Рождество христово — двунадесятый православный праздник — богослов

Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - БогословНа заре истории Человечества, за несколько тысячелетий до события Рождества Христова, Всемилосердный Бог, закрывая пред первыми людьми райские двери, по Своему великому милосердию утешил их обещанием Спасителя, который избавит род человеческий от смерти, вошедшей в мир грехопадением, и примирит людей с Творцом их. Это обетование Господь неоднократно повторял впоследствии потомкам Адама и Евы, чтобы приготовить людей к пришествию в мир Христа Спасителя. И чем ближе было это время, тем пророчества становились яснее. «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки», — сказал Господь царю и пророку Давиду (2Цар. 7, 12-13), тем самым, показывая людям, что Спаситель произойдет из дома Давидова.

Время шло, все обетования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнялись. Седмины Данииловы оканчивались (Дан. 9, 25). Наступило четвертое, по пророчеству Даниилову, железное царство – Римское владычество (Дан. 2, 40).

Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10), —  был отнят навсегда. Взирая на это, вся вселенная ожидала небесного Искупителя.

Во все времена ожидание это было довольно напряженным. Чем более возрастал на земле грех, чем больше видели люди на земле зла, насилия и неправды, тем более усиливалось напряженное ожидание Мессии. От Него ждали избавления и заступничества не только иудеи, но и язычники.

Перед рождением Мессии Римский император Август, в чьей власти находилась тогда покоренная Иудея, дал повеление произвести на территории своей обширной империи всенародную перепись, согласно которому, все подданные должны были записаться каждый в своем родовом городе.

Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, городом которого былРождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов Вифлеем, находящийся в земле Иудовой, то  и отправились они на свою родину.  Путешествие это было нелегким, так как Пресвятая Дева носила во чреве Своем Сына Божия. Достигнув Вифлеема, они, по причине большого стечения народа, не смогли найти себе достойного прибежища, поэтому и остановились для ночлега в вертепе, убогой пещере, которая служила в непогоду укрытием для скота.  Здесь-то и исполнились предсказания пророков о рождении Спасителя: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14); «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).

Безлетный младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, т. е. в кормушку для скота, прикрытые душистым сеном, но Божественная слава Богомладенца не утаилась  ни в ночном мраке, ни в вертепе и яслях, в этих первых образах Его смирения и уничижения. Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - БогословО рождении Спасителя было возвещено и простым и мудрым, — Вифлеемским пастухам и восточным мудрецам. На поле, близ вертепа, в котором родился Спаситель, пасли свои стада Вифлеемские пастухи.  Им явился Ангел, возвестивший им: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-12). Благовестие это сопровождалось явлением многочисленного воинства ангелов небесных, хвалящих Бога и воспевающих: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2,Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов 14). Обрадованные этой вестью, пастыри поспешили к заветному вертепу, где и нашли лежащего в яслях Младенца-Господа и, склонившихся над Ним, Приснодеву Марию и праведного Иосифа. Воздав Спасителю должное поклонение, они возвестили Марии и Иосифу все, что видели и слышали.

В то время, как в Вифлееме простые пастыри услышали ангельское благовестие и поля иудейские огласились небесным пением, в далеких восточных пределах воссияла чудесная звезда, которая привела на поклонение новорожденному Царю Иудейскому премудрых волхвов.

  Проделав многодневное и небезопасное путешествие, мудрецы эти поднесли Богомладенцу свои дары – золото, ладан и смирну. Что могли Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богословозначать эти странные дары, поднесенные восточными волхвами?  В них символически выразились три ипостаси, соединенные во Христе. Царское достоинство, выраженное поднесением злата, Божественное – дарованием ладана и человеческой смертности, выраженной в, используемой, как необходимое в обрядах погребения благовоние, смирне. Это поклонение волхвов является также исполнением пророчества, которое изрекли пророки Давид и Исаия: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс. 71, 10); «все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6). Но не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, — всякое творение, по учению Церкви, принесло родившемуся Господу свои дары: Ангелы – пение, небеса – звезду, пастыри – чудо, волхвы – дары, земля – вертеп, пустыня – ясли, люди – Матерь Деву, язычество – начаток христианства в своих волхвах.

Святая Церковь издревле причислила день Рождества Христова к великим двунадесятымРождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов праздникам. Святитель Иоанн Златоуст называет этот великий день источником всех остальных праздников христианских, праздником честнейшим и важнейшим. «Кто назовет его матерью праздников, тот не погрешит. Что же это за праздник? Это Рождество Христово по плоти: в этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это Пасха; и не послал бы Св. Духа, а это Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

ТРОПАРИ РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ

Предпразднству, глас 4:

Готовися, Вифлееме, / отверзися всем, Едеме, / красуйся, Евфрафо, / яко древо живота в вертепе процвете от Девы: / рай бо Оноя чрево явися мысленный, / в немже Божественный сад, / от негоже ядше, живи будем, / не якоже Адам умрем. // Христос раждается прежде падший возставити образ.

Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. // Христос раждается прежде падший воскресити образ.

  • Празднику, глас 4:
  • Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: // Господи, слава Тебе.
  • Кондак, глас 3
  • Дева днесь Пресущественного раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит;/ Ангели с пастырьми славословят,/волсви же со звездою путешествуют;// нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
  • Величание:
  • Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя // и Пречистыя Девы Марии.
  • Проповеди о Рождестве:
  • Священномученик Иларион (Троицкий)
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • Святитель Николай (Велимирович)

Кашин Православный — Рождество Христово — двунадесятый праздник

Рождество Христово – один из главных двунадесятых праздников, установленных в честь рождения во плоти Иисуса Христа. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуется 7 января (н. ст. или 25 декабря по ст. стилю).

Видео Рождество Христово из цикла «Лето Господне»

История праздника Рождества Христова

Господь наш Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.

Евреи вели народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов

Икона Рождества Христова

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Спаситель мира.

Среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада.

Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

Читайте также:  Антипасха 2021 в храме николая чудотворца п. тюльган - богослов

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов.

В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта).

Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея.

Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000.

В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова.

В IV веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена построила храм, о великолепии которого много старался ее сын Константин.

В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова.

В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, имена которых неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

В первые 3 века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых Восточных Церквях (Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской) праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления.

Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился».

К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23).

Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных –до VI века.

Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.

Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле отнесен к великим двунадесятым праздникам. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове.

И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк.

2, 10 – 20).

Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Иконография Рождества Христова

Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения этого события были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.

Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.

Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-???0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).

Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).

Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов

  • Рождество Христово
  • Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу – на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.
  • Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе)  – месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.

Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары – золото, ладан и смирну.

Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы – здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.

В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно – праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче – фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.

В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.

Храм Рождества Христова в Кашине

В Кашине в 1774-1786 годы была построена церковь Рождества Христова на Горе. В 1868-1870 годы храм перестраивался и получил новую звонницу.

Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов

Храм Рождества Христова в Кашине

В 1929 году Рождественская церковь подверглась разорению, в 1934 году разрушена крыша, в 1937 году — звонница. Долгие годы в здании располагался слесарный цех. Лишь в 1983 году осуществлено частичное восстановление храма без воссоздания звонницы, в начале 1990-х годов здание передано РПЦ. В настоящее время храм является действующим, в нем совершаются богослужения.

  1. Тропарь праздника Рождества Христова
  2. Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.
  3. Кондак праздника Рождества Христова
  4. Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.
  5. Использованные материалы:
  6. 1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий
  7. Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©

Двунадесятые праздники

Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов

В статье мы поведаем о том, какие церковные праздники называются двунадесятыми, как подразделяются по своей тематике и по способу исчисления даты.

Наиглавнейшем праздником для христиан является Пасха. Следом за ней по значимости идут церковные праздники, которые называют двунадесятыми (иногда дванадесятыми).

По количеству их 12, и посвящены они важнейшим событиям, связанным с земной жизнью Иисуса (такие именуются Господскими) и Богородицы (именуются Богородичными). Также различают переходящие и непереходящие праздники.

Непереходящие празднуются всегда в одну и ту же дату. А вот дата переходящих связана с Пасхой.

Господские двунадесятые праздники

Таких в году насчитывается 7. В списке они расположены согласно особенностям православного церковного календаря, год в котором начинается с 14 сентября (1 сентября по старому стилю)

  1. Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
  2. Рождество Христово (7 января)
  3. Крещение Господне (19 января)
  4. Вход Господень в Иерусалим (переходящий, ближайшая дата- 25.04.2021)
  5. Вознесение Господне (переходящий, ближайшая дата- 10 июня 2021, четверг)
  6. День Святой Троицы (переходящий, ближайшая дата- 20 июня 2021, воскресенье)
  7. Преображение Господне (19 августа)
Читайте также:  Благочестие — истинное почитание христа и соблюдение заповедей - богослов

Богородичные двунадесятые праздники

Это церковные события, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы Девы Марии. Список в порядке православного календаря:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Это первый из двунадесятых праздников в православном календаре.
  2. Введение во храм (4 декабря)
  3. Благовещение Богородицы (7 апреля)
  4. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Это последний в православном календаре двунадесятый праздник.
  • Двенадцатый праздник — Сретение Господне. Его отмечают ежегодно 15 февраля. Он уникален тем, что имеет признаки и Господского и Богородичного.

Непереходящие двунадесятые праздники

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (Богородичный, 21 сентября)
  2. Воздвижение Креста Господня (Господский, 27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы(Богородичный, 4 декабря)
  4. Рождество Христово (Господский, 7 января)
  5. Крещение Господне (Господский, 19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (Богородичный, 7 апреля)
  8. Преображение Господне (Господский, 19 августа)
  9. Успение Пресвятой Богородицы (Богородичный, 28 августа)

Переходящие двунадесятые праздники

Таких в православном календаре всего 3, и все они господские. Это:

  1. Вход Господень в Иерусалим (за неделю перед Пасхой, в воскресенье). Также называется Вербным воскресеньем.
  2. Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи)
  3. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)

Список всех двунадесятых праздников по порядку

Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов

Рождество Христово у восточных христиан

Рождество Христово — двунадесятый православный праздник - Богослов Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных ( paul prescott, Shutterstock)

Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.

Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.

Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Успение Пресвятой Богородицы: как нельзя отмечать праздник

https://ria.ru/20210826/uspenie-1747369632.html

  • Успение Пресвятой Богородицы: как нельзя отмечать праздник
  • Успение Пресвятой Богородицы. Какого числа в 2021 году и что нельзя делать
  • Успение Пресвятой Богородицы: как нельзя отмечать праздник

Православные верующие отмечают Успение Пресвятой Богородицы в 2021 году 28 августа. О том, что это за праздник, каковы его история и традиции, что можно и чего… РИА Новости, 26.08.2021

  1. 2021-08-26T16:16
  2. 2021-08-26T16:16
  3. 2021-08-26T16:16
  4. религия
  5. справки
  6. иерусалим
  7. русская православная церковь
  8. религиозные праздники

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/121247/33/1212473371_0:504:1852:1546_1920x0_80_0_0_50fb16aaa4ef9fc1484c58dce0dfbccf.jpg

МОСКВА, 26 авг – РИА Новости. Православные верующие отмечают Успение Пресвятой Богородицы в 2021 году 28 августа. О том, что это за праздник, каковы его история и традиции, что можно и чего нельзя делать в этот день – в материале РИА Новости.Праздник Успения Пресвятой БогородицыВ Русской церкви этот праздник один из самых значимых. Ему посвящено множество храмов.

Например, Успенский собор Московского Кремля долгое время носил статус главного для всей Русской православной церкви.Дата, к тому же, горячо любима и в народе. Ее еще называют «богородичной Пасхой». Это связано с одним необычным обрядом: как и в Страстную пятницу перед Пасхой, на Успение выносят Плащаницу – большую икону Спасителя или Богородицы, лежащих во гробе.

И перед Светлым Христовым Воскресением, и перед праздником в честь Богоматери совершается особый чин погребения, в конце которого верующие обходят с плащаницей вокруг храма.Обычно погребальное богослужение совершают на второй или третий день после самого дня Успения.

История и значение праздникаСлово «успение» переводится со старославянского как «сон» или «мирная кончина». Поэтому название праздника говорит само за себя: согласно христианскому вероучению, что Богородица не умерла, а уснула и пробудилась для жизни вечной.

Согласно преданию, после Вознесения Иисуса Христа Богоматерь жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу, где был распят ее сын.

Однажды во время молитвы Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что «Сын Твой и Бог Наш приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

В подтверждение сказанному он вручил Пречистой Деве ветвь райского дерева. Божий посланник повелел нести ее перед траурной процессией в день успения.Перед кончиной Богородицы в Иерусалим чудесным образом «восхитили ангелы и на облаках перенесли» апостолов в из тех мест, где они проповедовали.

В момент смерти «заблистал несказанный свет»: сам Христос явился, чтобы забрать душу Матери в Царствие Небесное.Траурная процессия направилась к месту погребения — в Гефсиманский сад. Шествие сопровождало множество людей. Но иерусалимские первосвященники, видя, какие почести воздают усопшей, повелели стражникам разогнать народ, а тело сжечь.

Но произошло чудо: с неба опустилось облако и стеною огородило христиан. Стража слышала шаги и молитвы верующих, но никого не видела. Многие недоброжелатели, согласно преданию, ослепли.

Апостолы похоронили Богородицу рядом с родителями и супругом Иосифом.Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Другие ученики рассказали ему об увиденном.

«Неверующий» опечалился, что не смог присутствовать при кончине. Он попросил открыть гробницу, чтобы попрощаться с Божьей Матерью. И с удивлением обнаружил, что тело исчезло. Господь воскресил Богородицу и вознес ее тело в рай.В чем смысл праздника Успения? Согласно церковному учению, Бог показал всем людям, что человеческое существование со смертью не заканчивается.

Это всего лишь переход из жизни земной в вечную. Кроме того, Богородица показала, какая награда ждет каждого, кто живет по христианским заповедям.Когда отмечаетсяХристиане стали отмечать праздник приблизительно с V века, когда окончательно сформировался догмат о Богоматери. До этого шли горячие богословские споры о значимости Девы Марии в евангельских событиях.

На этом фоне даже появились многочисленные ереси, которые всячески занижали ее роль.Православные отмечают Успение 28 августа. А католики празднуют на две недели раньше – 15 августа.В отличие от переходящей Пасхи Христовой, дата «богородичной Пасхи» из года в год не меняется.

Что можно и чего нельзя делатьУспение Богородицы – двунадесятый праздник, то есть один из двенадцати самых важных. Считается, что на него, нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Однако какая-либо повседневная работа, по мнению священников, не возбраняется.

Часто верующие задают вопрос: можно ли жениться в этот день? По церковному уставу, на Успение венчание не положено. А именно это таинство Церковь признает как бракосочетание. Однако если люди не воцерковлены, то светская свадьба, говорят священнослужители, – их личное дело.

На праздник верующие обычно идут в храм, где молятся на службе и слушают проповедь священника о смысле важного для христиан события. На Успение духовенство традиционно служит в голубых облачениях. Это цвет Богородицы, который символизирует небесную чистоту и непорочность.В этот день заканчивается двухнедельный Успенский пост.

Но, если 28 августа выпадает на среду или пятницу, верующим все равно нельзя есть мясо и молочные продукты – только рыбу. В 2021 году Успение приходится на субботу.Молитвы на Успение БогородицыВ этот день верующие поют особые гимны – тропарь и кондак праздника Успения Богородицы:Тропарь:В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.Кондак:В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.Также в этот день можно прочитать акафист Успению Богоматери и пропеть величание – особый гимн, восхваляющий Божью Матерь.

https://ria.ru/20210812/uspenskiy-1745328885.html

Читайте также:  Воздвижение креста животворящего - богослов

иерусалим

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/121247/33/1212473371_0:330:1852:1719_1920x0_80_0_0_760d474d87348ef2d62f2ddcc5a96faa.jpg

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, иерусалим, русская православная церковь, религиозные праздники

МОСКВА, 26 авг – РИА Новости. Православные верующие отмечают Успение Пресвятой Богородицы в 2021 году 28 августа. О том, что это за праздник, каковы его история и традиции, что можно и чего нельзя делать в этот день – в материале РИА Новости.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы

В Русской церкви этот праздник один из самых значимых. Ему посвящено множество храмов. Например, Успенский собор Московского Кремля долгое время носил статус главного для всей Русской православной церкви.

Дата, к тому же, горячо любима и в народе. Ее еще называют «богородичной Пасхой».

Это связано с одним необычным обрядом: как и в Страстную пятницу перед Пасхой, на Успение выносят Плащаницу – большую икону Спасителя или Богородицы, лежащих во гробе.

И перед Светлым Христовым Воскресением, и перед праздником в честь Богоматери совершается особый чин погребения, в конце которого верующие обходят с плащаницей вокруг храма.

Обычно погребальное богослужение совершают на второй или третий день после самого дня Успения.

История и значение праздника

Слово «успение» переводится со старославянского как «сон» или «мирная кончина». Поэтому название праздника говорит само за себя: согласно христианскому вероучению, что Богородица не умерла, а уснула и пробудилась для жизни вечной.

Согласно преданию, после Вознесения Иисуса Христа Богоматерь жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу, где был распят ее сын.

Однажды во время молитвы Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что «Сын Твой и Бог Наш приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

В подтверждение сказанному он вручил Пречистой Деве ветвь райского дерева. Божий посланник повелел нести ее перед траурной процессией в день успения.

Перед кончиной Богородицы в Иерусалим чудесным образом «восхитили ангелы и на облаках перенесли» апостолов в из тех мест, где они проповедовали. В момент смерти «заблистал несказанный свет»: сам Христос явился, чтобы забрать душу Матери в Царствие Небесное.

Траурная процессия направилась к месту погребения — в Гефсиманский сад. Шествие сопровождало множество людей. Но иерусалимские первосвященники, видя, какие почести воздают усопшей, повелели стражникам разогнать народ, а тело сжечь.

Но произошло чудо: с неба опустилось облако и стеною огородило христиан. Стража слышала шаги и молитвы верующих, но никого не видела. Многие недоброжелатели, согласно преданию, ослепли.

Апостолы похоронили Богородицу рядом с родителями и супругом Иосифом.

Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Другие ученики рассказали ему об увиденном. «Неверующий» опечалился, что не смог присутствовать при кончине. Он попросил открыть гробницу, чтобы попрощаться с Божьей Матерью. И с удивлением обнаружил, что тело исчезло. Господь воскресил Богородицу и вознес ее тело в рай.

В чем смысл праздника Успения? Согласно церковному учению, Бог показал всем людям, что человеческое существование со смертью не заканчивается. Это всего лишь переход из жизни земной в вечную. Кроме того, Богородица показала, какая награда ждет каждого, кто живет по христианским заповедям.

Когда отмечается

Христиане стали отмечать праздник приблизительно с V века, когда окончательно сформировался догмат о Богоматери. До этого шли горячие богословские споры о значимости Девы Марии в евангельских событиях. На этом фоне даже появились многочисленные ереси, которые всячески занижали ее роль.

Православные отмечают Успение 28 августа. А католики празднуют на две недели раньше – 15 августа.

В отличие от переходящей Пасхи Христовой, дата «богородичной Пасхи» из года в год не меняется.

Что можно и чего нельзя делать

Успение Богородицы – двунадесятый праздник, то есть один из двенадцати самых важных. Считается, что на него, нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Однако какая-либо повседневная работа, по мнению священников, не возбраняется.

Часто верующие задают вопрос: можно ли жениться в этот день? По церковному уставу, на Успение венчание не положено. А именно это таинство Церковь признает как бракосочетание. Однако если люди не воцерковлены, то светская свадьба, говорят священнослужители, – их личное дело.

На праздник верующие обычно идут в храм, где молятся на службе и слушают проповедь священника о смысле важного для христиан события. На Успение духовенство традиционно служит в голубых облачениях. Это цвет Богородицы, который символизирует небесную чистоту и непорочность.

В этот день заканчивается двухнедельный Успенский пост. Но, если 28 августа выпадает на среду или пятницу, верующим все равно нельзя есть мясо и молочные продукты – только рыбу. В 2021 году Успение приходится на субботу.

Молитвы на Успение Богородицы

В этот день верующие поют особые гимны – тропарь и кондак праздника Успения Богородицы:

В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Также в этот день можно прочитать акафист Успению Богоматери и пропеть величание – особый гимн, восхваляющий Божью Матерь.

Православный праздник Рождество Христово

Это первый двунадесятый праздник в году. Ежегодно он отмечается 7 января. В этот светлый день церковь вспоминает библейскую историю о чудесном рождении Мессии — Спасителя мира, которому предрешено было принести в жертву свою жизнь ради искупления грехов человечества.

Этот день знаменует начало нелегкого пути Иисуса Христа, ведь с самого рождения ему были предначертаны испытания. Об этом знала его мать — Дева Мария, которая по Божьему указу приняла свою судьбу. Это праздник и Матушки Заступницы, ведь она пережила много проблем, прежде чем явить миру Спасителя.

Этот праздник является светлым и радостным, но не стоит забывать и о том, что события, сопутствующие рождению младенца Христа, были далеко не самыми светлыми. У царя Ирода был замысел найти и погубить младенца Мессию. Так как он не знал, кто точно может оказаться новым Царем Иудейским, он приказал казнить всех мальчиков младше двух лет в надежде, что среди них окажется Иисус Христос.

Рождение Христа в пещере символизирует его близость к обычным людям, ведь он является не только Богом, но и обычным человеком, как мы с вами. Это очень важный праздник, который призывает людей размышлять на тему того, как правильно нужно распоряжаться жизнью и временем, данным нам свыше.

По церковным традициям 7 января принято читать молитвы на счастье и благополучие, благодарственные молитвы. Важно посетить храм в ночную рождественскую службу накануне праздника или в сам день Рождества.

В этот день можно есть пищу, которая была запрещена рождественским постом. Это день разговения. За праздничным столом нельзя злоупотреблять спиртными напитками.

Обычно в это время у большинства людей все еще стоит новогодняя елка. К Рождеству Христову на нее принято надевать звезду, ведь она является символом праздника. Ее заметили волхвы, которые направлялись в пещеру к младенцу Христу, чтобы преподнести ему свои дары.

Рождество обычно отмечается в кругу семьи. Это семейный праздник, который сближает людей. В большинстве стран в этот день дарят друг другу подарки. Люди стараются идти на примирение друг с другом, прощать обидчиков и не ссориться.

Раньше в Сочельник и само Рождество было принято колядовать. Дети ходили по домам, пели песни и получали за это сладости. Это был один из самых долгожданных дней в году для молодежи.

В этот праздник всегда обращали внимание на приметы. Считалось, что снегопад предупреждает о ранней весне, а морозы и ветер — о долгой зиме. Наблюдения показывают, что выпадающее на воскресенье Рождество сулит людям большую удачу в грядущих делах. Также это свидетельствует о богатом на урожай летнем периоде.

Церковные правила запрещают в этот день гадать. Также 7 января не стоит убираться, заниматься делами по дому, затевать ремонт, а также работать без особой надобности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *