомненную веру, любовь к людям, нестяжание, кротость, аскетизм и воздержание.

Каждый, кто надеется на помощь Святого Духа, исходящего от мощей, должен понимать, что это не фокус, не языческий талисман, а присутствие Бога в одной из его ипостасей на частице святого тела. И это понимание сразу наполняет душу благоговением и Страхом Божьим.

(3

Фото

Проповедь о поклонении мощам и праведной жизни - Богослов Вопрос: Почему баптисты не поклоняются мощам?

Ответ: Вы такой вопрос задаёте, даже не знаю что сказать. Мощи – это ведь обыкновенные останки умерших людей.  Как может человек разумный, просто разумный, поверить в  то, что чьи-то кости обладают какой-то магической силой?   Как бы ни был велик человек при жизни, но ему, даже живому,  нельзя поклоняться.  И вся его сила, как бы ни был он велик, сражается смертью.  Он может быть примером. Писание говорит так:  «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Евр.13:7;

Как видите, предложено помнить и подражать, что вполне разумно. Но поклоняться   живому не могли. А уж его останкам  и тем более.  Неужели такие люди есть?  Но, допустим,  что  есть.   После того, как люди уверовали в коммунистическую партию,  не удивительно, что  люди веруют во всякую чепуху.  И потому и поклоняются  всякой чепухе.

Баптисты  веруют только  в Бога, и поклоняются, только Богу.  Баптисты заявляют, что они признают единственное  откровение о Боге, изложенное в Библии.

Все жизненные принципы баптисты обосновывают Библией.   Библия  содержит в себе откровение о Боге, которое Бог давал людям в разное время.

  Библия содержит в себе множество законов, заповедей, мудрых советов, на все случаи жизни.  Нет ни одной заповеди и ни одного совета, которые бы даже намекали поклоняться мощам.

  А баптисты воспринимают  повеления Библии, потому что они   исходят от Бога.

Тут очень важно отметить, что Бог, в понимании баптистов, это  Творец видимого и невидимого мира, Творец человека.  Бог хозяин Вселенной, Он законодатель, Он Судья.

  В этих определениях я пытаюсь передать  мысль о том, что Бог, это вовсе не мировоззрение, которое мы выбираем, по своему усмотрению, это не модель религиозного сознания, это не талисман, не один из семейных  оберегов, созданных человеком. Можно сказать чуть иначе.

   Все религии мира, все традиции исходят из того, что когда-то кто-то наделил некоторые предметы духовной властью.  Планеты, природные явления,  духи неведомые, которым  человеком  были даны  власть и сила. Так или иначе, все религиозные символы и традиции плод  ума  людей.

   Поэтому баптисты и не принимают и не совершают  многообразные  религиозные практики, в том числе и существующие в православии,  как установленные людьми, да ещё и вопреки Божьему  предписанию.

Баптисты веруют, что Истинный Бог, Творец,   Сам открыл Себя человеку.  Это откровение содержится в Библии.   Библия открывает нам Бога. Борьбу добра и зла.  Тайну происхождения человека, его сущность – дух, душа, тело.

  Смысл и предназначение жизни человека.   Духовное поражение человека. Смерть тела.   Возможность восстановления духа и достижение вечной жизни.  Порядок  восстановления духа  дан нам Богом.  Вот некоторые, о поклонении.

«Я Господь, Бог твой;  да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».  Исх.20:2,3;   Первая заповедь Закона Божьего.

  Бог единственный, других не бывает!  Поклонения достоин только Бог! Помните, когда Иисус Христос  был в пустыне, в искушении, и сатана предлагал Ему  поклониться и получить в своё распоряжение весь мир, Христос  сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи!»   Как можно после таких слов Господа поклоняться чему бы то ни было?   Слово  Христа, который есть Бог, пришедший во плоти, закон для всякого  Его последователя. Баптисты, последователи Иисуса Христа, и потому не поклоняются мощам.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;  не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель».

Слово ревнитель  показывает нам, что Бог не терпит никаких  подмен, никаких подобий, никаких объектов и субъектов поклонения.  Это свидетельствует нам об абсолютной святости Бога!  Никаких серых зон, никаких полутонов.

  Бог есть Свет! Если человек  веруют в Бога, то независимо от того, баптист он или не баптист, он никогда не станет поклоняться  ничему и никому. Такова воля Бога!  Как же верующий в Бога человек позволит себе  творить то, что Бог прямо осуждает и запрещает.

  Ведь это будет вероломным нарушением Божьей заповеди.

Христос, Спаситель наш сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Иоан.4:24;

Божья праведность и сила открываются в Евангелии

«Ведь я не стыжусь благовестия, которое есть Божья сила ко спасению всякому, кто верит, во-первых еврею, и греку. В нём открывается Божья праведность от веры к вере, как написано: «праведный верою жив будет».» (Рим 1:16-17, Открытый Перевод Нового Завета)

Божья праведность и сила открываются в Евангелии Иисуса Христа

  • Открывается, это греческое слово «апокалупто», означающее: «открывать то, что было скрыто».
  • Божья праведность была скрыта от людей из-за грехопадения Адама и открылась благодаря искуплению Иисуса Христа.

статью «Незаслуженная праведность».

Первое, о чем пишет Павел, что проповедь о Христе даёт нам Божью силу для спасения от бед и скорбей.

Здесь слово «сила», это на греческом «дунамис». Означает: «сила, мощь, крепость, могущество; способность; чудо, чудотворение».

А «спасение» — «сотэриа». Это слово использовали для обозначения избавления от временных трудностей. В отличии от слова «созо», означающего неизменное спасение, исцеление и освобождение. Именно слово «созо» использовал Иисус, говоря о спасении от погибели.

Евангелие, помимо вечного спасения через веру в Иисуса Христа, даёт силу для чудесного избавления от различных земных трудностей и скорбей.

  1. И второе: проповедь о Христе ведёт к зрелости в вере.
  2. Возрастание в вере – от веры к вере – приходит именно через откровения о Христе из Евангелия.

Праведность, в синодальном тексте «правда», это греческое «дикаиосунэ». Перевод означает: «справедливость, законность, праведность».

Божья справедливость, законность и праведность открываются в проповеди Евангелия Иисуса Христа. Именно слово о Христе производит духовный рост, когда наша вера растёт и умножается.

И далее апостол Павел пишет, что гнев Божий на всякое нечестие и неправедность людей, отвергающих Христа, открывается через познание заповедей закона:

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое кощунство и неправедность людей, удерживающих истину в неправедности. … Они узнали заповедь Божью, что совершающие такое достойны смерти; однако не только делают всё это, но и одобряют тех, кто поступает так же.» (Рим 1:18,32)

Слово, переведённое в синодальном тексте, как «праведный (суд)» – это греческое слово «дикаиома». Оно означает: «заповедь, предписание, устав, постановление, законное требование».

К сожалению, знание закона не останавливает от преступления. Это действительно, как в обычной сфере жизни человека, так и в духовной. Заповеди закона Моисея открывают людям высокие стандарты Божьей праведности и наказание за их несоблюдение. Но, не дают силы их исполнять.

Сила проповеди о Христе

Проповедь о поклонении мощам и праведной жизни - Богослов

Сила, как мы уже выяснили, приходит от проповеди о Христе. И вера приходит только от проповеди об Иисусе Христе: «Итак, вера — от проповеди, а проповедь — чрез слово о Христе.» (Рим 10:17, Новый Завет перевод епископа Кассиана).

Закон Моисея ограничивает и осуждает за непослушание. Благодать Иисуса Христа даёт силу и исправляет даже непокорных.

Именно так апостол Павел объясняет нам в своём послании к Римлянам действие благодати через веру: «Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.» (Рим 4:13)

Праведность веры открывается через проповедь Евангелия. И наследие от Бога мы принимаем не от соблюдения закона, а верой в Иисуса Христа по благодати Божьей. И для этого, нам нужно постоянно слушать проповедь о Христе.

Таким образом, когда мы слушаем проповедь Евангелия Иисуса Христа, мы наполняемся от Бога силой для избавления от скорбей. А также утверждаемся в праведности для возрастания в вере.

О поклонении святыням

Православная Церковь имеет много различных вещественных, материальных святынь. К ним относятся храмы и все, что в них находится (алтарь, престол, дарохранительница, мощи святых, иконы, кресты и пр. храмовая утварь).

Читайте также:  Святой николай чудотворец, архиепископ мир ликийских - богослов

Многие протестанты считают, что православные наделали себе идолов и поклоняются «изделию рук человеческих» (Ис. 37:19). К православным они часто относят осуждающие слова Бога, что люди по безумию делают из куска дерева идолов себе и поклоняются им (Ис. 44:13-19).

Давайте поговорим о вещественных святынях вообще и о том, законно и позволительно ли оказывать им почитание?

Во-первых, может ли материя вообще быть святой? Конечно же. В Исх. 25:8 Бог сказал: «…устроят они мне святилище (скинию)«. Но не только скиния, но и все принадлежности ее были святыми.

Храм Соломона был святыней и освящал собою золото, находившееся в этом храме (Мф. 23:17). Место, где пребывал Бог, было святым (Иис. Нав. 5:15). Ковчег был святыней такой, что когда Оза, не будучи священником, прикоснулся к нему — Бог поразил его.

Много и других можно привести примеров святынь, по какой же причине в Н.3. их не должно быть?

Их стало наоборот еще больше: Голгофа, место рождения Христа, другие места, где бывал Христос. Если раньше храм был один, то теперь их много; или они уже не святы? Разве сейчас там Бог не присутствует? Мы говорим, что Бог не в рукотворных храмах живет, но разве раньше Он жил на горе или в храме, или в скинии? Храм — это то место, где Бог проявляет Свое присутствие особым образом, а потому — это святое место. Известно, что «святой» значит «отделенный». Вещь или место, отделенное для Бога, уже не просто вещь и не просто место, а святыня. Павел знал, что Бог находится везде, но все же пришел нарочито в Иерусалим, чтобы в храме поклониться Богу (Деян. 24:11).

Да и разве у нас самих нет чисто интуитивного чувства, что существуют все-таки какие-то святые места, к которым нужно относиться соответственно, с особым благоговением? От некоторых протестантов, бывших в Израиле, я слышал свидетельства, что, будучи на Голгофе, хотелось целовать камни на этой горе. А ведь многие православные действительно целуют эту землю, когда бывают там — неужели они становятся от этого идолопоклонниками?

Церковь имеет предметы и святыни, которые Она отдельно освятила (все предметы храма, святую воду и пр.). Интересно, что, садясь за стол, мы просим Бога благословить и освятить пищу.

Но что происходит с пищей во время освящения, и чем она отличается от той, которая не освящена? Вряд ли мы можем объяснить это, но интуитивно понимаем, что так делать надо. Православные же более сознательно понимают, что материю можно и нужно освящать (будь то пищу, воду, храм или квартиру), т.к.

вся она после грехопадения проклята (Быт. 3:17). Итак, материя, определенные вещи и места могут быть святыми, к которым нужно относиться соответственно.

Теперь о самом почитании святынь. Можно ли почитать святыни (целовать, благоговеть и поклоняться пред ними)? Давайте обратимся к Библии, говорит ли она что-либо об этом? Давид говорит: «…поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5:8 ). И еще: «…поклоняйтесь подножию Его: свято оно» (Пс.

98:5), а также: «Поклонюсь пред святым храмом Твоим…» (Пс. 137:2). Иисус Навин «…пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним…» (Иис. Нав. 7:6). Во всех этих случаях поклонение приносится не Богу, а вещи, святыне.

Но разве были Давид и Иисус Навин идолопоклонниками, поклоняясь храму, Божию подножию и ковчегу? Разве не является поклонение Божьей святыне поклонением и Богу?

Когда православный поклоняется храму, лобзает икону или крест, благоговеет перед мощами и другими святынями, он тем самым воздает поклонение и почитание самому Богу, как делал это и святой пророк Давид, и Иисус Навин. Достаточно только проследить отношение евреев и язычников в В.3. к ковчегу и действия Бога через него, чтобы понять, что святыня есть нечто другое, нежели идол. Филистимляне устрашились прибытию ковчега и сказали: «Бог тот пришел к ним в стан» (1 Цар. 4:7). Неужели филистимляне не знали, что не ковчег является Богом евреев? И этот ковчег причинил им немало бед после его захвата (1 Цар. 5), но, конечно, не сам ковчег, а Бог через него. Давид сознавал себя не достойным, чтобы ковчег прибыл в его жилище так, как будто бы Сам Бог должен был прийти в его дом (1 Цар. 13:12). На обвинение Мелхолы в плясании пред ковчегом Давид сказал: «Пред Господом плясать буду», как будто ковчег был самим Богом (2 Цар. 6:16, 21). Также и в Числ. 10:35-36 Моисей практически отождествляет Господа с ковчегом. Пред ним, как перед самим Богом, приносили всесожжение (3 Цар. 3:15); кадили (Исх. 40:26-27); возжигали лампады (Исх. 37:17, 23). В этих случаях люди относились к ковчегу со страхом и благоговением, как и к самому Господу. Но неужели он был идолом? Почитая святыню, люди почитали тем самым Самого Бога.

Идол — это совсем другое, чем святыня. Разве Церковь учит, что святыни, как Бог, спасают и помогают сами по себе, как амулет? Их почитают и к ним относятся с благоговением так же, как в В.3. благоговели перед храмом, ковчегом, мощами патриархов и пророков и др.

святынями и святыми местами. Церковь с самого начала имела почтение, особенно к останкам святых. Вот свидетельства II-го века: «Мы потом собрали его (св.Поликарпа) кости, — сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, — и положили их, где следовало» (Цит.

по «Православно-догматическое богословие», том II, с. 567.). И еще: «Исполнилось желание св.мученика Игнатия… части его тела, которые отвезены в Антиохию и положены в полотно, как неоценимое сокровище; по благодати, обитавшей в мучение, оставленное св.Церкви» (Цит.

по «Православно-догматическое богословие», том II, с.567.).

Иоанн Златоуст вопрошает: «Скажи мне, где гроб Александров? (…) А гробы рабов Христовых славны и находятся в царственном городе; дни кончины их известны: они составляют торжество для целой вселенной» (Цит. см.

там же, с. 551; на с. 546-570 можно найти и другие свидетельства о почитании мощей святых древними христианами.). Церковь с самого начала праздновала дни кончины своих святых и чтила их останки. Это исторический факт.

Теперь подумаем о чудесах, которые часто Бог творил через святыни и сейчас творит. В Библии есть немало примеров, когда Бог творил через материальные святыни чудеса. Мы уже упомянули, что через ковчег сокрушил Господь идолов филистимских и их самих поразил жестоко. Жезлом Моисей творил много чудес (Исх. 7:12; Числ. 20:11).

От одного взгляда на медного змея смертельно больные исцелялись (Числ. 21: 8-9). Кроме этого, мощи Елисея оживили мертвеца (4 Цар. 13:21); милостью Илии Елисей остановил реку (4 Цар. 2:14); краем одежды Иисуса была исцелена женщина (Мф. 9:20); платки и опоясания с тела Ап.Павла также исцеляли (Деян. 19:12). Даже невещественная тень Ап. Петра творила чудеса (Деян. 5:15).

А сколько подобных чудес описано в истории Церкви? Сейчас регулярно выходят сборники, в которых собирают описания тех чудес, которые Бог творит в Церкви, и большинство из них происходят от вещественных святынь. Ведь Бог вчера и сегодня, и вовеки тот же.

Почему же мы не верим в то, что как в прежние времена Бог был силен совершать чудеса посредством материальных святынь, так Он способен чудотворить и сегодня? Сколько сейчас свидетельств чудес, происходящих непрестанно в Православии? Например, плачущие иконы: свидетельств об этом много в разных Церквах.

Эти иконы чудесным образом мироточат, слезоточат, а иногда и кровоточат, чему нельзя дать никакого научного объяснения. Просто по дереву из глаз святых текут слезы или из ран Спасителя — кровь. Некоторые мощи святых также уже столетиями источают миро, которое само по себе неземного происхождения; ученые не находят в мире таких аналогов.

Сообщения о подобных чудесных явлениях сегодня нередко можно встретить в средствах массовой информации. А всем известный факт, что святая вода года ми не портится? Говорят, что это от воздействия серебра. Но бывает, что деревянным крестом святят, а результат тот же самый.

Иногда в трехлитровую банку попадает одна капля святой воды, которая, казалось бы, не может, по сути, ничего изменить, но результат тот же. Более того, делали эксперименты и банку вообще закрывали крышкой при освящении, но вода и тогда не портилась. Часто она стоит по 40-50 лет, хотя продолжительность сохранения воды нередко зависит от личной праведности хранящего её.

Ведь это нельзя игнорировать. Вода освящалась еще в В.3. (Числ. 5:17; 19:9). В Новом Завете также описано, что Ангел по временам посредством воды исцелял больных (Ин. 5:2-4). А мощи нетленные и издающие благовония? Ведь сколько было отрыто мощей святых, которые не разложились, не истлели и не только не издавали зловония, но источали благовония.

Совсем недавно в Святогорском монастыре были обретены мощи св. Иоанна Затворника. Он лежал в известняковой почве 30 лет, так что находившаяся на его груди металлическая табличка с его именем покорежилась от извести, а части тела остались нетленными. Можно расспросить об этом живых свидетелей. В Харькове же, в центральном Благовещенском соборе, сидит св.

Афанасий — патриарх Константинопольский. Он умер около 300 лет назад. Его похоронили по греческому обычаю, сидя. Через несколько лет после этого его мощи открыли, и они за все это время не истлели. В таком положении его и посадили в храме, где он сидит уже столетия. Ведь это все не просто басни. Это можно реально проверить. Таких фактов в Церкви тысячи.

Множество мощей лежат сейчас в Киево-Печерской лавре, Почаеве, Афоне и др. местах нетленными и не издающими зловоний. Ни у протестантов, ни у католиков после раскола, ни у каких других сект и религий нет подобного. И многие чудеса, которые Бог творит сейчас в Церкви, Он делает именно через вещественные святыни так же, как делал это Он и раньше.

В Церкви во все времена с самого начала есть бесчисленное множество свидетельств о чудесах, происходящих от святынь. Блаженный Августин пишет, например, что от мощей св.

мученика Стефана происходило много чудес: «Не прошло и двух лет, как эти мощи находятся в Иппоне, и хотя не все совершившиеся с того времени чудеса преданы письменно, однако же число записанных восходит до семидесяти» («Православно-догматическое богословие», том II, с.565.). Св.

Григорий Богослов писал: «Самые тела их (мучеников), когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их…» (Там же, с. 564.). Иоанн Златоуст говорил также: «Не только тела, но и самые гробницы Святых исполнены благодати» (Там же, с. 565.). Теперь о внешних свидетельствах, так сказать, от обратного.

Мы уже говорили, что сатана подражает Богу и Церкви и все извращает. У него есть множество своих «святынь», т.е. проклятых вещей, которые могут реально действовать оскверняюще. Различные булавки, амулеты и пр. используются его слугами для наведения порчи и проклятий. Они же используются и на служениях сатанистов. Вопрос в том, кого и что извращает сатана и кому он подражает? Ответ: Церкви, у которой есть святыни. Ведь это так очевидно: Церковь освящает материальные вещи и использует их для добрых целей, а сатана наводит проклятие на материю и использует ее для злых целей. Кроме этого, в Библии сказано об антихристе, что он есть «…сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Бога сядет он как Бог…» (2 Фес. 2:3-4) Сатана глумится и еще более будет глумиться над Церковью, где есть святыни, а не над нами, ведь у нас их нет.

Итак, святыни — это совсем другое, чем идолы. Святыни были у народа Божия в Израиле. Их весьма почитали и поклонялись им, как святыням.

Читайте также:  О несении креста и следовании за христом - богослов

Святыни есть и у Новозаветной Церкви и их у Нее еще больше, чем было у Ветхозаветной; и по Библии Церковь будет иметь их до прихода антихриста. Через святыни Бог творил в Ветхом и в Новом Заветах чудеса.

Немало чудес творит Он и до сих пор в Церкви.

Поклонение — стиль жизни. — проповеди — христианские материалы — христианский сайт кв

 Сегодня я буду говорить на тему «Поклонение как образ жизни».

 Мы иногда думаем, что поклонение – это, когда во время собрания в церкви мы поем медленные песни. У нас есть — «Прославление» — быстрые песни, а есть — «Поклонение». И приходя в церковь, мы привычно ожидаем, что сначала мы прославим Господа, потом поклонимся Ему, затем будем слушать слово Божье и т.д.

 Полонение — это не только музыкальная часть собрания, не только пение песен хвалы и поклонения. Поклонение гораздо больше и шире, чем мы себе представляем.

 Топоклонение, которое Бог, на самом деле, ожидает от нас – это наш образ жизни, наши слова и поступки. Поклонение Богу говорит о том, что мы склоняемся перед Ним, кланяемся и преклоняемся. Этим мы показываем Богу, что мы чтим Его, уважаем, что мы Его любим.

 Поклонение высвобождает власть и правление. Кому ты поклоняешься, от того и приходит власть. Поэтому Библия говорит: «Не сотвори себе кумира».

 Исх.20:4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов

 Каждый человек поклоняемся кому-то или чему-то в своей жизни. Чтобы поклоняться, часто не обязательно становиться на колени и «бить челом” —достаточно просто доверять данной личности (или предмету) и всецело надеяться на него.

 Вот как описывает словарь В.Даля слово «поклонник”: почитатель, обожатель, преданный слуга, влюбленный.

Очевидно, что объектом нашего поклонения является то, что мы почитаем, любим и то, чему мы преданно служим. Очень легко определить, чему человек поклоняется — достаточно узнать, чему он посвящает своё время, силы, свободное время.

 Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Мф. 4:10). Другими словами: «люби, почитай, преданно служи, посвящай свои мысли, свои силы и время одному лишь Богу”.

 Вопрос поклонения волнует людей. В сердце каждого человека есть желание кому-то поклоняться, потому что это желание вложил Бог.

 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

 Однажды Иисус Христос зашёл в самарянское селение (самаряне — это древний народ, который образовался в результате смешения евреев с язычниками. Самаряне поклонялись как Богу евреев, так и языческим божествам). Присев отдохнуть возле колодца и отпустив учеников купить пищи, Иисус встретил пришедшую к колодцу женщину-самарянку (Ев. Иоанна 4 гл.).

Завязав разговор, Иисус предстал перед ней, как Пророк, Который знал её прошлое (а значит и будущее). Когда женщина поняла, что Иисус не простой Человек, а Божий Пророк, она задала Ему вопрос, который, очевидно, волновал её очень давно: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме”.

 Людей всегда волнуют вопросы: «Какой Бог — истинный? Какая Церковь — правильная? Как правильно надо служить и поклоняться?” Тогда Иисус ответил ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4:20-25).

 Иногда мы думаем, что служить Богу, это значит на каком-то строго отведённом месте совершать определённые ритуалы и церемонии. Безусловно, есть особые места поклонения — Церкви, соборы, молитвенные дома и т.д.

, но Иисус говорит, что истинные (то есть — настоящие) поклонники свободно могут поклоняться Богу в духе и истине. Если ты смотрел фильм «Царство Небесное”, который не так давно вышел на экраны, то тебе легче будет понять эту истину: настоящее место поклонения — это не камни, не здания и не какой-то определённый город.

Место поклонения — это сердце человека, его дух. Ты можешь поклоняться Богу на всяком месте.

 Задай себе вопрос: «Являешься ли ты поклонником в духе и истине? Ищет ли Бог такого человека, как ты?”

 В поклонении выражается любовь. Поклонение является величайшей заповедью, данной человеку:

 «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” (Мр. 12:30).

 То есть в поклонении должны участвовать все составляющие человеческого естества. Давай рассмотрим их по порядку:

 1. «Всем сердцем”. Сердце — это самая сокровенная, внутренняя часть человека. Каждый из нас хочет, чтобы его любили искренне, непритворно, от всего сердца. Бог выразил Свою любовь к человеку в том, что отдал за нас Своего Сына Иисуса Христа.

Он желает, чтобы выражали свою любовь в ответ Ему, понимая, какую огромную жертву принёс Бог ради нашего спасения. Иисус сказал: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет”.

Если Бог является нашим настоящим сокровищем, наше сердце будет в Его руках и мы будем служить Ему всегда.

 2. «Всею душою”. Душа — это наши чувства, разум и воля. Не бывает настоящей любви без чувств. Когда кто-то по-настоящему признаётся в любви, он стремится выразить все свои чувства. Любовь может быть выражено в словах, мимике, жестах и конечно же, в даянии — в подарках. Когда мы поклоняемся Богу, мы поднимаем Богу, поём Ему песни и приносим пожертвования.

 3. «Всем разумением”. Поклонение Богу — это не только пение песен, но и размышление над Его Словом. Когда ты читаешь Библию, твой разум пропитывается Его живыми словами и разум преобразуется. «Мы имеем ум Христов”, — сказал апостол Павел. Размышляй о Боге в любое время, посвящай Ему свои мысли, планы и идеи — и они состоятся.

 4. «Всею крепостью”. Под крепостью понимается наше физическое тело, наши силы. Посвящай Богу своё тело — вставай утром, чтобы молиться, трудись для того, чтобы Его Царство имело успех. Посещай людей, возлагай руки на больных, чтобы они исцелялись — всё это формы поклонения Богу.

 Итак, мы увидели, что поклонение требует затрат времени, сил, энергии, мыслей и чувств. Сделай поклонение Богу стилем своей жизни. Господь желает ревностного, живого, свежего поклонения — не так, как это было вчера или год назад. Сочиняй и пой Богу новые песни. У Него достаточно любви и мудрости, чтобы помочь тебе в этом.

Проповедь о поклонении Богу

17 июля 2016

Когда мы говорим о поклонении, у каждого из нас есть уже сложившийся стереотип того, что это такое. Для многих поклонение —  это песни. Но на самом деле это нечто большее. Поклонение — это выражение любви тому, кого ты любишь.

Каждый из нас создан поклонником. Бог не против того, чтобы в нашей жизни были люди, которых мы очень сильно любим. Но при этом Бог всегда хочет быть на первом месте. Поклонение — это отклик на то, что для тебя является самым ценным.

Первый поклонник

Из Библии мы знаем, что самым первым поклонником был архангел Люцифер. Всего Писание упоминает о трёх архангелах — Михаиле, Гаврииле и Люцифере. Это три архангела, которые символизируют молитву, Слово и поклонение. Это самые мощные силы, которые могут присутствовать в жизни христианина.

Читайте также:  Престольный праздник в тюльгане 19 декабря 2021 года - богослов

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»»
(Исаия 14:12-14).

Сатана, как никто другой знает, какую силу имеет поклонение.

«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Св. Евангелие от Луки 4:5-8).

Гордость и поклонение

«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.

Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.

От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.

От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иезекииль 28:13-17).

Гордое сердце —  это страшно. Гордость мешает поклонению. Сатана из-за своей гордыни пал с небес. Кто же сейчас осуществляет поклонение Богу?

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Св. Евангелие от Иоанна 4:23).

Созданы для близости

Человек был создан для близости с Богом, для взаимоотношений с Ним.

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Послание к Ефесянам 5:31,32).

Когда два куска металла сваривают в одно целое, то с технической точки зрения невозможно порвать место сварки. Оно будет очень крепким. Именно такого единения с нами ищет Бог. Он жаждет близости с нами.

Пастор Дмитрий Цыбулькин

О поклонении богу в духе и истине. слово в неделю о самарянке

  • Христос воскресе!
  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
  • Братья и сестры, христиане!

Вы знаете, что нынешняя неделя называется Неделей о самарянке. И сегодня вы слышали соответствующие ей песнопения.

Но удивительно то, что они в основном сосредоточены, в чисто эллинистическом или эллинском духе, на понятии воды, которая, конечно, христианским сознанием воспринимается как «вода живая».

«Придите и пейте воду живую», — вот эта мысль оказывается главной.

Но за последние столетия, видимо, что-то изменилось, или же мы находимся просто на другой духовной и культурной почве, но для нас с вами, когда мы читаем беседу Господа с самарянкой в 4 главе Евангелия от Иоанна, всегда важнее оказываются другие слова, которые удивительным образом даже не упомянуты в тех замечательных древних византийских стихирах, которые посвящены этому празднику.

Нам с вами стали важнее следующие слова, которые Иисус говорит самарянке: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев.

Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине (Ин 4: 21–24).

Может быть, как реакция на недостоинство христианской жизни, которое очевидно для всех, и для нас с вами, вглядываемся ли мы в себя или смотрим вокруг себя, нам стали важны именно фундаментальные слова Христа о том, что поклоняться Богу нужно в Духе и Истине, и таковых поклонников ищет Себе Бог.

То, что сказал Христос, кажется очевидным и в некотором смысле даже простым. Но за простотой внешней формы часто скрывается что-то очень глубокое, очень значительное.

Что нового для нас в том, что Бог есть Дух? Мы это знаем с первого мгновения своей христианской жизни. Что нового для нас в том, что Бог ищет Себе поклонников, подобных Ему? Это тоже кажется очевидным.

И все же, почему не остывают эти слова Христа, не оскудевает их смысл?

Эти слова можно увидеть по-разному. Можно увидеть их догматически, и тогда у нас получится очень интересная тринитарная формула: Богу Отцу надо поклоняться в Духе Святом и в Истине, то есть во Христе, Который сказал: Я есть Истина.

Это — как бы зашифрованная тринитарная формула новой, новозаветной христианской церковной жизни: учитесь поклоняться Отцу Небесному во Святом Духе и во Христе, ибо таковых поклонников ищет Себе Бог! Это будет правильно.

И мы хорошо знаем, как часто мы не вмещаем эту догматическую истину Православия, истину догматического Православия.

Но ведь можно увидеть в тех же словах Евангелия и многое другое. Повторяю, в призыве Христа есть много разных смыслов.

Есть ведь и такой: не возвращайтесь к старому, не возвращайтесь к старой языческой жизни, но не возвращайтесь и к старой ветхозаветной жизни, когда кланяющиеся Богу поклонялись Ему только ритуально, только по Закону, когда лишь то, что канонично, то, что  правильно по Закону, только это воспринималось достойным Богопочитанием! Мы же с вами очень часто забываем о том, что Христос нам открыл и к чему Он нас призвал. Нас всегда тянет, притягивает, как магнитом, к четкому порядку, к четкому распорядку в жизни, чтобы все было законно определено, выверено и выяснено, чтобы нам поставили четкие границы: вот это можно, а вот этого нельзя, чтобы у нас было поменьше свободы, потому что ведь это такое тяжелое бремя! Мы постоянно отходим от духа Свободы, мы не можем вместить духа Любви. А Любовь Христова свободна! И Свобода Христова — в Любви!

Нам постоянно хочется самоутверждаться. А для того, чтобы самоутверждаться, нужно поменьше свободы и побольше порядка. Нового порядка или старого — все равно.

Так вот, дорогие братья и сестры, Христос с самарянкой говорил у колодца о Духе и Истине, о том, что Богу надо поклоняться в Духе и Истине, уже начиная с нашей жизни здесь, с нашей жизни во плоти.

Мы зрим не только небесную литургию, где престолу Господнему поклоняются чины ангельские и человеческие, все духи и души, нет, мы зрим и земные формы поклонения Богу, которые происходят от исполнения уже здесь нашего сердца духом Любви и Истины.

Нам с вами, дорогие братья и сестры, приходится напоминать об этих вещах, и напоминать постоянно. Слава Богу, что у нас каждый год, по меньшей мере, есть для этого повод, поскольку каждый год в храмах звучат эти слова о поклонении Богу в Духе и Истине. Но можно лишь поражаться тому, как об этом забыли византийские гимнографы.

Но больше всего можно поражаться тому, насколько это не вошло в наше традиционное христианское сознание. Когда читаешь книги, посвященные нашей истории, то не находишь там этих слов.

Как будто они были кем-то вычеркнуты из Евангелия или как будто они у нас веками читались не на более или менее понятном церковнославянском языке, а на каком-то китайском.

Поразительно, что мы в прошлом не восприняли самого главного: мы исторически не восприняли откровения, данного в Евангелии от Иоанна, также как не восприняли Крещения как «рождения свыше», как возрождения человеческой жизни.

А ведь об этом говорится в том же Евангелии — в предыдущей главе, в третьей главе Евангелия от Иоанна, в которой содержится беседа Господа с Никодимом.

Христос там ясно говорит о том «рождении свыше», без которого не может быть достойного поклонения Богу в Новом Завете! Ведь если Христос что и принес нового, заключив Своей Кровью Новый Завет, то именно эту возможность возрождения, эту возможность «рождения свыше, от воды и Духа», вместе с возможностью поклонения Богу в Духе и Истине.

Зачем же мы бежим от этой истины? Зачем мы бежим от евангельского слова? Почему мы так боимся его? Мы как будто сознательно ожесточаем свое сердце, чтобы не вошло в него ничего такого, как, может быть, покажется кому-то, слишком мистического, слишком неопределенного, слишком неорганизуемого Законом. Но нельзя организовать Законом дух, нельзя организовать Законом истину, нельзя организовать Законом свободу человека.

Как нам избавиться от рабства Закону, дорогие братья и сестры? — От рабства духа, от рабства души, от рабства тела своего? Мы постоянно «беремся за плуг и оборачиваемся назад» и поэтому не приходим к цели, мы ее как бы теряем пред собою.

Не случайно Писание нас предупреждает, что делать этого не следует, что всякий, озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9: 62). А мы все спим, спим и спим! Мы не можем вместить столь, кажется, простых вещей.

Только когда в нашем сердце благодать, только когда в нем есть место Любви, Духу и Истине, только тогда мы — народ Божий, заключивший с Богом Новый Завет, через Христа во Святом Духе, только тогда мы поклоняемся Богу в Духе и Истине.

Мы с вами сейчас не должны удивляться тому, что Христос прозрел личную жизнь самарянки. Ну, что особенного в этой личной жизни? Не так уж трудно это было прозреть, для этого не нужно было быть Христом.

А вот того, что сказал нам Иисус о поклонении Богу, так этого не мог сказать больше никто.

Не случайно самарянка, почувствовав это, в ответ сразу заговорила о Мессии, сказав: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос.

Вот, дорогие братья и сестры, даже простая полуязыческая и многогрешная женщина своим еще не очень-то возрожденным сердцем смогла воспринять слова Христа глубже и полнее, чем часто это делаем мы. Ведь чтобы доказать обратное, надо по-другому жить. Никакие слова здесь не будут достаточны.

Поэтому празднуя праздник Пасхи, праздник светлый и радостный, вспомним о том, что сказал нам Господь в Своей беседе с Никодимом, и еще более, — в Своей беседе с самарянкой.

Пусть слова этой беседы будут для нас руководящим призывом на всю жизнь, чтобы не сбиться нам с пути Истины и чтобы не потерять нам Духа!

Аминь.

8 мая 1999

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *