Собор василия блаженного в москве на красной площади — богослов

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Собор Василия Блаженного по праву можно назвать одним из самых узнаваемых и главных символов Москвы. Но мне кажется, что мало кто бывал внутри и знает, что это не один храм, а целых 11 церквей! Официально собор называется «Собор Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву» или просто Покровский собор, но все мы его зовем по имени одного юродивого — Василия Блаженного. До экскурсии в храме я наивно полагала, что юродивые — это сумасшедшие, но «век живи — век учись», на самом деле это блаженные — это пророки,  странствующие монахи — «божьи люди». В XIV-XVI веках на Руси очень чтили «блаженных», а главным местом их обитания стал район около Красной Площади. В те давние времена рядом с площадью был  базар поэтому она именовалась Торгом или Пожаром (из-за пожара в 1493 году, после которого и расчистили участок рядом со стенами Кремля), а при Иване IV — Большой, неудивительно, что блаженные обитали именно здесь. 

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Почему же Покровский собор мы называем именем святого Василия Блаженного?

Василий Блаженный — самый известный юродивый Москвы и ее покровитель. Всю жизнь ходил голым, от чего и получил свое прозвище Нагой. Блаженный обладал даром предвидения; ему приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти. К мнению Василия прислушивался даже Иван Грозный.

С 1555 по 1561 год строится Покровский собор, а в 1557 году умирает Василий. По завещанию его захоронили у стен Покровского собора. После канонизации в 1588 году решено пристроить предел в честь Василия Блаженного, для этого просто разобрали часть подклета.

Кстати, это единственный храм, глава которого сейчас исполнена в трех цветах. 

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Василий не единственный Блаженный захороненный в соборе. В 1589 году умирает Иоанн «Большой колпак» или «Московский», юродивый носивший всю жизнь вериги и венец. Снимать и показывать вериги нельзя, поэтому венец он прятал в шерстяном колпаке, оттуда и прозвище. Иоанн был похоронен по его просьбе рядом с Василием. 

В XVII веке на Красной площади находилось много деревянных церквей. И когда задумались об благоустройстве этой территории, то престолы этих храмов перенесли к Покровскому собору. Поэтому собор буквально обрастает церквями.

Так появляется и храм над мощами Иоанна. Тогда это была церковь в честь Богородицы, вначале «Положение ризы Пресвятой Богородицы», а потом «Рождества Пресвятой Богородицы». Последнее название сохраняется до XX века.

Сейчас у церкви во имя Иоанна Блаженного нет купола, но когда-то он был.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов Предел Иоанна Блаженного

Стены Покровского собора украшают две огромные фасадные иконы. «Богоматерь Знамение со святыми на полях» — самая первая настенная икона. Обратите внимание что по углам внизу можно увидеть Василия и Иоанна Блаженного. Икона конца XVII века написана в стиле фрески Тимофеем Архиповым. 

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» на колокольне собора. Подлинная икона конца XVIII века, написанная специально для Покровского собора и ее оклад сейчас хранится внутри храма.

Размеры впечатляют 2,5 на 3,5 метра, в барочной раме под красивым металлическим зонтом. В 2007 году после нескольких реставраций подлинник было решено убрать, чтобы спасти от воздействия солнечных лучей, перепада температур и осадков.

В 2011 году в честь 450 летия собора прямо на стене выполнили список с подлинной иконы и освятили.  

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Зайдем внутрь. Перед нами небольшая церковь Василия Блаженного. Все своды в очень красивой росписи, конец XIX века восстановленные в 1997 году.  Удивительно, но долгие годы вся эта красота была скрыта от глаз. Проход в церковь в советское время закрыли фанерой и на этом месте была касса. 

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Первое, что бросается в глаза это резные Царские врата. Этот иконостас тоже конец XIX века, выполненный в стиле ярославской школы иконописи.

Подлинная икона только Богородицы, а другие иконы-таблетки написанные на холсте были восстановлены в ходе реставрации в 2013 году.

Часто в новый иконостас включали иконы из старого иконостаса. Так здесь можно увидеть «Богоматерь Смоленская» XVI века. 

Икона «Василия Блаженного» XVIII века. Все остальные иконы написаны Осипом Чириковым специально для этого иконостаса. Иконостас заворотный и тут подчеркнута связь между блаженными. Они будто смотрят друг на друга. 

Под резным балдахином стоит рака, под которой глубоко в земле захоронен Василий Блаженный. На раке лежит икона Василия Блаженного. До 1929 года в церкви проводились богослужения. 

Благодаря тому, что церковь была закрыта сохранилась рака, балдахин, росписи, иконостас. С 1997 года в храме Василия Блаженного проходят службы каждое воскресенье. 

За ракой мы видим икону написанную на металле. Здесь висит с 90х годов, принадлежала Покровскому собору, но находилась в других помещениях. А раньше на этом месте была арка и проход, соединяющий церкви Василия и Иоанна Блаженного. 

Выставка рассказывающая о Блаженных. Самая древняя икона с изображением Василия Блаженного конец XVII века. Обратите внимание здесь он нагой, а на иконостасе препоясан. Просто в XVIII веке считалось не правильно изображать голым. 

«Богоматерь Знамение» — икона висела над входом в собор XVIII века. Снята при реставрации и восстановления храма до состояния XVI-XVII веков, долгое время хранилась в фондах. 

Главная драгоценность Покровского собора — покров на раку Василия Блаженного 1589г создан в мастерской царицы Ирины Годуновой. До 1910 годов весь контур фигуры был обшит жемчугом, а нимб украшен семью драгоценными камнями и жемчугом.

В 1922 году жемчуг и драгоценности сняты при сборе помощи голодающим Поволжья. На покрове было 3700 жемчужин. Редко когда Василий изображался лицом, в основном боком.

Есть легенда, что швеи видели живого Василия Блаженного, поэтому лицо изображено очень подробно. 

Вышит золотыми и серебряными нитями. 

До 2011 года этот проход был закрыт. 

В общей сложности еще три помещения. 

За этой стеной рака Василия Блаженного и вместо этой «норки» был проход в виде арки. То есть поклонившись мощам Василия Блаженного верующие переходили в церковь Иоанна Блаженного, это было единое богослужебное пространство, теплые церкви до 1929 года. Сохранилась фотография где видно от одной раки другую. 

Изначально ниши создавались для сбережения ценностей от пожара и облегчения стен. 

Росписи XIX века открыты в 2008 году, святые канонизированные в грозненское время. 

Фрагмент клеевой росписи XVIII века единственно сохранившийся. 

Отсюда можно увидеть окошко в церковь Иоанна Блаженного. 

Переходим в церковь Иоанна Блаженного, сейчас проход возможен только через улицу. Холл рядом с храмом Василия Блаженного.

«Игрушечный» Покровский храм 

Подъем в верхние церкви

Чугунные полы 1846 года орнамент солнце. Так как нет тамбура и посетители храма сразу попадают в помещение, то наносится много снега с реагентами, поэтому от влажности страдают росписи. Скорее всего в скором времени пол могут убрать(

Заходим во дворик 

За этим окошком храм Иоанна Блаженного. 

Храм очень маленький особенно для нашей группы. Здесь находятся мощи святого Иоанна Блаженного также глубоко под землей. Место захоронения обозначено ракой. Переосвящение в честь Иоанна провели в 1916 года. Это единственная церковь посвященная святому. Раньше она была расписана сценами из жизни святого, но они не сохранились.

Во время реставрации в 30-е годы реставраторов не интересовали масляные росписи конца XIX века, поэтому их сбили. Сохранилась надгробная икона и надпись. Знайте, что все верующие могут пройти и поклониться мощам как Василия, так и Иоанна Блаженных без билета.

 Реставрация церкви осуществлена при поддержки РПЦ и Благотворительного фонда «Транссоюз» РЖД.

В фондах Исторического музея были найдены накладки на раку. 

Иконостас поражает своим золотом. Это новодел, некоторые части сохранились верхняя часть, она представлена в витрине, врата XVIII века и несколько икон. 

Церковь пока не освящена, поэтому мы можем зайти в алтарную часть. 

Здесь нашли фрагмент росписи XVII века. 

А вот расшифровать чей кирпич не смогла. 

В витрине также можно увидеть вериги, которые носил Иоанн Блаженный согласно преданию, не сохранился только венец потерян в 1812 году. Весят 2 пуда или 32 кг. 

Крест XVII века из иконостаса. 

Хоругви двухсторонние парные конца XIX века подлинные, раньше стояли при входе в церковь. С оборотной стороны Рождество Богородицы и Рождество Христово. 

Оклад той самой иконы «Покров Пресвятой Богородицы» настенной, которая висит на колокольне.

За подробную экскурсию благодарю Татьяну Григорьевну Сарачеву, кандидата исторических наук и заведующую Покровским собором (филиалом Государственного Исторического музея). 

Очень рекомендую посетить Покровский собор с экскурсией в любое время года. Я постаралась рассказать максимально подробно, но поверьте это нужно видеть своими глазами. Проводятся сборные экскурсии и специальные программы для детей. 

  • В дни весенних каникул в музее «Покровский собор»
  • Конкурс «Юный репортер Покровского собора» работы принимаются до 24 марта!
  • Официальный сайт Покровского собора

Музейные палаты: Василий Блаженный сто лет назад

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 31 июля – выставка «Время перемен. Покровский собор в 1920–1930-е годы».

Гость передачи – заведующая отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея Татьяна Сарачева.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Нет, конечно, знаменитому собору на Красной площади далеко не сто лет. В этом году ему 460 – отсчет ведется с даты освящения. А вот в 20-е годы прошлого, ХХ столетия храм стал объектом масштабной реставрации.

Необходимой она стала в том числе и потому, что собор пострадал от обстрела во время боев 1917 года. (Вообще-то это все равно не было гарантией сохранения – в самом Кремле, в частности, снесли не задумываясь также реставрируемые церкви.

Но вот Василию Блаженному повезло.)

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Нынешняя выставка основана на фотографиях периода реставрации 1920-х – 30-х годов. В Историческом музее сохранились оригинальные стеклянные негативы, запечатлевшие этапы жизни собора в это время.  Использовались пластинки форматом 13 х 18 сантиметров. Несколько из них представлены в экспозиции.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Сами фотографии, уже в современной печати, сопровождаются подробными описаниями реставрационных работ в каждой конкретной точке. Реставрация велась тогда на научной основе и имела целью восстановить исторический облик здания.

Читайте также:  Преображение господне господа бога и спаса нашего иисуса христа - богослов

Внутри, например, раскрывались старинные росписи.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Восстанавливались и архитектурные детали XVI века – дверные проемы, наличники окон, формы арок и опорных столбов крыльца.

Некоторые кадры запечатлели и само бытование собора в тот период. В здании довольно регулярно проводились выставки.

Некоторые из них все же были более-менее связаны с исторической тематикой: «Покровский собор как памятник архитектурных форм и строительной техники XVI века», «Красная площадь в XVI и XVII веках и после Октябрьской социалистической революции», «Казанский поход Ивана Грозного 1552 года».

  Но были и другие: «Церковь на службе эксплуататорских классов», «Энгельс, Маркс, Ленин и Сталин о религии и борьбе с ней. К XVII съезду ВКП(б)» или «20 лет ленинско-сталинского комсомола».  

Всего в фондах Исторического музея – несколько сотен таких негативов. В экспозицию, разумеется, поместилось не всё. Однако посмотреть дополнительные материалы можно на интерактивном дисплее.

Выставка «Время перемен» продлится в ГИМе до конца января 2022 года. Проходит она, кстати, в зале над Воскресенскими воротами – откуда открывается вид и на сам храм Василия Блаженного.

Татьяна Пелипейко

История создания Храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор.

Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного.

Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке.

Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием.

Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным.

Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича.

Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа.

Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма.

Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период.

Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей.

Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента.

К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости.

По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

Читайте также:  Благовещение пресвятой богородицы - богослов

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России.

Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены.

Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма

  • Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов
  • Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.
  • В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.
  • Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Храм Василия Блаженного в Москве: история и обзор собора

Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Зодчих, создавших храм, ослепили. Сам Сталин не позволил собор снести, а во время Великой Отечественной войны здание прятали от обстрелов.

Истинное название храма – Собор Покрова Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название «собор Василия Блаженного». Действующий православный храм, музей и достопримечательность Красной площади, узнаваемый символ Москвы для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО – храм Василия Блаженного.

Предания старины

Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.

Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.

Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента.

Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.

Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне.

Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - Богослов

В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».

Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».

12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань.

Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название.

Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.

Московский Кремль: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) / Организации / Патриархия.ru

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - БогословЦентральное благочиние Московской городской епархии

История

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в 1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России.

В 1552 г.

, сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей.

В 1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.

Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1 октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города Казани.

Другие пять престолов освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.

Девятый престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами. Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого.

Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе.

В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.

В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.

Во второй половине XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена  многоцветная раскраска стен.

Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.

В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).

Читайте также:  Празднование рождества христова 2020 в тюльгане - богослов

В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в.

из Московского Кремля.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г.

было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», и до настоящего времени собор является филиалом Государственного исторического музея.

Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.

15 августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

21 ноября 2018 г. была открыта церковь Иоанна Блаженного.

Престолы

  • Троицы Живоначальной (восточный);
  • Покрова Пресвятой Богородицы (центральный);
  • Входа Господня в Иерусалим (западный);
  • равноап. Григория Армянского (северо-западный);
  • мчч. Адриана и Наталии (северный, первоначально был освящен в честь свв. Киприана и Иустины);
  • свт. Иоанна Милостивого (северо-восточный, первоначально — в честь патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла);
  • прп. Александра Свирского (юго-восточный);
  • свт. Николая Великорецкого (южный);
  • прп. Варлаама Хутынского (юго-западный);
  • св. Василия Блаженного — в восточной пристройке;
  • Рождества Пресвятой Богородицы (первоначально — Ризоположения).

Святыни

Мощи св. Василия Блаженного (под спудом), мощи св. Иоанна Блаженного, икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 103012, г. Москва, Красная пл., д. 2 Телефон: +7 (495) 698-33-98 (Патриаршее подворье храмов в Зарядье) Web-сайт: https://zaryadie.ru

Храм Покрова Богородицы «на Рву»

Храм Покрова Богородицы «на Рву», называемый также собором Василия Блаженного, высится на Красной площади Москвы, рядом с Кремлем, напротив Спасской башни. Он был поставлен здесь в 1561 году в память о взятии русским войском Казани – столицы могущественного ханства, грозившего России и через столетия после окончания татаро-монгольского ига.

Второе (народное) имя храму дано в честь погребенного под его папертью почитаемого москвичами святого, современника постройки собора.

А ведь изначально храм выглядел не так как сейчас ! Вот смотрите …

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г.

на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь. Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма — имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить.

Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание «чудесного» обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено.

Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви.

Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как «болшая церковь средняя Покров того году не совершена».

Приставка «на Рву», встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г.

Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г.

, а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его «народным» наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию — 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм.

Архитектура храмов сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание.

Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л.

Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».

Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно».

Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.

Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…».

И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.

Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их?

Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы».

Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.

А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5.

Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году.

Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря.

И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия.

Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.

Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок.

4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни.

Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21!!!) показался «архитектурным излишеством». А жаль…

[источники]источники

Собор Василия Блаженного: хаос или «космос»?


http://ria.ru/spravka/20110712/392044436.html

Еще несколько интересных соборов: вот посмотрите, это Самая голливудская церковь в мире и самое большое сооружение из стекла, а вот знаменитая Хатльгримскиркья и Церковь Грундтвига. Посмотрите на Кафедральный собор в Милане (Duomo di Milano) и знаменитый Ульмский собор (Ulmer Münster)

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=32090.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *