Проповедь об излечении ииусом христом в субботу скорченной женщины — богослов

Проповедь об излечении Ииусом Христом в субботу скорченной женщины - БогословБратия и сестры, в это воскресенье (неделя 26-я по Пятидесятнице) на литургии мы читаем отрывок из Евангелия от Луки. Это фрагмент Евангелия — о чуде — о исцелении 18 лет скрюченной болезнью женщины. Господь исцеляет ее в храме, на глазах у сотен верующих. Исцеляет, видя ее нелицемерную любовь к Господу и его храму.

Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, именно в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь Вам дает такой удивительный дар?», он отвечал: «Это просто милость Божия.

Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши или лицемерия в отношениях с Богом и с другими людьми».

Там, где эта прямота отношений, там свет Христов, чудо любви Божией раскрывается, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Евангелие от Луки (Лк., 71 зач., XIII, 10-17)

В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Проповедь об излечении Ииусом Христом в субботу скорченной женщины - Богослов

Проповедь

Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь.

Не потому что Он имеет в этом нужду, а для того чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме.

Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди».

Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий.

Как часто приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки.

Немощные, дряхлые, действительно, еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой.

Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.

Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести вот это иго своей немощи.

Но ей важно прийти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека.

И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу.

В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Господу. А состояние ее, действительно, было ужасное. Согнутая к земле она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное.

Согнут человек к земле, не может выпрямиться своими собственными силами, поднять лицо к небу, не может даже лицо другого человека увидеть. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его.

Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость — это недостижимо, это ему непонятно.

Как животное стал человек вследствие отпадения от Бога, согнут он, хотя физически иногда может голову свою поднимать очень высоко.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, недавно прославленный Церковью, говорит, что, глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны, ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в радости жизни, созданной для него Господом.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим, кроме чуда этого света, чудо мрака.

Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божьего закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит он для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой — день покоя, день субботний; и никто не может нарушать этот день».

Смотрите, что происходит. Свет чуда, такой ясный, ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть этот свет и от других людей.

Для него совершенно понятно, что здесь действует Божие чудо, что здесь Сам Бог. Но он хочет превратить это чудо в нечто обыкновенное, ничего не значащее.

Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и поэтому он готов ограничить Самого Бога в Его милосердии.

Женщина не надеялась уже ни на что. Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, то мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, — говорит Он Сам, — если вы не узнаете, что это Я — что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах — то вы погибнете в грехах ваших».

Сегодня Господь показывает, что благочестие и любовь — это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается только в любви, в достижении милосердия и сострадания по отношению к другому человеку.

Он говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести к водопою? Каждый человек это делает, потому что дико было бы, жестоко по отношению к животному не напоить его водой.

Но неужели эта дщерь Авраамова, которую сатана связал, которая уже в течение восемнадцати лет мучается, неужели нельзя облегчить ее страдания! Не для того ли покой субботы существует, чтобы открылась нам тайна любви и милосердия Божия? Жизнь вечная — вот что такое «покой».

И только через сострадание, через любовь, которая есть подлинное благочестие, входим мы в эту жизнь.

Господь обличает сегодня грех лицемерия. Он говорит, что из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, как в Евангелии возвышает Господь Свой голос и многократно говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры».

Он никому из простых людей не говорит эти слова, «горе вам», потому что видит, как страшна внешняя видимость благочестия, которая, по свидетельству святых отцов, явится «тайной беззакония» в самой Церкви.

«Человек беззакония» в самой Церкви, по слову апостола Павла, по толкованию святых отцов, сядет, выдавая себя за Бога. Этого лицемерия будем страшиться больше всего.

Мы видим, что женщина, получив чудо исцеления, благодарит Господа. И весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Сегодня Господь призывает нас, увидеть, что человек, милостью Божией получивший исцеление, когда выпрямляется его душа, не может не благодарить Бога.

Это становится естественным для него. И это есть единственный признак исцеления человека, потому что сам человек не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа, неспособная к этой хвале.

Благодать Божия, которую приносит в мир Христос, может выпрямить и выпрямляет все, что грех искривил в нашей жизни.

Об исцелении скорченной женщины, исцеленной в субботу

Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. (Лук.13:10-17)

Нередко люди, которые толком не читали Евангелие, а лишь только краем уха где-то что-то слышали о Христе, воспринимают Его, как человека слабого.

Проповедь об излечении Ииусом Христом в субботу скорченной женщины - Богослов

Протоиерей Павел Великанов

И то Евангельское повествование, которое мы только что слышали, свидетельствует о противоположном.

Мы видим, что Христос совершает исцеление тяжелоболящей скорченной женщины прямо на глазах у тех, от кого естественно ожидает осуждения. Ведь исцеление происходит в субботу.

Тем самым Христос сознательно нарушает, казалось бы, одно из самых важных для Ветхого Завета заповедей о соблюдении субботы.

Читайте также:  Христос накормил 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбами - богослов

Книжники и фарисеи обращаются к людям с, казалось бы, странными словами «есть шесть дней в неделю, в эти дни и приходите получать исцеление, но только не в субботу, что не нарушать субботний покой».

В ответ на эти слова они слышал потрясающие по своей жесткости и искренности слова Христа Спасителя. Называя книжников лицемерами, Он говорит «разве каждый из вас не отвязывает в субботний день своего вола или осла и не ведет его, чтобы напоить? Разве не так же следовало поступить с этой несчастной женщиной, которая 18 лет была скована дьяволом?».

Сегодняшнее Евангельское повествование расставляет акценты над приоритетами в религиозной жизни. С точки зрения иудея первичным было соблюдение закона. И, если на пути этого соблюдения находился человек, живой человек, со своими грехами, слабостями, немощами, со своими болезнями, скорбями, через него можно и должно было переступить.

Сегодня нам Спаситель показывает, что в религиозной жизни не может быть никаких постановлений, требований, указаний, которые были бы абсолютной ценностью, когда мы должны переступить через них, помогая нуждающемуся человека.

И каждый раз, когда мы становимся перед выбором: помочь человеку, оказать внимание и любовь человеку, либо соблюсти свой внутренний религиозный кодекс, мы должны вспоминать сегодняшний рассказ и то, каким был ответ Христа на эту проблему.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с ми к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию.

Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области.

Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, об исцелении скорченной женщины

Евангелие от Луки, 13:10-17

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Проповедь об излечении Ииусом Христом в субботу скорченной женщины - БогословВ сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами повествование апостола и евангелиста Луки об исцелении женщины, которая была в тяжком недуге, скрюченной, частично ли парализованной или какую-то другую болезнь претерпевшей. В таком состоянии невозможности распрямиться она пребывала на протяжении восемнадцати лет, и Господь, прикоснувшись к ней, исцелил ее. А затем, поскольку Он сделал это в субботу, произошла знаменательная беседа Его с начальником синагоги, который выразил недовольство тем, что это чудо было совершено в субботу, сказав слова, которые после стали нарицательными, о том, что шесть дней можно исцелять, а на седьмой день покоя нечего подобного рода дела переносить. Он был обличен Спасителем, Который засвидетельствовал, что сие толкование субботы люди подобные начальнику синагоги применяют строго к другим, считая, что покой субботы ради исцеления нарушен быть не может, но конечно, совершенно по-другому применяют к себе, ибо когда их животное нужно напоить, тут они не забудут его отвязать, довести до колодца, и это с их точки зрения покоя субботы не нарушит. И народ, убежденный словами Спасителя, той внутренней правдой, которая в них была, славил Бога и радовался.

О чем же нам говорит сегодняшнее краткое Евангельское повествование? Во-первых, вновь и вновь напоминает оно нам о том, что чудо может войти в нашу жизнь. Напоминает о том, что человек должен быть долготерпелив и не отчаиваться. Восемнадцать лет редко кто из нас ждет исполнения молитвы и чаемого.

Через несколько месяцев, а иные и через несколько недель начинают унывать, говорить, что Бог их не слышит, что результата никакого нет ни от их молитвы, ни от их усилий, и лучше тогда вообще все это бросить, потому что жизнь без молитвы, без чаемого и без некоего стеснения себя ради упования получить от Бога то, что мы просим – эта жизнь проще.

Пусть пример сегодняшней женщины, которая восемнадцать лет терпела болезнь и понятно по смыслу Евангелия, что не отчаялась, не впала в ропот и восстание против воли Божией, будет для нас примером того, как нужно относиться к скорбям и как нужно ждать встречи с Богом.

Она, действительно, много претерпела, но и пережила исключительное – не только физическое исцеление, которое, конечно, было для нее исключительной радостью, но она пережила встречу с Богом живым, которая делает все до того бывшее в нашей жизни тяжелое и скорбное ничего не значащим.

Точно так же, как для тех, кто достигнет блаженной вечности, земные скорби и страдания станут ничем, каплей в океане Божией любви и благости, к которой прикоснутся те, кто достигнет райского блаженства. И это тоже напоминание сегодняшнего Евангелия.

Впрочем, должны мы помнить и том, что чудо – это всегда встреча, как говорит один из богословов двадцатого столетия, двух свобод: свободы человека, который взыскует и свободы Бога, Который отвечает. Поэтому о чуде можно молиться и на него нужно уповать, но его нельзя запланировать.

Нельзя сказать, что я прочитаю 124 акафиста, и чудо непременно произойдет, буду год заниматься сухоядением, и гарантирован тот или иной результат. Это уже не чудо будет, а магизм, магическое восприятие действительности, которое есть во внехристианских религиях, но к которому мы, будучи чадами веры Нового Завета, должны никак не прилепляться.

Мы должны Бога просить, уповая на Его ответ, но помнить, что запрограммировать этот ответ никакими действиями мы не можем.

Второе, о чем должно сказать в связи с сегодняшним Евангелием. Конечно же, мы уже не раз читали этот отрывок и знаем те слова, которые были сказаны начальником синагоги.

На чем они были основаны? Они были основаны на том, что он понимал заповеди закона Божия не так, как они были даны Священным Писанием, не в том смысле, как они содержатся в божественном откровении.

Он понимал их как некую юридическую норму, которая, соответственно, как любая норма закона, может быть истолкована в связи с отягчающими или наоборот, смягчающими обстоятельствами.

В статьях закона есть прописанные нормы, скажем, за воровство, и есть обстоятельства, при которых за это преступление посадят надолго и точно (сумма будет большая или по предварительному сговору это совершили, или рецидивисты этим занимаются), и есть обстоятельства смягчающие (первый раз, хорошая характеристика с работы, наличие пятерых детей или государственных наград), при которых срок могут дать условно. Это понятные обстоятельства, связанные с действием юриспруденции в человеческом обществе. Так вот заповедь Божия, это очень важно понимать, – не юридическая норма. Мысли о том, как ее можно истолковать к другому жестко и буквально, а к себе мягко, как я другого заповедью как дубинкой пристукну, а для себя напротив из нее подушечку сделаю для того, чтобы сидеть было мягче, навсегда пресечены сегодняшними словами Спасителя по отношению к начальнику синагоги. Об этом Спаситель решительным образом предупреждает. Это понятно. Но нужно в сегодняшнем Евангелии понять вот еще что. Спаситель говорит о соотношении естественного нравственного закона и церковных предписаний, даже предписаний, содержащихся в заповедях. Ибо исцеление страждущего есть исполнение того естественного нравственного закона, который одновременно запечатлен Богом и как исполнение высшей правды нашей жизни в двух главных заповедях – любви к Богу и любви к ближнему. А исполнение заповеди о субботе есть исполнение некоторого вторичного, важного, Богом же установленного, но по отношению к этому общему для всех людей нравственному закону уже частичного и ограниченного предписания. Поэтому всякий раз, когда в жизни человека случается коллизия между исполнением естественного главного, Богом вложенного в душу каждого нравственного закона и вторичных установлений более ограниченного содержания, мы должны прежде всего позаботиться о том, чтобы исполнить естественный нравственный закон.

К примеру, к вам пришел голодный человек, это почти абстрактный пример, но понятный. Например, вы на своей загородной фазенде пребываете, идет Рождественский пост, и вы думали, что уехали к себе на фазенду тихо помолиться и пожевать хлебушек с водой, растопленной из снега.

Но пришел голодный человек и просит что-нибудь ему дать, а у вас есть только оставшиеся с до-постного времени котлеты замороженные.

Можно с одной стороны начать думать так: «Я в Рождественский пост котлетами никого соблазнять не буду, ибо это есть грех и нарушение поста!» А с другой стороны, можно подумать о том, что человеку очень плохо, он не то чтобы помирает, но сильно голоден, и нет никакой другой еды, и я дам ему эти котлеты. И второе будет первенствовать над первым.

И это так всякий раз, когда подобного рода коллизия встречается.

Например, почти что в сегодняшнем Евангельском смысле, можно ничего не делать в воскресенье, пойти кафизмочку почитать, но если меня попросили помочь пол помыть человеку, которому помочь некому, все же надо пойти пол помыть, а кафизмочку почитать по обстоятельствам, если силы дальше будут, и так далее и тому подобное. Этот естественный нравственный закон первенствует в душе, и Господь сегодня об этом напоминает. В день субботы, установленный как день покоя Отцом Его Небесным, этот покой ради исцеления в течение восемнадцати лет согбенной женщины Он нарушает.

Читайте также:  Свечи симовлизируют молитву, раскаивание, добровольную жертву - богослов

Впрочем, мы должны помнить о том, что только ради этого дозволяется смягчение и нарушение этих вторичных установлений – будь то содержащихся в Священном Писании, будь то в уставах церковных.

Не потому, что нам так хочется, или мы как прогрессивные люди начала XXI века решили, что это можно уже не соблюдать: что пост был установлен поздно, в Византии, когда у них все было – и оливки были и фрукты, и морепродукты выпрыгивали в рот, а мы в России живем, и как мы можем все это соблюдать? Нет, это не дает права отмены и послабления для себя.

Право отмены и послабления дается, если мы делаем это ради любви Божией к человеку. Тогда это главное становится превалирующим, как Спаситель нам явил в сегодняшнем чудесном исцелении.

Протоиерей Максим Козлов

О зависти. проповедь на евангелие об исцелении скорченной женщины. (архимандрит кирилл павлов)

Проповедь об излечении Ииусом Христом в субботу скорченной женщины - БогословВо имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры! В нынешнее воскресенье Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом одной несчастной скорченной женщины. Однажды, по Своему обыкновению, вошел Господь в субботу в иудейскую синагогу и стал проповедовать там слово Божие. И увидел женщину, которая восемнадцать лет страдала тяжким недугом немощи, – она была скорчена и не могла выпрямиться. Господь сжалился над нею и, подозвав ее к Себе, сказал: Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего (Лк.13:12). И Он возложил на нее руки Свои, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Начальник же синагоги, питая в сердце своем скрытую зависть к Спасителю, видя, каким уважением Он пользуется среди народа и какой любовью окружает Его народ, вознегодовал против чудесного исцеления несчастной женщины Божественным Чудотворцем, и начал строго говорить народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк.13:14).

Спаситель, провидев в этих словах притворство и лицемерие начальника синагоги, всенародно разоблачает личину его мнимой ревности по закону Моисееву: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк.13, 15-16). После такого обличения перед всеми сразу же обнаружилась злобность души мнимого ревнителя из иудейской синагоги.

Дорогие братия и сестры! На указанном примере мы увидели, каким образом действуют завистники, представляющиеся людьми, которые заботятся об общем благе. На самом же деле они таят в своем сердце отвратительное лицемерие.

Добрые люди радуются благополучию ближних, благословляют благодетелей и славят Бога благодеющего.

Злые же и завистливые люди с недоброжелательством относятся к благополучию ближних, не могут терпеть ничьего превосходства, не радуются ничьей радости, а наоборот, стараются воспрепятствовать благополучию ближнего.

А если не в силах этого достигнуть, то стараются любыми кознями и происками унизить и обесславить доброе дело ближнего, перетолковывая все в худую сторону. Подобно кротам, роющимся в земле и не способным видеть свет Божий, завистливые люди подкапываются под самое основание добродетели, лишь бы кого-нибудь опорочить. И нет на земле доброго дела, которого бы не касалась зависть.

Всему доброму и святому дает зависть имена недостойные, с единственной целью – унизить почтенных и порядочных людей, лишить их любви и уважения, которыми они пользуются по справедливости.

Зависть рождает страшные пороки: ненависть, злоречие, презрение, коварство, обман, убийство и многие другие. Поэтому зависть есть корень всякого зла.

Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, – она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех, – как говорят святые Отцы.

Если бы не было зависти, то тишина и спокойствие, мир и благоденствие окружали бы нас. Сотворить пользу ближнему было бы для нас сердечным удовольствием, видеть счастье брата было бы нашим счастьем.

Если бы не было зависти, нашими действиями и желаниями управляла бы только любовь, которая всем желает добра. Но где зависть, там неустройство, там все худое.

Завистливый, как ночной вор, подкапывает, разрушает благосостояние ближнего и только тогда успокаивается, когда достигает своей цели. Лишить кого-нибудь счастья, увидеть его в злострадании – вот цель, к которой стремится зависть.

Ложь, клевета, обман, низкое пронырство, ласкательство перед высшими – вот свойства зависти. Много зла и вреда приносит зависть обществу, стараясь навредить людскому счастью, разрушая христианский мир между ближними.

История Церкви знает множество примеров ужасных злодеяний, совершенных под влиянием этого порока.

Движимый завистью, Каин убивает своего брата Авеля; братья Иосифа, завидуя его телесной и внутренней красоте, продают его в рабство; первосвященники и фарисеи, движимые завистью к Спасителю, оклеветав и унизив Его, совершают ужасный грех богоубийства.

Зависть – это ржавчина, съедающая душу завистника. Завистливый человек ни днем, ни ночью не имеет покоя, всегда и всем недоволен, сетует на все с ропотом, частый гнев и постоянная злоба мучают его.

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Убережемся от этого порока! Постараемся воспитать в своем сердце расположение и любовь ко всякому доброму делу.

Святые Отцы говорят: когда видите ближнего, который в чем-либо превосходит вас, не давайте места зависти, а вознесите теплую молитву ко Господу, чтобы он укрепил и умножил добродетели ближнего, тогда и вас Господь не оставит Своею милостью и любовью.

Тем же, которые уже заражены этим гнусным пороком и хотят от него избавиться, святые Отцы советуют умертвить матерь этой страсти – матерью зависти является гордость. А святой апостол Павел рекомендует приобретать и стяжевать любовь, потому что любовь не завидует (1 Кор.13:4) – и тогда зависть падет сама собой.

Кроме этого нужно знать, что все, принадлежащее человеку, не может и не должно почитаться за важное и великое, а потому не может являться предметом зависти.

Для христианина истинные блага должны составлять блага небесные, а все остальное: здоровье, богатство, почести – это тленное, временное и не должно рождать зависти. Постараемся, возлюбленные, иметь мир между собою, потому что нет ничего на свете сладостнее мира.

Помолимся Господу, чтобы Он даровал, утвердил мир между нами и чтобы мы могли избавиться от гнусного порока зависти и избежать наказания от Господа на Его страшном и праведном Суде. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, об исцелении скорченной женщины | Храм святителя Григория Богослова и мученицы Зои

yulona · Декабрь 9, 2018

Иисус возложил на нее руки,
и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

(Лк. 13:13)

  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
  • Возлюбленные о Господе братья и сестры!
  • Исцеление скорченной женщины

КАК НЕТЕРПЕЛИВЫ бываем мы с вами и как малодушны. Болезнь, неудача, просто неприятность – и вот мы уже начинаем гневаться на людей, озлобляемся на весь мир, доходим до ропота на Всемилостивого Господа. Такими ли должны быть христиане, избранники Божии, которым многими скорбями надлежит… войти в Царствие Божие (Деян. 14:22)?

Болезни и скорби, которые должны служить закалке и просветлению наших душ, своей слабостью мы превращаем в повод к отступничеству.

Преподобный Исаак Сирин говорит: «Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служит к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отражает бедствия, а малодушие есть матерь мучения.

Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца».

Такой широтою сердца обладала и скорченная женщина, о которой повествует Священное Писание. Кто, как не эта несчастная, имел повод для озлобления и ропота? На долгих восемнадцать лет ее связал сатана (Лк. 13:16), сделал эту женщину уродливой и беспомощной, превратив ее жизнь в постоянную физическую и нравственную пытку.

Но озлобилась ли она, возроптала ли? Нет, все годы страданий хранила эта женщина в своем сердце святую веру и надежду на благость Божию. Ревностно посещала она дом Господень, внимала словам поучения, тихо молилась. Опечаленная своим уродством и немощью, она старалась быть как можно незаметнее, стояла в дальнем уголке, и люди действительно не обращали на нее внимания.

Но вот однажды несчастную скорченную женщину все же заметили, и увидевший ее был Сын Божий.

Да, внешне эта женщина была уродлива, но Господь не смотрит на внешность. Восемнадцать лет доблестно переносимых страданий сделали душу скорченной женщины величественно-прекрасной.

Вокруг Спасителя толпились красивые здоровые люди в богатых одеждах, кичившиеся показным исполнением обрядов и считавшие себя избранниками Божиими.

Но взор Иисуса Христа был устремлен в дальний угол синагоги – туда, где сияла светом добродетели смиренная душа скорченной женщины.

Сын Божий сошел в мир ради таких, как эта женщина, – страдающих и смиренных, верящих и надеющихся. Спаситель шел к людям, которых связал сатана, души их порабощая греху и страданиям, а тела – болезням и смерти. Господь явился к тем, кто способен был слышать Его зов, как Величайший Освободитель – и кончилась власть жестокого диавола над родом человеческим.

При приближении Господа Милующего сатанинские узы спали и со скорченной женщины. Ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13:12), – сказал ей Спаситель, и она тут же выпрямилась и из сердца ее излилось горячее славословие исцелившему ее Богу. И окружавшие ее добрые люди радовались вместе с ней и славили Всемогущего Творца.

Но здесь же стоял и человек, в котором явленное Господом чудо исцеления пробудило не радость, а гнев. Это был начальник синагоги – блюститель Завета, тот, чьим долгом было заботиться о народе, о благе всех «сынов и дочерей Авраама».

Читайте также:  Воскрешение лазаря праведного: смысл евангельской истории - богослов

Кто, как не он, должен был радоваться тому, что несчастная еврейка наконец избавилась от застарелой болезни? Но нет, этот напыщенный законник негодовал и на исцеленную, и на Исцелителя, так как чудо совершилось в субботу, ветхозаветный «день покоя».

Каким холодным бездушием веет от слов этого фарисея: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13:14). Каким ледяным безверием веет от этих слов.

Словно не чудо Господне свершилось на его глазах, не от долголетней неизлечимой болезни исцелена страдалица, а просто заезжий лекарь вырвал у кого-то щипцами гнилой зуб.

Начальник синагоги не мог и не хотел видеть того, что перед ним – Сам Бог, потому что он и подобные ему фарисеи давно уже поклонялись не Богу Живому, а букве Закона и самим себе – блюстителям этой мертвой буквы. Законник не мог радоваться вместе с исцеленной женщиной, потому что давно уже омертвел душой и не желал добра никому, кроме себя.

Собственным богатством, своей домашней скотиной он дорожил больше, чем всеми «сынами и дочерьми Авраама». И Господь, видящий глубины этой черной души, обличил его: Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13:15-16).

Так посрамил Господь противящихся Ему, пытающихся превратить живую веру в пустой обряд. Божественной Любовью объял Спаситель род человеческий не ради показного фарисейского благочестия, а ради пробуждения той же любви в наших сердцах.

Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2:27), – сказал Господь наш Иисус Христос. Не человек для обряда, а обряд для человека.

Вседержителю ли, Которому принадлежит вся вселенная, нужны наши свечи перед иконами, наше стояние в храме? Наше участие в богослужениях отнюдь не заслуга наша, но величайшее счастье, дарованное нам Богом, ибо в церковных обрядах и Таинствах, в соборной молитве Православной Церкви ниспосылается нам от Господа благодатная помощь, без которой ни один человек не может спастись.

Но спасительными церковные обряды и Таинства становятся лишь для тех, кто проникнут духом христианства, духом Божественной любви. Любовь к Богу, выражающаяся в молитвенном общении с Ним, любовь к ближним, проявляющаяся в заботе о них, – вот главное содержание жизни христианина.

Совершая чудеса исцелений в субботу, Спаситель показывал, что святость этого дня и в Ветхом Завете следовало чтить не просто обрядами и «ничегонеделанием», но обращением к Богу и добрыми делами.

С возникновением Христовой Церкви праздничным днем стало воскресенье – еженедельная «малая Пасха», когда мы вспоминаем Воскресение Христово и избавление человечества от сетей смерти. Рядом с торжественностью этого дня померкла ветхозаветная суббота, как меркнет луна при восходе солнца.

Субботний «день покоя» также остался для христиан чтимым днем, когда мы вспоминаем усопших. И дабы исполнить Господню заповедь об освящении праздничных дней, мы должны отводить их не бездумным, а то и греховным удовольствиям, но служению Богу и ближним.

Дни, свободные от заботы о хлебе насущном, даются нам и для того, чтобы мы посетили храм Божий и там очистили свои души от будничной шелухи, и для того, чтобы мы оглянулись вокруг: не нуждается ли кто-нибудь в нашей помощи – и оказали эту помощь.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Два важнейших урока преподано нам в евангельском повествовании об исцелении скорченной женщины.

Сам Спаситель указывает нам пример истинного благочестия: добро нужно творить не рассуждая, в тот миг и там, где представилась к этому возможность. Никакие «важные» обстоятельства, никакие «уважительные» и даже «священные» причины не могут служить препятствием к свершению дел любви и милосердия, ибо человек дороже любых причин и обстоятельств.

Второй урок, пример великого терпения, явлен нам скорченной женщиной, долгие годы безропотно превозмогавшей свое несчастье и вознагражденной Господом за этот подвиг. Нетерпеливость – один из основных пороков нашего времени, сам воздух которого словно бы наполнен ропотом и жалобами, стонами уныния и криками недовольства.

Совсем недавно Господь освободил нас от цепей тоталитаризма, которыми сатана сковал наше отечество семь с половиной десятилетий назад. Ничего удивительного нет в том, что рубцы от этих страшных уз болят и гноятся, что стране еще далеко до желанного благоденствия.

Христианам следовало бы мужественно претерпеть это смутное время, возложив свои упования на Всевышнего, смиренным трудом на ниве благочестия приближая наступление лучших времен.

  1. Будем же молить Господа о ниспослании нам терпения и стойкости в испытаниях, дабы были они нам не во зло, а во благо, по слову преподобного Нила Синайского:
  2. «Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели».
  3. Аминь.

Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице «Об исцелении согбенной женщины в субботу»

Об исцелении в субботу. Проповедь священника Михаила Немнонова.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В одной из синагог, — говорится в сегодняшнем Евангельском чтении, — учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться.

Не просто была больна, а имела духа немощи, то есть ее болезнь была вызвана прямым насилием падших духов. Возможно,  Господь попустил это за какие-то тяжелые грехи, а может быть, она и не совершала перед Богом явных преступлений, и болезнь была попущена ей для укрепления терпения и веры.

Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Достаточно было слова Христова и Его прикосновения. Вернее, одного слова было бы достаточно, но Господь возлагает на нее руки, показывая, что Его прикосновение равнозначно Его Божественному слову, поскольку Его тело было вместилищем Божества.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Как только падшие духи были изгнаны из женщины, так сразу же взялись за начальника синагоги. Он позавидовал Господу, и тут же почувствовал такое негодование, что не мог уже его скрыть. Так бесы всегда подмечают то, в чем мы грешим по собственной воле, и дальше доводят нас до таких грехов, о которых мы и не думали, что способны на них.  

И еще: посмотрите, какой красивый повод выбран для прикрытия зависти: «Положено исцеляться в другие дни»! Он побоялся, этот начальник синагоги. Напрямую упрекнуть Господа, потому что видел Его силу, но делает это вскользь, обращаясь к людям, бывшим в синагоге. Ну разве думал  человек утром, когда шел в синагогу, что станет явным противником Бога? А ведь стал! Вот что с нами делает зависть.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

Как-то лет двенадцать назад мне довелось присутствовать при одном споре. Собеседница сообщила, что не ест свинину, потому что это яко бы запрещено Ветхим Заветом.

Собеседник напомнил об описанном в книге Деяний видении, бывшем апостолу Петру, при котором Господь, показав ему всех животных, почитавшихся в Ветхом Завете нечистыми, сказал ему: «Встань Петр, заколи и ешь, и что Бог очистил, того не почитай нечистым». Она сказала в ответ: «Это нужно понимать только духовно, о призвании язычников».

Тогда ей сказали: «Хорошо, но если вам предложат осетрины, придется отказаться. Ведь осетр — рыба без чешуи, по Ветхому Завету такая же нечистая, как и свинья». Она ответила: «Нет, осетринки я бы поела».  Так вот когда нам чего-то надо – или кажется, что надо, — закон нам не писан.

А когда личные интересы не затронуты, то можно и потребовать строгого исполнения правил. А если еще и наша неприязнь к другим людям замешана, тут все наши «духовные» познания на ее службе, хотя, казалось бы, они должны наоборот помочь нам преодолеть и неприязнь, и зависть, и чревоугодие, и все прочие грехи и немощи. 

          И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Раз противившиеся стыдились, значит, они еще не до конца утвердились во зле. И если народ умел радоваться Христовым делам, то был восприимчив к добру. И если мы стыдимся своих грехов и радуемся о делах Божиих, значит, еще не все потеряно.

          Мы с вами все в большей или меньшей степени похожи на ту скорченную женщину, потому что мы все в большей или меньшей степени привязаны к земным и житейским вещам.

И эта привязанность мешает нам, образно говоря, смотреть вверх, то есть заниматься тем, что для нас действительно полезно – исполнять волю Божию. Как и эта женщина, мы не можем исцелиться от этой немощи сами.

Соберем свои мысли в молитве, в покаянии, в изучении Божиих заповедей, и сколько есть наших сил, будем уклоняться от зла, то есть всего, что противно Богу. Тогда и Господь исцелит наши души, и научит нас, как творить истинное добро. Аминь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *