Проповедь о царствии небесном — богослов

  • ***
  • «…покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное»
    (Мф.4:17)
  • Ца́рство Бо́жие 1) — Цар­ство Небес­ное, область оби­та­ния свет­лых анге­лов и почив­ших о Гос­поде святых (людей); 2) Цер­ковь Хри­стова; 3) дей­ствие бла­го­дати Свя­того Духа в уве­ро­вав­шем в Иисуса Христа чело­веке; 4) (иногда) весь мир, как нахо­дя­щийся под вла­стью Над­мир­ного Царя, Бога.

Проповедь о Царствии Небесном - Богослов

Во всей пол­ноте Цар­ство Божье откро­ется после Вто­рого При­ше­ствия Хри­стова.

Цар­ство Небес (Небес­ное) – это сло­во­со­че­та­ние встре­ча­ется только в Еван­ге­лии по Матфею. Другие еван­ге­ли­сты гово­рят о Цар­стве Божием (Бога). Евреи из бла­го­че­сти­вых побуж­де­ний избе­гали упо­треб­ле­ния имени Бога и заме­няли его раз­ными опи­са­тель­ными обо­ро­тами: Небо, Вели­кий Царь, Имя и т.д.

Цар­ство Божие есть состо­я­ние чело­ве­че­ского есте­ства, обнов­лен­ного Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, есть воца­ре­ние Иисуса Христа в чело­ве­че­ском уме и сердце дей­ствием Свя­того Духа.

Цар­ство Божие в этом веке не при­хо­дит внеш­ним обра­зом, но обре­та­ется внутри чело­века.

Об этом сказал Иисус Хри­стос: «Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Цар­ствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20–21).

Цар­ство Божие в чело­веке есть пре­бы­ва­ние Бога внутри любя­щего Его чело­века: «кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим» (Ин.

14:23,24); «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Все­ля­ясь в чело­века бла­го­да­тью Свя­того Духа и пре­бы­вая в нем, Хри­стос ста­но­вится для «тех, кои пре­дают себя Его цар­ству и гос­под­ству, Путе­во­ди­те­лем, Пра­ви­те­лем, Учи­те­лем, Песту­ном, Пред­ста­те­лем, Помощ­ни­ком, Изба­ви­те­лем от вся­кого греха» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Силой сози­да­ю­щей Цар­ство Божие в чело­веке явля­ется бла­го­дать Свя­того Духа.

Для под­ви­за­ю­ще­гося хри­сти­а­нина нет ничего дра­го­цен­нее ее, потому что с ее помо­щью душе, истинно веру­ю­щей во Христа пред­стоит из испор­чен­ного и пороч­ного состо­я­ния «перейти в состо­я­ние иное, доброе, и нынеш­нее уни­чи­жен­ное есте­ство изме­нить в есте­ство иное, боже­ствен­ное, сде­латься есте­ством новым» (св. Мака­рий Еги­пет­ский).

Поэтому апо­стол Павел сказал, что Цар­ство Божие есть «пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Поэтому святые отцы назвали саму бла­го­дать Свя­того Духа Цар­ствием Божьим, исполь­зо­вали слова Цар­ство Божие и бла­го­дать как сино­нимы. «Под­ви­зай­тесь, – гово­рит св.

Симеон Новый Бого­слов, – стя­жать созна­тельно внутрь нас Цар­ство Небес­ное, то есть бла­го­дать Свя­того Духа», «Цар­ствие Божие есть Святой Дух», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник и св. Гри­го­рий Нис­ский. Для стя­жа­ния бла­го­дати Свя­того Духа необ­хо­дим хри­сти­ан­ский подвиг, обна­ру­жи­ва­ю­щий реши­мость чело­века жить в Боге.

***

Спа­си­тель упо­доб­ляет Цар­ство Небес­ное:

  1. чело­веку, посе­яв­шему доброе семя (Мф.13:24);
  2. зерну гор­чич­ному, посе­ян­ному на поле (Мф.13:31);
  3. закваске (Мф.13:33);
  4. сокро­вищу, скры­тому на поле (Мф.13:44);
  5. купцу, ищу­щему хоро­ших жем­чу­жин (Мф.13:45);
  6. неводу, заки­ну­тому в море (Мф.13:47);
  7. царю, кото­рый захо­тел сосчи­таться с рабами своими (Мф.18:23);
  8. хозя­ину дома, нани­ма­ю­щему работ­ни­ков в вино­град­ник (Мф.20:1);
  9. царю, кото­рый сделал брач­ный пир для сына своего (Мф.22:2);
  10. десяти девам со све­тиль­ни­ками (Мф.25:1).

***

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):
Нрав­ствен­ное учение Христа постро­ено на фун­да­мен­таль­ном утвер­жде­нии о Цар­стве Божием как о реаль­но­сти не только буду­щего, посмерт­ного суще­ство­ва­ния, но и земной жизни чело­века. По словам Спа­си­теля, Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его (Мф.

11:12), то есть вос­хи­щают здесь, на земле. В прит­чах Иисуса Цар­ство Божие упо­доб­ля­ется семени, бро­шен­ному в землю (см.: Мф.13:24); зерну гор­чич­ному (см.: Мф.13:31); закваске в тесте (см.: Мф.13:33); сокро­вищу, скры­тому на поле (см.: Мф.13:44); дра­го­цен­ной жем­чу­жине (см.: Мф.

13:45); неводу, заки­ну­тому в море и захва­тив­шему рыб вся­кого рода (см.: Мф.13:47); царю, кото­рый захо­тел сосчи­таться с рабами своими (см.: Мф.18:23); хозя­ину дома, наняв­шему работ­ни­ков в вино­град­ник свой (см.: Мф.20:1); царю, сде­лав­шему брач­ный пир для сына своего (см.: Мф.22:2).

Все эти образы заим­ство­ваны из повсе­днев­ной чело­ве­че­ской жизни и обра­щены к опыту чело­века, живу­щего в мире сем, а не уже пере­шед­шего в мир иной.
Хри­стос гово­рит о том, что Цар­ство Небес­ное при­над­ле­жит нищим духом (см.: Мф.5:3), изгнан­ным за правду (см.: Мф.5:10), детям (см.: Мф.19:14), о том, что Цар­ство Его не от мира сего (Ин.

18:36). Обра­ща­ясь к уче­ни­кам, Спа­си­тель уве­ще­вает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш бла­го­во­лил дать вам Цар­ство (Лк.12:32). Таким обра­зом, Цар­ство Божие уже даро­вано, уже осу­ществ­ля­ется в жизни хри­стиан.

Через веру во Христа и сле­до­ва­ние Его запо­ве­дям люди при­об­ща­ются к тому Цар­ству Божию, пол­нота кото­рого будет реа­ли­зо­вана после Вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, но кото­рое тем не менее уже незримо при­сут­ствует в Церкви, состав­ляя серд­це­вину ее бытия.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
Еван­ге­лие гово­рит нам, что Цар­ство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Цар­ства Божия внутри себя, если мы не можем встре­тить Бога внутри, в своих глу­би­нах, то очень мало­ве­ро­ятно, чтобы мы Его встре­тили где-то вне себя.

Когда первый кос­мо­навт Гага­рин воз­вра­тился из «кос­моса» и сделал свое зна­ме­ни­тое заяв­ле­ние, что Бога в небе­сах он не встре­тил, один мос­ков­ский свя­щен­ник заме­тил, что «если Вы не встре­тили Его на земле, Вы нико­гда не уви­дите Его на небе­сах».

Если я не могу сопри­кос­нуться с Богом, так ска­зать, под соб­ствен­ной кожей, в том малень­ком мире, кото­рым я явля­юсь, то очень мало­ве­ро­ятно, что даже встре­тив Его лицом к лицу, я Его узнаю.

Святой Иоанн Зла­то­устый сказал:
«Найди дверь своего сердца, и ты уви­дишь, что это дверь в Цар­ство Божие«. Поэтому обра­щаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым обра­зом.

Речь не о том, чтобы при­бег­нуть к само­ана­лизу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти при­е­мами пси­хо­ана­лиза или пси­хо­ло­гии.

Это не путе­ше­ствие в сущ­ность моего соб­ствен­ного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из соб­ствен­ных глубин выныр­нуть там, где Бог есть, где Бог и мы встре­тимся.

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):
С самого начала Своей про­по­веди Гос­подь наш Иисус Хри­стос первое место отво­дит Цар­ству Небес­ному: покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф.3:2).
Слово цар­ство (евр. малхут; греч. баси­лейа) в биб­лей­ских книгах имеет два зна­че­ния: «прав­ле­ние царя» и «тер­ри­то­рия, под­власт­ная царю».

Еван­ге­лист Матфей 32 раза упо­треб­ляет выра­же­ние Цар­ство Небес­ное и 5 раз Цар­ство Божие (Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У еван­ге­ли­стов Марка, Луки и Иоанна – только Цар­ство Божие. Срав­не­ние парал­лель­ных мест убеж­дает, что выра­же­ния эти сино­ни­мичны.

Цар­ство Божие пред­став­ляет собой абсо­лют­ную власть (гос­под­ство) Бога над види­мым и неви­ди­мым миром. Неко­то­рые места свя­щен­ных книг пока­зы­вают, что поня­тие Цар­ство Божие имеет еще один смысл: гос­под­ство (власть) Гос­пода Бога, Кото­рому мы себя по соб­ствен­ной воле под­чи­няем и Кото­рому доб­ро­вольно и с радо­стью служим.

Где нахо­дится Хри­стос, там и насту­пает Его Цар­ство, кото­рое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый глав­ный пункт рас­хож­де­ния между Иису­сом Хри­стом и иудей­скими вождями, кото­рые ожи­дали в лице Мессии зем­ного царя.

Они думали, что он низ­ло­жит и упразд­нит все тогдаш­ние цар­ства на земле, соста­вит из всего рода чело­ве­че­ского единую дер­жаву, в коей иудеи должны занять первое место.

На такие ожи­да­ния, несо­мненно, Иисус Хри­стос отве­тил: Цар­ство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Цар­ство Мое, то слу­жи­тели Мои под­ви­за­лись бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Цар­ство Мое не отсюда (Ин.18:36).
Во время Своего зем­ного слу­же­ния Спа­си­тель посте­пенно рас­кры­вает тайны Цар­ства.

Уви­деть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин.3:1–8). Оно не явля­ется при­над­леж­но­стью только иудеев: многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном (Мф.8:11). Все веру­ю­щие в Иисуса Христа полу­чают его в дар, отве­тив на призыв Гос­пода (1Фесс.

2:12): Я заве­ща­ваю вам, как заве­щал Мне Отец Мой, Цар­ство (Лк.22:29). Оно воз­рас­тает подобно зерну гор­чич­ному (Мф.13:31) и подобно закваске изме­няет жизнь (Мф.13:33). Для веру­ю­щих в Еван­ге­лие и пока­яв­шихся Цар­ствие Божие про­яв­ля­ется уже в насто­я­щем, но во всей пол­ноте придет в буду­щем.

Когда же испол­нятся сроки и будет Второе при­ше­ствие Гос­пода нашего Иисуса Христа, Цар­ство Божие уста­но­вится в силе и славе: И седь­мой Ангел вос­тру­бил, и раз­да­лись на небе гром­кие голоса, гово­ря­щие: цар­ство мира соде­ла­лось [цар­ством] Гос­пода нашего и Христа Его, и будет цар­ство­вать во веки веков (Откр.11:15).

Гос­подь опре­де­ляет жизнь и состо­я­ние тех, кто войдет в Цар­ство Небес­ное словом бла­жен­ство (Нагор­ная про­по­ведь. – Мф.5:3–12). Цар­ствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). В свя­то­оте­че­ской экзе­ге­тике, начи­ная с Ори­гена, данное место пони­ма­ется как ука­за­ние на особое бла­го­дат­ное духов­ное состо­я­ние, кото­рое может стя­жать пра­вед­ник.

Это бого­слов­ское пони­ма­ние пол­но­стью согла­су­ется с пред­ше­ству­ю­щим стихом: Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом (17:20). Преп.

Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин пишет: если цар­ство Божие внутри нас нахо­дится, и это цар­ство есть пра­вед­ность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомне­ния, нахо­дится в цар­стве Божием (Собе­се­до­ва­ние первое. Гл. 13).
Святые уже здесь при­об­ща­ются к Цар­ству бла­го­дати. Н.А. Мото­ви­лов рас­ска­зы­вает о беседе с преп.

Сера­фи­мом Саров­ским: «И когда я взгля­нул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще боль­ший бла­го­го­вей­ный ужас. Пред­ставьте себе в сере­дине солнца, в самой бли­ста­тель­ной ярко­сти его полу­ден­ных лучей, лицо чело­века, раз­го­ва­ри­ва­ю­щего с вами. Вы, напри­мер, видите дви­же­ние уст его и его глаз, изме­не­ние в самих очер­та­ниях лица, чув­ству­ете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один осле­пи­тель­ней­ший свет, про­сти­ра­ю­щийся на несколько сажен кругом…» (Записки Нико­лая Алек­сан­дро­вича Мото­ви­лова…, М., 2005, с. 212). Как это дости­га­ется? По словам св. Сера­фима: Так в стя­жа­нии этого-то Духа Божия и состоит истин­ная цель нашей жизни хри­сти­ан­ской, а молитва, бдение, пост, мило­стыня и другие ради Христа дела­е­мые доб­ро­де­тели суть только сред­ства к стя­жа­нию Духа Божьего.

Читайте также:  Проповедь о поклонении мощам и праведной жизни - богослов

***

Цар­ство Божие пони­ма­ется более как состо­я­ние души, нежели кон­крет­ное место. «Цар­ствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в дости­же­ние един­ства с Богом, рас­кры­тие в чело­веке образа и подо­бия Бога. Мы можем насле­до­вать Цар­ствие Божие, лишь если во всём упо­до­бимся Богу: «будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный» (Мф.5:48).

***

См. ЭПЕК­ТА­ЗИС, РАЙ, АПО­КА­ТА­С­ТА­СИС

Две тысячи лет тема Царства Божьего либо игнорировалась Церковью, либо искажалась до неузнаваемости

Проповедь о Царствии Небесном - БогословПроповедь о Царстве Божьем является сутью служения Иисуса

Один из основных компонентов библейской веры, который церкви часто игнорируют, а теологи постарались сделать малопонятным, ― это тот смысл, который Иисус вкладывал в свой излюбленный термин «Царство Божье», отражающий еврейскую мессианскую концепцию.

Чтобы правильно истолковать любой документ, нужно окунуться в мир тех, кого мы пытаемся понять. Если мы ошибемся в толковании ключевых терминов и выражений, вся интерпретация окажется в корне неверной.

По мнению одного проницательного англиканского ученого, именно это и произошло в процессе передачи первоначальной веры по причине неспособности Церкви признать еврейство Иисуса и еврейские корни Его Вести о Царстве.

Критикуя течения, возникшие в Церкви со второго по четвертый век нашей эры, он писал: «Церковь как институт оказалась неспособной понять Ветхий Завет; ее мировоззрение находилось под влиянием то греческого, то римского образа мысли.

От этого бедствия Церковь так и не оправилась ни в учении, ни в практике» (H. L. Goudge, “The Calling of the Jews”, Essays on Judaism and Christianity, цитируется по: H.J. Schonfield, The Politics of God, Hutchinson, 1970, p. 98.).

Корень проблемы увидел и еврейский историк, переводчик Нового Завета, симпатизирующий христианству:

Христиане серьезно заблуждаются, если полагают, что евреи могут принять доктрины христианской религии, многие из которых почерпнуты из политеизма. Поскольку христиане не стали израильтянами, а так и остались язычниками, духовно они склоняются к тем догмам, к которым их подготовило наследие их идолопоклоннического прошлого (H. J. Schonfield, The Politics of God, p. 98.).

Это трагическое отклонение Церкви от библейской Вести было также отмечено архиепископом англиканской церкви. Он выразил недоумение в связи с тем, что главнейшая доктрина евангельского учения Иисуса, Царство, игнорировалась на протяжении почти всей церковной истории:

Каждое поколение находит в Евангелии что-то особенно важное для себя, то, что упускалось из виду в предыдущем веке или (иногда) во все предыдущие века церковной истории. Великим открытием нынешнего века является та чрезвычайно важная роль, которая отводится в Евангелии Царству Божьему.

Нам кажется невероятным, что этот элемент так мало освещался в теологии и религиозной литературе на протяжении практически всей христианской истории.

Совершенно очевидно, что в синоптических Евангелиях [Матфея, Марка и Луки] этому учению придается значение, которое трудно переоценить (William Temple, Personal Religion and the Life of Fellowship, Longmans, Green and Co. Ltd., 1926, p. 69.).

Это наблюдение архиепископа имеет огромную ценность. Каждый, кто взглянет на евангельское повествование о служении Иисуса, обнаружит, что Иисус, первый глашатай христианского Евангелия, был проповедником Царства Божьего. В этом нет ни доли сомнения. Трудно оспорить доводы Ф. Гранта, который видел цель Иисуса в следующем:

Можно сказать, что учение Иисуса о Царстве Божьем отражает Его учение в целом. Оно является центральной темой всех Его рассуждений. Его этика ― это этика Царства; Его теология ― это теология Царства; Его учение о Самом Себе невозможно понять в отрыве от Его толкования Царства Божьего (“The Gospel of the Kingdom”, Biblical World 50 (1917), pp. 121–191.).

Очевидно и то, что Иисус велел Своим ученикам провозглашать Его Весть о Царстве, Евангелие, Благую Весть, в течение всего периода истории вплоть до Его обещанного возвращения. Отдавая последние распоряжения, Иисус наказал Церкви учить своих последователей всему, чему Он учил их, и посвящать их в веру посредством крещения (Мат. 28:19, 20).

Задача верующих, по мнению Иисуса, состояла в проповеди «Евангелия Царствия по всей вселенной» (Мат. 24:14).

Явным признаком того, что Христос по-прежнему присутствует в Церкви, должно быть громкое провозглашение Царства Божьего, как это делал Иисус.

Говоря о том, что вопрос Царства Божьего «мало освещался в теологии и религиозной литературе на протяжении практически всей христианской истории», как это сформулировал архиепископ Темпл, мы признаём, что Церковь не исполнила поручения, данного ей Иисусом. Церковь лицемерила все это время.

Используя имя Христа, она не передавала миру Его спасительную Весть о Царстве.

Да и как она могла это сделать, если она не уверена в том, каково истинное значение Царства? (Например, Роберт Морган пишет: «Настало время бросить вызов тем, кто уверен, что знает точное значение термина „Царство Божье”, который употреблял Иисус» (Theology, Nov. 1979, p. 458).) По-видимому, Церкви необходимо подвергнуть ревизии свои цели, а также искренне признать тот факт, что ее Евангелие лишено ключевого мессианского элемента.

Достаточно легко подтвердить отсутствие Евангелия о Царстве Божьем в проповеди Церкви. Прислушайтесь, например, к тому, как евангелисты призывают людей к покаянию. Разве в этих призывах звучит фраза «Евангелие Царства»? Разве можно услышать с церковной кафедры ясное толкование слов Иисуса о Царстве?

Скорее всего, ответ будет отрицательным. В своей книге «Развитие Церкви и полное Евангелие» известный американский миссионер Петер Вагнер соглашается с Дж. Лэддом, по словам которого «современные ученые единодушны в том, что Царство Божье было основным положением учения Иисуса». Вагнер далее пишет:

Если это так, а у меня нет причин в этом сомневаться, тогда я не могу не изумляться тому, что за тридцать лет, проведенных мною в лоне христианства, я так мало слышал о Царстве Божьем. Разумеется, я много читал о нем в Библии. Матфей упоминает Царство 52 раза, Марк ― 19 раз, Лука ― 44 раза, Иоанн ― 4 раза.

Тем не менее, честно признаться, я не могу припомнить, чтобы какой-нибудь пастор из тех, под чьим влиянием я находился, посвятил свою проповедь Царству Божьему. Исследовав свои собственные проповеди, я прихожу к выводу, что я сам также ни разу этого не сделал.

Так где же было Царство все это время? (Church Growth and the Whole Gospel: A Biblical Mandate, San Francisco: Harper & Row, 1981, p. 2.)

В своей статье «Проповедь Божьего Царства» британский толкователь д-р. И. Говард Маршалл из Абердинского Университета говорит следующее:

За последние шестнадцать лет я могу вспомнить только два случая, когда я присутствовал на проповеди, специально посвященной теме Царства Божьего… Мне этот факт представляется удивительным, ведь новозаветные ученые единодушны в том, что центральной темой учения Иисуса было именно Царство Божье…  Казалось бы, современный проповедник, стремящийся донести весть Иисуса до своего собрания, должен уделить этому вопросу достаточное внимание. Однако мой опыт свидетельствует об обратном. Я крайне редко слышал об этом (The Expository Times (89), Oct. 1977, p. 13.).

Римский католик также признался, что во время своей учебы в семинарии он не слышал объяснения Вести о Царстве, провозглашенной Иисусом:

Будучи преподавателем Нового Завета… я рано осознал, что главной темой проповеди исторического Иисуса было приближение Царства Божьего. Однако, к моему изумлению, эта тема едва ли играла какую-либо роль в систематической теологии, которую я изучал в семинарии.

Предприняв дальнейшее исследование, я выяснил, что эта тема в течение последних двух тысяч лет либо игнорировалась Церковью в теологической, духовной и литургической областях, либо искажалась до неузнаваемости. Как это могло произойти? (B.T.

Viviano, The Kingdom of God in History, Michael Glazier, 1988, p. 9.)

Еще один поразительный пример подтверждает наше утверждение о том, что для современных проповедников Царство Божье не имеет того всеобъемлющего значения, которое оно имело для Иисуса и всей новозаветной Церкви. В то время как Иисус целеустремленно провозглашал Добрую Весть о Царстве, нынешние проповедники    избегают выражения «Евангелие Царства». В редакционной статье журнала Missiology Артур Ф. Глассер пишет:

Читайте также:  Рождество христово — двунадесятый православный праздник - богослов

Позвольте спросить: когда вы в последний раз слышали проповедь о Царстве Божьем? Честно признаться, мне очень трудно вспомнить хотя бы одно серьезное толкование этого вопроса. Как можно совместить это молчание с тем общепризнанным фактом, что именно Царство Божье всецело занимало мысли и служение нашего Господа? Мой опыт не уникален.

Я расспросил на этот счет своих коллег. Конечно, они признают, что часто слышали проповеди, в которых использовались фрагменты притч Иисуса. Но что касается обстоятельного наставления о природе Царства Божьего в учении Иисуса, они, хорошо подумав, также начинали удивляться тому, что так мало пасторов обращались к этой теме (Апрель 1980, с.

13.).

Не нужно иметь специального теологического образования, чтобы почувствовать что-то неладное в сложившейся ситуации, когда ведущие представители веры не скрывают, что этот аспект Вести Иисуса им незнаком. Ключевой элемент Царства отсутствует и в проповеди спасительной Вести во время евангелизации.

Билли Грэм дает определение Евангелию, поделив его на два основных компонента. Первый из них ― это смерть Иисуса, то есть половина Евангелия. Вторая половина ― это Его воскресение (Roy Gustafson, “What is the Gospel?” Billy Graham Association.). Однако в этом определении отсутствует основа Евангелия.

Иисус провозглашал Царство Божье задолго до того, как стал говорить о Своей смерти и о воскресении. Лука пишет, что ученики отправились проповедовать Евангелие еще до того, как им стало известно о смерти и воскресении Иисуса (Лук.18:31-34).

Следовательно, в Евангелии, кроме рассказа о смерти и воскресении Иисуса (который, безусловно, чрезвычайно важен), содержится что-то еще.

Майкл Грин, известный евангелист, задумался об очевидном различии между тем, что мы называем проповедью Евангелия, и тем, как определял ее Иисус.

В 1974 году, во время Лозаннской международной конференции, посвященной всемирной евангелизации, он спросил: «Много ли вы здесь слышали о Царстве Божьем? Не очень. Это не наша терминология.

Тем не менее, для Иисуса это было первостепенной задачей» (Цитируется по: Tom Sine, The Mustard Seed Conspiracy, Waco: Word Books,1981, pp. 102, 103.).

Почему же терминология современных христиан отличается от терминологии Самого Иисуса? Этот факт требует разъяснения. Он должен стать для нас сигналом тревоги ― что-то «прогнило» в нашей версии христианства. Мы не проповедуем Евангелие так, как это делали Иисус и апостолы, поскольку игнорируем главный элемент Евангелия Иисуса, а именно Добрую Весть о Царстве.

Некоторые теологи утверждают, что всеобъемлющее учение о Царстве Божьем, являющееся осью, вокруг которой вращалась проповедь Иисуса, малопонятно прихожанам. Хью Андерсон отметил, что Иисус начал Свое служение с предупреждения людей о приближении Царства без предварительного объяснения самого термина. Далее он пишет:

Для первых слушателей Иисуса, как и для читателей Марка, термин [Царство Божье] не был пустым или туманным, каким он зачастую является сегодня.

Эта концепция имела длинную предысторию; она уходит корнями в Ветхий Завет, в неканоническую литературу междузаветного периода и в писания раввинов (The New Century Bible Commentary, Gospel of Mark, Eerdmans, 1984, p. 84.

Андерсон отмечает, что «Царство Божье, несомненно, находилось в основе исторической проповеди Иисуса» (там же, с. 83).).

Слушатели Иисуса понимали, что Он вкладывает в понятие Царства Божьего, ибо все они знали еврейскую Библию, изобилующую чудесными обещаниями о грядущем мире и процветании на земле. Эти обещания были предназначены тем, кого сочтут достойными войти в Царство Мессии.

Современники Иисуса понимали Царство Божье почти так же хорошо, как мы понимаем, что такое Статуя Свободы, Декларация независимости или Лондонский Тауэр. Представьте себе ту путаницу, которая могла бы возникнуть, если бы американцы или англичане не были уверены в истинном значении этих терминов.

Что если бы Вторая Мировая война была для историков размытым понятием?

Когда идея глубоко укоренена в национальном сознании народа, ей не нужно давать определение всякий раз, когда она упоминается. Именно так обстояло дело с Царством Божьим. Это выражение означало новую эру всемирного правительства на земле, которое будет установлено с появлением обещанного Царя из рода Давида, Мессии, Помазанного Посланника Единого Бога.

  • Вот что говорит по этому поводу теолог, осознающий необходимость давать определение основным христианским идеям, учитывая их исторический контекст:
  • Царство Божье было, главным образом, политической идеей ― политической в религиозном смысле, ибо в древности «политика» была неотъемлемой частью религии и практически отображала доктрину Божьего правления на земле… Она означала всемирную Божью империю… Именно эту идею Иисус сделал движущей силой Своего учения… Он отождествлял ее с замыслом Бога, готовым открыться в нужное время, и считал ключом к собственной пророческой и мессианской задаче: Он был (или должен был стать) Божьим посланником, который установит (или восстановит) Божью власть в этом мире… Царство Божье в новозаветный период по-прежнему оставалось мечтой древних пророков об окончательном и абсолютном установлении на земле верховной власти единого Бога.
  • Энтони Баззард,
  • «Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса»,
  • Газета Протестант.ру

О царстве божьем 3 часть

Итак мы продолжаем эту серию проповедей о Царстве Божьем. Давайте вспомним о чем мы говорили в прошлый раз.

  • О Царстве Извечном-Духовном, об Внутреннем и о Грядущем.
  • Когда Иисус начал Свою проповедь, Он проповедовал о Царстве Божьем в 3D.

Давайте посмотрим несколько мест Писания.
От Матфея 4:23-24 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

Глядя на эти стихи я понимаю, почему с одной стороны Его проповедь и служение привлекало стольких людей, и с другой стороны, почему так много было тех, кто становились Его противниками.

Он проповедовал и учил о Доброй вести из Божьего Царства, а доказывал ее, чудесами и исцелениями. Его служение отличалось от множества других служений, фейерверком чудес, глубочайшей мудростью и жаждой помощи.

Иисус утверждал, что проповедь о Царстве, должен услышать каждый человек. Что именно поэтому Он и пришел с Небес:
От Луки 4:42-43 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

Люди, это всегда люди. Людям свойственно держать при себе то, что их удовлетворяет. Они готовы на все, только бы их удовольствие продолжалось.

Но Иисус говорит им, что Он должен говорить и другим людям о Царстве, ибо Он именно для этого и был послан.
Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.

Более того, Иисус утверждал, что когда последний человек на земле, услышит Евангелие Царствия, наступит заключительная сцена всей Библейской истории.

От Матфея 24:14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Не катаклизмы и не войны говорят о завершающем этапе жизни на земле. Не охлаждения нравственности и потеря принципов говорят о конце цивилизации.

Но именно проповедь о Царстве, которую должен услышать каждый человек, подводит эту Историческую черту и приводит вселенную в завершающую фазу.

Поэтому Иисус не покладая рук проповедовал о Своем Царстве, которое должно придти. Знакомя людей с Его принципами и с Его силою. Он хотел чтобы люди увидели всю разницу Царства Небесного и царства земного.

Его дела говорили громче чем всякое учение людей. Он говорил и тут же это делал. А позже, Он повелел Своим ученикам делать то же самое. Проповедовать Евангелие Царства и доказывать это чудесами и исцелениями.

От Матфея 10:1,5,7-8 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им … ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

Он даровал Своим ученикам Власть над всяким нечистым духом. Чтобы изгонять бесов и исцелять больных. Внутри этого служения обязательно была проповедь о Царстве Небесном(или Божьем).

Иисус четко понимал, что проповедь о Царстве Божьем, важнее чем многие другие жизненные вопросы. Он не церемонился, когда вставал вопрос что именно выбрать, проповедовать о Царстве или заниматься устройством собственных дел.

Я думаю что Иисус серьезно относился к подобным вопросам. Посмотрите один эпизод из Библии, и вы сразу же это поймете:
От Луки 9:57-62 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные–гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Были люди, чьи порывы Господь буквально остужал истиной, как ледяной водой. Он говорил им о реалии, а не просто об эмоциональной составляющей. Полно было чудаков, которые хотели приключений, позиций и прочего.

Читайте также:  Преподобный александр свирский - богослов

Но Иисус говорил что будут моменты, когда во время проповеди Евангелия, ни будет ни насиженных мест, ни почета, ни комфорта, ничего.

Далее Он говорит:
А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Другого ученика Иисус выбирает Сам. Он видит его потенциал и его служение в будущем.

Он призывает его к действию, но парень возражает, ссылаясь на отца, которого надо похоронить.

И вот тут то у многих читателей возникает вопрос, неужели Иисус на столько жесток, что даже не позволяет похоронить родного отца.

Но теперь порассуждайте сами. У Евреев стараются хоронить сразу же, не дожидаясь завтрашнего утра. А этот парень почему то оказывается в другом месте, не занимается умершим отцом, а слушает Иисуса где то вдали от дома.

Если на самом деле его отец умер, то что-же тогда ты делаешь тут? Вопрос на самом деле, так не стоит вообще. Если бы он уже был мертв, то похоронить его дело одного дня. Проблема была в том, что скорее всего его отец был или болен или в старости.

И парень хотел временной отсрочки.

Поэтому слова Иисуса были категоричны. Все надо делать, надо делать в свое время, а если момент упущен, то дело так и не будет сделано. Ты живой, иди и говори о Царстве Божьем.

Пусть те, кто не имеет жизни и переживают за эту проблему, но ты делай все возможное, пока ты жив, чтобы и другие люди имели жизнь вечную.

Следующий парень сам просится в ученики.

Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Я вижу настоящий кастинг на звание ученика Христова. Вижу как еще один претендент тянет руку. «Можно, можно, можно мне!!!».
Но и тут есть столько оговорок, когда пойти, что вначале будет, а что в конце. Что важнее всего, а что нет.

В ответе Иисуса третьему человеку заключена истина, которую никто не может отрицать. Ни один пахарь не сможет пропахать прямую борозду, постоянно озираясь назад. Иисус ничего ему не ответил, ни да ни нет. Выбор остался за ним.

Иисус огласил правила Царства Божьего, нет дороги назад, есть только дорога вперед. Если ты постоянно смотришь назад, ты так и не сделаешь ни одного шага вперед.

Психологи говорят, что если не превратить благородные чувства своевременно в действие, то маловероятно, что они вообще когда-нибудь воплотятся в дело. Чувства часто заменяют деяние.

Несколько месяцев назад я читал в интернете о войне в Сирии. Меня поразили фотографии умерших детей. Я не верю что насилие когда нибудь порождало мир. Насилие всегда порождает насилие. Я прочитал что огромное количество беженцев покинуло Сирию и находится в ближайших странах.

В мое сердце пришло желание хоть чем то помочь этим страждущим. Я начал собирать средства и за тем как у меня появилась достаточная сумма, я отправил их через доверенных людей.

Но вот о чем я подумал, если бы я так и не сделал никаких действий, то помощь осталась бы только в моих пожеланиях.

Как кто то сказал: «Благими намерениями выложена дорога в ад».
Иисус побуждает нас больше к действию, чем к эмоциям. Если Он побуждает вас сделать что то для Своего Царства, то нужны не только пожелания, но и реальные поступки. Я думаю именно это Иисус и хотел тут сказать.

Посмотрите как характеризует Иисус тех, кто является жителями Его Царства. И когда мы говорим о Царстве, то имеем в виду Изначально-Духовное, Внутреннее, и Грядущее одновременно:
От Луки 6:20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

И опять же Он обращается к Своим ученикам, а не ко всем кто следовал за Ним. Ученики – это были те люди, которые старались исполнять все что Он им проповедовал делать.

Во-вторых, Он говорит что они счастливые люди. Почему? Да потому что они в Царстве Божьем. И третье, что не совсем понятно, это то что они «нищие духом».

Многие христиане наивно полагают, что тут имеется в виду образ жизни бедного человека. Другие же говорят о бедности духовной. Но как мне кажется, здесь говорится о другом.

Когда утверждают что Иисус поощрял бедность в людях, это не совсем соответствует Духу Писания. Другими словами, они утверждают что вход в Царство Божье, закрыт для богатых. Но в таком случае Бог лицеприятен, выбирая одно, Он отвергает другое.

Нигде в Писании не сказано что Богу не нравятся богатые люди. Более того Писание утверждает что войти в Его Царство мешает не само богатство, а упование на него.

Прочитайте:
От Марка 10:23-30
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его.

Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Опять же Иисус начинает разговаривать именно с учениками, а не со всеми людьми, идущими за Ним. Он утверждает что трудно, заметьте не невозможно, а трудно, богатым войти в Царство Божье.

И тут же Сам отвечает почему, потому что богатый надеется, уповает, утверждается на материальном имуществе. То есть Он не говорил, что для богатых дверь в Царство Божье наглухо закрыта.

А Он говорил что тот человек, что надеется на свои материальные возможности, пролетает как верблюд над Парижем(шутка)…

Реакция учеников была крайней:
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Вопрос спасения не зависит от возможностей человека вообще. Спасение человека – это прерогатива Бога и Его Условий.

И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

Глядя на этот текст понимаешь, что о бедности вообще не идет речи. Мы видим что дома и земли наоборот увеличиваются в сто-кратном размере. Тогда что же это за нищета такая?

Есть часть людей, которые говорят о нищете именно духовной, что якобы мы с вами, не имеем никакого духовного богатства. А все что имеем от Бога, – Божье.
И да и нет. Глядя в Писание мы видим что мы не бедные духовно, а наоборот духовно богатые.

  1. Например Павел пишет:
    2 Коринфянам 8:9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
  2. Ефесянам 1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
  3. Ефесянам 1:7-8 в Котором(в Иисусе) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
  4. Ефесянам 1:11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,

Я бы мог еще и еще цитировать Писание. Но суть вы поняли, мы не бедные духовно люди, а наоборот: богатые, благословенные и наследники.

Так все таки что имелось в виду когда Иисус называет жителей Царства «нищие духом»? Лично мое мнение, что слово нищий имеется в виду в смысле – нуждающийся человек. Тот, кто живет в постоянной нужде.

Тот человек кто жаждет и алчет духовной жизни, Бога, Его Слова и Его Царства. Тот человек для которого, все остальное второстепенно. Тот кто ищет Царства Божьего и правды его прежде всего.

Именно таковых людей есть Царство Божье! Божье Слово говорит нам о гражданах Царства Бога, которые жаждут всего что с ним связано.

Итак мы сегодня еще немного приоткрыли завесу о Царстве Небесном. Я верю что так шаг за шагом, мы сможем еще лучше познать его. И да благословит нас Бог! Аминь!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *