Шестопсалмие текст — богослов

Я считают Шестопсалмие весьма принципиальной составляющей утренней церковной службы, она состоит из определенных псалмов. Я читаю данные тексты раз в день и для вас также рекомендую. Сейчас я расскажу индивидуальности этих молитв и правила их чтения.

Шестопсалмие в богослужении

Раз в день во время утренней службы в храмах читается Шестопсалмие – это 6 в особенности подобранных псалмов, читающихся в строго установленном порядке: 3,37,62,87,102,142.

В общем церковном хоре Шестопсалмие можно найти по минорному звучанию и созданию в особенности серьезной обстановки.

В церкви запираются Королевские врата, тушатся свечки и свет, все собравшиеся верующие стоят бездвижно, а чтец торжественно произносит псалмы с середины храма. В этих словах звучит молитва скорби, покаяния и надежды.

Шестопсалмие текст - Богослов

Шестопсалмие считается неотклонимым для утреннего богослужения, так длится круглый год, кроме Пасхальной недельки. Данный факт гласит о большой значимости Шестопсалмия. Считается, что в нем отражено более принципиальное событие в жизни населения земли — пришествия Господа в мир.

В сегодняшнем виде Шестопсалмие вошло в богослужение примерно в 7 веке. Упоминания о этом можно повстречать в уставах монастырей и в записях почти всех священников той эры.

По неким сведениям, числилось, что в некий степени Шестопсалмие может поменять собой весь Псалтырь. До сего времени буквально непонятно, кем было установлено Шестопсалмие. Так же доподлинно непонятно, почему в него входят конкретно эти 6 псалмов.

Но, то, что их что-то соединяет воединыжды — это установленный факт.

Структура Шестопсалмия

Буквально можно утверждать одно – Шестопсалмие – это не спонтанно избранные псалмы. Это тексты, собранные воедино, они имеют общую «мелодию», структуру и отличия. К таковым особенностям относятся:

  • Псалмы для Шестопсалмия выбраны умеренно из различных его мест. Таковым образом, становится ясно, что они как бы представляют всю Священную Книжку.
  • Все избранные псалмы содержат в себе жизнеописание царя Давида и относятся к периоду его жизни.
  • Тон и содержание этих псалмов примерно схожи. Сущность сводится к последующему: праведника преследуют неприятели, а он надеется только на Бога.
  • 3,37,87 и 142 — прошения о избавлении от противников, а 62 и 102 – благодарность за это расчудесное избавление.
  • В любом речь идет о ночи и утре, конкретно потому их читают на утренней службе.
  • Идет точное чередование печальных псалмов (они стоят на четных местах) и веселых (соответственно – на нечетных).
  • Житие царя Давида по Шестопсалмию

    В надписаниях указывается, что создатель этих псалмов – правитель Давид, он же псалмопевец и пророк. Период его жизни – за 1000 лет до Рождества Христова. В псалмах же идет речь о том, что Давид с молодого возраста подвергался гонениям противников, весь его актуальный путь был усеян угрозами, искушениями и скорбями.

    Упоминается, что Давид никогда не терял веры в Бога, даже в минутки смертельных угроз. При всем этом правитель постоянно проставлял Всевышнего – тон является главным для всех 6 псалмов. Беспрекословное доверие и упование на Господа сквозит в каждой строке.

  • В 62 -м — период, когда Давид отыскал убежище от свирепого неприятеля в Иудейской пустыни. Неприятель этот завидовал Давиду и боялся за собственный свой трон – это был правитель Саул. По неким же сведениям этот псалом отражает восстание отпрыска Давида Авессалома. Это восстание Давид воспринял, как наказание Господне. Потому он не лицезрел за собой права силой подавить бунт предательского отпрыска, а предоставил все на трибунал Господа. Конкретно по данной для нас причине он не поднял свои войска против отпрыска, а совершенно не от недочета храбрости либо от отсутствия воинов. В данной для нас ситуации Давид узрел себе один вероятный выход – спастись бегством.
  • В 37 псалме более ясно можно услышать покаянный мотив. В период написания этого текста лишь готовилось восстание Авессалома.
  • 87-й весьма близок к предшествующему по содержанию. Его создатель – Еман Израильтянин, которого Давид сделал начальником 1-го их хоров. Еман заходил в самое близкое свита Давида, отлично его знал и с радостью делил все тяготы жизни царя. Это все и отыскало отображение в этом псалме.
  • 3 и 142 псалмы – это конкретно восстание Авессалома, при этом описано оно очень сладкоречиво, в особенности то, как отпрыск преследовал убегающего отца собственного. Весь текст пронизан главный идеей – Давид твердо надеялся только на волю господа, но не на собственные людские силы.
  • 102 псалом – принадлежит перу самого Давида, но относится к наиболее позднему периоду, когда тот уже вошел в довольно преклонный возраст. Этот текст можно именовать благодарностью Богу за избавление от Вавилонского рабства.
  • Сопоставление псалмов

    Непопросту Шестопсалмие читают при потушенных свечках, в тот период, когда по утреннему небу начинает разливаться заря. Это символизирует переход от ветхозаветного мрака к Евангельскому свету. Упоминалось уже, что тема ночи и утра отыскала отображение во всех 6 псалмах. Броско то, что такие чередования как бы нарастают, а в конце – светлая надежда на Божью милость.

    Шестопсалмие текст - Богослов

    Не считая того, тональность стихов и содержание однородны. В 4 псалмах тема восхваление Бога, создатель возносит молитвы, а Господь слышит их. Усиление эффекта происходит от повсевременно дублируемого слова «услыши». От этого возникает чувство непрерывности молитвы, а так же то, что она вправду услышана.

    Тема гонений выслеживается так же в почти всех псалмах Шестопсалмия. В особенности отмечено то, что посреди противников находится много людей, входивших в число приближенных царя Давида.

    Все происшедшее – гнев Господень. Это в особенности отмечается создателем в текстах. Давид гласит о этом в самых печальных псалмах – 37 и 87. Это его истолкование всех его несчастий. Но выслеживается смена настроения Давида: если поначалу он молит не наказывать его гневом, то потом он смиренно воспринимает такое наказание и лицезреет в нем выражение Божьей воли.

    Упование на Бога – основная тема, она идет через весь Псалтырь и Шестопсалмие. Идея, что с каждым Он поступает не по справедливости, а по милосердию. В 102 псалме даже упоминается о том, что Отец Небесный хлопочет о собственных сыновьях наиболее чем земной отец. Он постоянно понимает, как поступить, чтобы было лучше Его детям.

    Индивидуальности композиции

    Главными чертами являются:

  • Шестопсалмие состоит из 2-ух частей, в качестве связывающего звена употребляется славословие в маленьком количестве.
  • Чередование веселых и печальных псалмов (в неких истолкованиях их именуют утренними и вечерними, мажорными и минорными). При этом пик радости приходится на конец мажорной нечетной триады, а печалься – посреди четной. От этого, как считают исследователи, зависит общий оптимистичный тон Шестопсалмия, даже, невзирая на стенания.
  • Единство Шестопсалмию кидает то, что 1-ый и крайний его псалмы сходи наиболее, чем все другие.
  • Читайте также:  Проповедь в честь престольного праздника в храме николая чудотворца - богослов

    Немаловажное значение играют вставки слов меж псалмами, хотя толкователи не склонны придавать им какую-то значимость.

    При этом они оказывают воздействие как на саму композицию, так и на общий смысл Шестопсалмия. Эти слова являются связывающими звеньями, объединяющими псалмы воедино.

    Они же присваивают мелодичность Шестопсалмию, отчего оно преобразуется практически в непрерывную длинноватую молитву.

    Духовный смысл

    Даже конкретно исследовав историю, содержание и композицию Шестопсалмия, не постоянно удается сходу понять духовный смысл. В нем, равно как и в Псалтыре, выслеживаются два главных направления духовного рассмотрения:

  • Мессианская тема.
  • Духовно-нравственная составляющая.
  • Темы неразрывно меж собой соединены. Мессианская тема раскрывается тем, что правитель Давид, будучи пророком, повсевременно, на протяжении всей собственной жизни, заявлял о всевышнем, Его власти, Ужасном суде.

    Шестопсалмие текст - Богослов

    Любой из упомянутых псалмов так либо по другому содержит предсказание о Мессии. Это смотрится, как отдельные стихи пророческого нрава, причудливо вплетенные в тексты Шестопсалмия. В духовно-нравственной теме отражено то же предсказание – псалмопевец указывает в псалмах миропонимание человека-христианина.

    Правила чтения

    Как уже упоминалось в самом начале, Шестопсалмие просит особого подхода к чтению. Чтение посреди храма содействует созданию более праздничной атмосферы. То же самое можно сказать и о выключенном освещении, потушенных свечках.

    Полумрак должен посодействовать собравшимся верующим проникнуться читаемым, предупредить отвлечение на посторонние предметы. Новенькие не сходу могут вдуматься в сущность происходящего и время от времени пребывают в недоумении – для что проводятся все эти манипуляции.

    Равномерно до их тоже дойдет сокрытый смысл всех этих действий.

    По уставу при чтении Шестопсалмия обязано выражаться особое благоговение — не надо совершать излишних движений, шепота, не говоря уж о разговоре. Считается, что Шестопсалмие обязано читаться, как молитвы, а не как кафизмы.

    Допускается домашнее чтение Шестопсалмия, может быть так же прослушивать его на аудионосителях.

    Заключение

  • Шестопсалмие – 6 псалмов, объединенные воедино.
  • Объединение псалмов не случаем – в нем есть собственный смысл.
  • Особенные правила чтения необходимо обязательно соблюдать.
  • Источник: tayniymir.com

    ШЕСТОПСАЛМИЕ

    Шестопсалмие – одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: Псалмы — 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

    Шестопсалмие текст - Богослов

    В храме затворяются Царские врата, гасится свет, тушатся свечи; чтец с середины храма, как бы от лица всех верующих, неподвижно стоящих вокруг, произносит слова псалмов – молитву скорби, покаяния и надежды.

    Шестопсалмие читается неукоснительно на каждом вечернем богослужении (повседневном, субботнем и воскресном) — на Утрене  в течение всего года, кроме дней Светлой Пасхальной седмицы, что указывает на его огромную важность.

    Православные толкователи, подчеркивая особую значимость Шестопсалмия в утреннем богослужении, видят в нем отражение величайшего события в жизни человечества – пришествия в мир Спасителя.

    Эта главная мысль Шестопсалмия раскрывается в контексте Вечерни и Утрени – двух взаимосвязанных церковных служб, символизирующих соответственно ветхозаветное и новозаветное время:

    • — псалмы взяты из разных мест Псалтири равномерно – этим они представляют ее всю;
    • — все псалмы относятся ко времени царя Давида и описывают события его жизни;
    • — псалмы однородного содержания и тона: все они изображают праведника, преследуемого врагами, и твердое упование его на Бога;
    • — все псалмы молитвенные: 3, 37, 87 и 142 – молитвы об избавлении от преследования врагов; 62 и 102 – молитвы благодарственные;
    • — в этих псалмах говорится о ночи и утре (Пс.3:6, 37:7, 13, 62:1, 7, 87:2, 13:14, 102:15, 142, 8), поэтому чтение их уместно именно на Утрени;
    • — грустные псалмы чередуются с радостными, причем для первых выбраны четные места.

    Как следует из надписаний, автором всех псалмов Шестопсалмия, кроме 87 псалма, является Давид – древнееврейский царь, пророк и псалмопевец, живший за тысячу лет до Рождества Христова.

    Этот замечательный муж, возлюбленный (Имя Давид по-еврейски значит “возлюбленный”. – Прим. ред.) и избранный на служение Самим Богом (Деян.13:22), всю свою жизнь от самой юности подвергался многочисленным гонениям и опасностям, испытывал сильные скорби и искушения (Пс.87:16).

    Но никогда, даже в самых трудных обстоятельствах, находясь на волосок от смерти, он не терял своего твердого упования на Бога, к Нему обращался в скорби, Его благодарил и восхвалял в радости. Этот высокий настрой души псалмопевца задает тон всем его псалмам.

    В них находят отражение и конкретные события жизни царя Давида.

    Псалом 62 относится к тому времени, когда псалмопевец Давид искал спасения в пустыни Иудейской от преследований грозного врага, по мнению большинства толкователей, завидовавшего ему и опасавшегося за свой трон царя Саула (см. 1Цар.23:19, 26:2, 24:1-2).

    Другие исследователи не без основания относят этот псалом ко временам более поздним, когда Давид был уже царем (см. Пс.62:12), и против него, стремясь захватить власть, поднял восстание его собственный сын Авессалом.

    Эти события, описанные во Второй книге Царств, в 15-18 главах, отражены и в других псалмах, кроме 102-го, и составляют доминирующую тему Шестопсалмия. Причиной восстания, по толкованию святых отцов, был тяжкий грех прелюбодеяния и убийства, совершенный Давидом (2Цар.11). Вот что пишет об этом свт.

    Иоанн Златоуст: “Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: не убий, не прелюбы сотвори (Исх.20:13-14).

    Он ввел в свой дом чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война”. Иоанн Златоуст подчеркивает, что это не его собственное умствование, а непреложный закон Божий: “откуда источник греха, оттуда и бич наказания” .

    «Во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, – пишет оптинский старец Лев – эта заповедь — душеспасительна,.. сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем…».

    И крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме…Так же поступают монахи на Афоне и на Валааме. «Шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда, – пишет Паисий Святогорец.

    – После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».

    «Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

    Читайте также:  О рыбаках и богатом улове по слову христа - богослов

    Состояние души псалмопевца по Шестопсалмию

    Псалом 3

    Праведник, гонимый врагами – это не только Давид, убегающий от Авессалома. Это душа человека, обратившегося к Христу и терпящего нападения от бесов, досаждающих ему со всех сторон. “Окрест”, по толкованию св.

    отцов, выражает следующие бесовские козни: бесы нападают спереди, когда стараются поселить в нас надежду на счастливый исход наших начинаний и вызывают беспечность, сзади, когда напоминают о прежних наших прегрешениях и тем оскверняют и вносят уныние, справа, когда, содействуя как бы в благих наших делах, вызывают у нас тщеславие, и слева, когда явно склоняют ко греху. Вражеские силы пытаются оторвать христианина от Бога внушая, что ему нет спасения в Бозе его. Но душа-христианка мужественно отражает бесовские нападения молитвой к Богу: Ты же, Господи, заступник мой ecu, слава моя и возносяй главу мою. Праведник взывает ко Христу и тотчас получает ответ. Так обычно чувствует себя новоначальный, еще не умудренный духовным опытом, но поддерживаемый благодатию Божией.

    Псалом 37

    На смелый вызов бесам – не убоюся от тем людей (Здесь под словом “людей” св. отцы понимают полчища демонов (ср. Пс.139:1); “мужем неправедным” блаж. Феодорит называет диавола, окрест нападающих на мя (Пс.

    3:7), враг отвечает усиленным нападением: псалмопевец, всеми оставленный (ст. 12:13) и осмеянный, терпит тягчайшие нравственные скорби и физические болезни (ст. 6-8:11), враги его усиливаются (ст.

    20:21), клевещут на него и стремятся погубить его.

    Как же ведет себя гонимый праведник в такой ситуации? Он прежде всего обращает взор свой на свои собственные грехи и кается в них пред Богом. Он не вступает в пререкания с врагами, не оправдывается, а усиливает молитву к Богу.

    Этот псалом относится к покаянным (К покаянным относятся следующие псалмы: 6:31, 37:50, 101:129, 142. ) и недаром имеет надписание: в воспоминание о субботе – в субботу древнееврейский народ приносил Богу двойную жертву (Чис.

    28:9-10), так и псалмопевец приносит сугубое покаяние, как истинную жертву, угодную Богу (Пс.50:19).

    Псалом 62

    В подписании этого псалма не случайно упоминается пустыня Иудейская: чтобы возжелать Бога не только умом и сердцем но и всею сущностью своею: возжада душа моя, коль множицею плоть моя, христианину нужно пройти чрез пустыню искушений.

    40 лет вел Моисей евреев по пустыне в землю обетованную; в пустыне много дней провел Давид, прообразовавший собой Христа; в пустыне жил Иоанн Креститель; 40 дней постился в пустыне Спаситель после крещения Своего и перед выходом на проповедь.

    Пустыня – это место духовного укрепления, именно в пустыне стяжали благодать Божию многочисленные подвижники христианства.

    Но святые отцы дают и другое понимание слову “пустыня”: земля пуста, непроходна и безводна – это душа человеческая без Бога. По словам св. Максима Исповедника, “пустыня есть естество человеков, мир сей и душа каждого человека, ставшая бесплодной вследствие изначального преступления заповеди”.

    Только почувствовав свою опустошенность, что возможно лишь отрешившись от суеты и уйдя “в пустыню”, душа становится готовой к принятию слова Божия. Псалмопевец жаждет Бога и взывает к Нему: лучше милость Твоя паче живот, для него духовная пища важнее самой жизни.

    Псалом звучит оптимистично благодаря своей духовной направленности: прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя, внешние скорби отступают как бы на второй план.

    Псалом 87

    Это самый печальный из всех псалмов Шестопсалмия: чем больше молится псалмопевец, тем бедственнее становится его положение; более того, он чувствует на себе Божий гнев: на мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел ecu на мя.

    Он видит себя покинутым всеми, а главное – Самим Богом: бых яко человек без помощи, подобно мертвым, которые от руки Твоея отриновени быша. Так во всяком случае видится этот псалом с внешней стороны.

    Праведнику угрожает смертельная опасность: положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней; он уже представляет себя во гробе, но не перестает призывать Бога. Св. отцы учат, что страдания и скорби Господь посылает нам не зря: они очищают душу и смиряют человека.

    Так и псалмопевец уже не просит ни об избавлении от врагов, ни о духовных радостях, он просит Бога лишь не отвращать лица Своего от него и смиряется пред волей Божией.

    Псалом 102

    И вот тут-то приходит помощь Божия: Господь принимает молитву праведника и посылает благодать Свою, очищает его, исцеляет недуги, избавляет от истления (от рабства греху), венчает милостию и щедротами.

    Душа, очищенная страданием и умудренная духовным опытом, получает второе дыхание: – обновится яко орля юность твоя. И первое движение души, освобожденной от рабства демонам, выведенной из вавилонского рабства страстей, по блаж.

    Феодориту, “благодарение Бога и восхваление Его”.

    Этот псалом говорит о Промысле Божием в мире нравственном: Господь, подобно любящему отцу, печется о людях Своих, боящихся Его, то есть благоговеющих пред Ним, долготерпит к их беззакониям, не до конца гневается на них и поступает с ними не так, как они того заслуживают, но по милости Своей, которая от века и до века (то есть от века нынешнего, настоящей жизни, до века грядущего). В псалме просвечивает духовная мудрость псалмопевца, который прекрасно понимает, что такое подобный “персти” человек, дни которого мимолетны, и Многомилостивый Бог, Который на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Псалмопевец призывает всю вселенную, не только людей, но и небожителей и всю тварь на всяком месте славить Бога-Творца.

    Псалом 142

    Ликующий тон предыдущего псалма сменяется горестным: на псалмопевца опять нападают враги и смущают его душевное состояние. Так и должно быть, потому что, пока душа человека находится в теле, враг не оставит ее в покое.

    Но перед нами уже не новичок, а закаленный в духовной брани боец. Он видит, сколь опасен и коварен враг, и имеет уже опыт борьбы с ним.

    Он изучает историю и извлекает из неё пользу для себя: помянух дни древния, поучахся во всех делах Твоих, молитвенно просит Бога указать ему путь жизни, научить его творить волю Господню.

    По замечанию свт. Иоанна Златоуста, псалмопевец “не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает к тому начало: яко к Тебе взях душу мою, то есть к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры (ст. 8); таким людям особенно Бог указывает путь”.

    Умение всего себя предавать в волю Божию вселяет в человека уверенность в счастливом исходе: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.

    Читайте также:  История храма благовещения пресвятой богородицы в благодарном - богослов

    Конец псалма звучит бодро: псалмопевец исповедует себя рабом Божиим и не сомневается, что Бог изведет от печали душу его, освободит ее от нападающих врагов.

    Итак, шесть рассмотренных псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина. Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая “говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям”.

    Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу.

    Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушений, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

    Шесть псалмов вечерней службы

    Шестопсалмие ― шесть избранных гимнов, скрывающих в себе, можно сказать, модель жизни человека: радость ― благодарность Богу, воспевание Его за щедрые дары, и печаль ― тяжесть грехов, притесняющих душу, моменты падений.

    Мы уже разбирали внешнюю сторону и композиционный строй данного момента вечернего богослужения. Но ведь хочется дойти и до внутреннего смысла каждого псалма. Только вот для тех, кто не имеет привычки читать Псалтирь, да еще и смотреть ее толкование, такие выражения как «зубы грешников сокрушил», «стрелы своя унзоша во мне» и другие вызывают недоумение.

    Для начала скажем о том, что для понимания текста нужно знать следующее: автором почти всех псалмов является царь Давид, и он отражает в них свою жизнь.

    Представляете, как давно он жил? И тем не менее это не мешает нам применять содержание псалмов к нашей жизни. А сложность для понимания современному прихожанину составляет еще и церковнославянский язык.

    Давайте обратимся к самым «неудобочитаемым» местам и пройдемся по смыслу каждого псалма.

    Псалом 3

    Царь Давид убегает от своего сына Авессалома, который захватывает власть. В толковании мы найдем параллель: также и душа грешника убегает от бесовских козней «окрест нападающих» (со всех сторон), но вместе с тем,как и Давид, возносит молитвы к Богу с упованием на помощь.

    И фраза «Ты (Господь) сокрушил зубы…», кстати, как раз из данного псалма. Только не надо все воспринимать так, как написано, и думать, что Бог кого-то за грехи оставил без зубов.

    Мы молимся об ослаблении врагов, а значит здесь место метафоре: зубы ― это скорее сила, которую надо уменьшить.

    Псалом 37

    В предыдущем псалме человек просит о том, чтобы Господь избавил от диавольских сил, и теперь приходит к осознанию того, что и сам он виноват, на свои грехи необходимо обратить взор. Царь Давид видит свои согрешения, но просит о дальнейшем милосердии Бога.

    «Яко стрелы твоя унзоша во мне» ― «потому что несчастья, Тобой попущенные, подобно стрелам, вонзились в меня, т. е. поражают меня в сильнейшей степени». А дальше идут выражения, совсем режущие слух: «пострадах и слякохся… яко лядвия моя наполнишася поруганий», «рыках от воздыхания сердца моего».

    И опять богатый язык службы приводит нас к метафоре. Конечно, все связано: «лядвия» ― чресла (поясничный отдел), «поругания» ― это насмешка. И все же не будем делать прямой перевод, потому что «слякохся» значит «согнулся».

    В итоге получаем, что чресла ослабли от болезни и человек сгорбился ― это и привело к насмешкам людей со стороны.

    Далее найдем слова о полном угнетении и страдании, поэтому молитвенник «рыках от воздыхания…», то есть не стонал, а практически ревел как лев.

    Псалом 62

    В названии к псалму прочтем «внегда быти ему (Давиду) в пустыне Иудейской». Тогда царь прятался от преследовавшего его тестя Саула и радовался возможности принести благодарность Богу.

    Чем же это интересно для нас? Пустыня ― место укрепления многих подвижников (Иоанн Креститель, Мария Египетская), пустыня, в другом понимании, по словам святых отцов, душа человеческая без Бога.

    И ведь правда, когда требуется духовное наполнение, лучше оказаться в тихом, отрешенном от суеты месте, и обратиться ко Творцу. В данном псалме чувствуются нотки радости. Молитва ― вот лучшая пища для души.

    Псалом 87

    Самый трагичный псалом: человек молится, а положение его не меняется, даже становится хуже. «Привменен бых с нисходящими в ров» ― был уподоблен мертвым, тем, кто уже отходит в могилу.

    Праведник вопрошает: я ведь взывал к Тебе все время, а «устрашений все больше», ближних вокруг почти не осталось, что же Ты отвергаешь меня? И в то же время Бог не попирается, в подтверждение тому фразы: «но я к тебе, Господи, взываю» и «в ночи и во дни вопию пред Тобою». Молитва продолжается.

    Псалом 102

    Все наши прошения не остаются без ответа. Царь Давид получает Божии благодеяния, поет хвалебную песнь и перечисляет сами дары. Душа через все страдания приобретает второе дыхание ― «обновится яко орля юность твоя» ― образно юность возвращается, как у орла с нарастанием новых перьев возобновляется сила, ушедшая на линьку.

    Можно отметить, что это достаточно легкий в понимании псалом, очень красивый, со множеством поэтических сравнений: «человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет», «якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его».

    Видно насколько мудрым становится псалмопевец и в заключении призывает к прославлению Бога всех небожителей и «всякую тварь».

    Псалом 142

    И вновь ликующий тон сменяется душевным плачем. Но борьба в этот раз уже идет от опытного молитвенника, от того, кто помнит прошлое, от того, кто вновь ждет помощи и просит указать правильный путь.

    «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся» ― царь Давид вспоминал древние времена, искал для себя утешение через размышление о творениях Божиих, его чудесных делах.

    Поэтому и завершение молитвы бодрое, с надеждой и упованием: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою… яко аз раб Твой есмь».

    И, конечно, нам для примера, даются именно эти песни Давида. Мы должны искать у Бога помощи и защиты от врагов нашего спасения, но помнить и о своем греховном состоянии.

    Вот и пища для размышлений: а надо ли так торопиться на улицу, когда читают шестопсалмие, как это часто происходит в храмах (душно становится, устал и так далее)? Ведь недаром эти шесть псалмов повторяются почти на каждой службе вечером…

    Еликонида Милехина, газета «Логосъ»

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *