Сретение господне — двунадесятый православный праздник — богослов

Сретение Господне – христианский Двунадесятый праздник, посвященный принесению в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. Праздник Сретения Господня отмечается 15 февраля (н. ст. или 2 февраля по ст. стилю).

Видео Сретение Господне из цикла «Лето Господне»

Праздник Сретения Господня

По Моисееву закону родители на 40 день должны были приносить первенцев в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. В жертву приносился годовалый ягненок, если семья была бедной – в жертву приносили голубку. Этот закон установили в память исхода евреев из Египта.

Сретение Господне — двунадесятый православный праздник - Богослов

Сретение Господне

Для исполнения закона Божия Матерь и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, а для жертвы принесли двух голубиных птенцов.

В это время в Иерусалиме жил старец Симеон, он был человек праведный и благочестивый, ожидал пришествия Спасителя. Ему было предопределено Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия (по преданию он жил около 300 лет). И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в Иерусалимский храм.

Когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца, взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение языков, то есть всех племен и народов, и »славою для народа своего«, то есть Израиля. — Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете — весь верующий христианский мир.

Иосиф и Мария дивились словам Симеона. Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу».

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши…».

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки. Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях.

В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни.

Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

В храме Иерусалимском, была благочестивая вдова Анна Пророчица 84 лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. Она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

Исполнивши все, что полагалось по закону, Божия Матерь с Младенцем Иисусом Христом и Иосиф вернулись домой. Данное событие, когда Святые Симеон и Анна встретили в храме Иисуса Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, то есть встречи Господа.

История праздника Сретения Господня

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке.

Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богослужение на Сретение Господне

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля, но если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение Господне — праздник посвященный Иисусу Христу, но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь, поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.

Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Двойственность Сретения повлияла и на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет, голубой — чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы.

Праздник Сретения в народных традициях

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

Иконы Сретения Господня

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну Пророчицу.

Сретение Господне — двунадесятый православный праздник - Богослов

Икона Сретение Господне

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые дневние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве, вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу».

Этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу.

У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

Храм Сретения Господня в Кашине

Сретение Господне — двунадесятый православный праздник - Богослов

Сретенский храм Кашина

В Кашине в 1688-1692 годах была построена каменная Сретенская церковь на месте одноименного деревянного храма 1630 года. В храме имелось также два придела: Анастасии Римлянки и Рождества Иоанна Предтечи. В 1693 году выстроена каменная звонница.

До строительства Казанского собора была доминантой Сретенского монастыря. В 19 веке церковь пострадала при пожаре и была перестроена. В 1929 году была разорена, в 1937 году частично разрушена.

Позже в здании расположилась ДЮСШ, просуществовавшая вплоть на 1990 года, после храм оставался бесхозным на протяжении многих лет, когда администрация города Кашина не перевела его из статуса особо охраняемых памятников архитектуры в обычную постройку и не выставила на продажу. Лишь после этого резонансного события храм был возвращен Православной церкви.

Сретение Господне — двунадесятый православный праздник - Богослов

Часовня Дорофеи Кашинской в Сретенском монастыре

Близ Сретенского храма располагалась часовня святой Дорофеи Кашинской (память совершается 19 февраля), построенная в середине 19 века, при закрытии монастыря часовня была разрушена, а мощи снова преданы земле.

В начале 2000-х годов на месте безымянного холмика установлен памятный крест. Периодически у могилы святой Дорофеи Кашинской совершаются молебны.

Известны многочисленные случаи получения благодарственной помощи по молитвам святой пред Богом заступницы.

Сретение Господне — двунадесятый православный праздник - Богослов

  • Схимонахиня Дорофея Кашинская
  • Тропарь Сретения Господня
  • глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

  1. Кондак Сретения Господня
  2. глас 1
  3. Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.
  4. Величание Сретения Господня
  5. Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.
  6. Использованная литература:

1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий.

Сретение Господне — двунадесятый православный праздник - Богослов

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©

Сретение Господне — история и значение Праздника | Православиум

Рубрика: Основы веры, Церковные праздники

Сретение Господне – один из 12-ти основных церковных праздников. 15 февраля верующие вспоминают событие евангельской истории — встречу старца Симеона с Младенцем Христом. Сретением в церковнославянском языке называется “встреча”. С богословской точки зрения сретение или встреча символизирует встречу двух эпох: Ветхого и Нового Завета.

Это точка соприкосновения ветхого мира и зарождающегося христианства. С рождением Иисуса Христа начался Новый Завет – новая эра, давшая человечеству надежду на спасение души. Ведь после грехопадения Адама и Евы и до пришествия Мессии дорога в рай для человека была закрыта. Страдания и смерть на Кресте Спасителя стали жертвой ради человечества и ключом к Небесному Царству.

Сретение описано в Евангелие от Луки. Но прежде библейской встречи нужно рассмотреть ветхозаветный обряд посвящения Богу каждого первенца-мальчика.

Читайте также:  Обрезание господне и житие василия великого - богослов

Сретение Господне — двунадесятый православный праздник - БогословИкона Сретения Господня

После родов еврейская женщина должна была соблюдать так называемые “дни очищения”. Мать считалась нечистой 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки. В Ветхом Завете иудеи огромное значение придавали внешней чистоте. Поэтому женщина во время кровотечения считалась нечистой. В течение этого периода она не имела права посещать Иерусалимский Храм.

Когда же установленный срок истекал, мать приносила в Храм очистительную жертву Богу. В Ветхом Завете в жертву приносили животных. В данном случае это мог быть годовалый ягненок и голубка. Если семья не могла пожертвовать ягненка по причине бедности, то в жертву приносили 2 голубок. 

Обряд посвящения касался непосредственно новорожденных мальчиков. Родители приносили младенца в Храм на 40-й день. Совершался обряд посвящения мальчика Богу. Причем это священнодействие было не просто религиозным обрядом, а законом для всего еврейского народа.

Обряд посвящения был установлен в память об освобождении евреев из египетского рабства и в знак благодарности Богу.

Иосиф Обручник с Девой Марией и Младенцем Иисусом на сороковой день пришли в Иерусалим, чтобы совершить все полагающиеся ритуалы. Таким образом, Спаситель с первых дней Своего воплощения исполнял все предписания иудейского Закона.

В жертву были принесены две голубки — семья Иосифа, обыкновенного плотника, не могла похвалиться богатством.

Сретение Господне – встреча в Иерусалимском Храме

После совершения необходимых обрядов и жертв Святое Семейство уже покидало храм. На выходе их встретил старец Симеон.

“Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем” (Лк.2:25).

Симеон взял на руки Младенца Иисуса и сказал

“Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля” (Лк 2:29-32).

Этими словами, произнесенными по Божественному вдохновению, старец подтвердил рождение в мир Спасителя Мессии. 

Как говорит предание, возраст Симеона приближался к 300 годам. За много лет до Сретения Симеон занимался переводом Священного Писания с древнееврейского на греческий язык. В книге пророка Исаии содержится пророчество относительно будущего Мессии — что Дева родит Сына.

Переводчик по здравой человеческой логике засомневался — “как же дева может родить?”. Симеон решил внести изменение в текст, исправив “Дева” на “Жена”. Но старцу явился Ангел, который запретил совершать такое исправление.

При этом он возвестил старцу, что тот будет жить до тех пор, пока сам не встретится с Христом, рожденным Девой.

И вот встреча древнего старца Симеона и рожденного Младенца Христа произошла. Это событие Симеон ждал очень много лет и теперь мог спокойно уйти из земной жизни. В Православной Церкви Симеон причислен к лику святых и назван Богоприимцем (как принявший Богомладенца на руки).

Встреча с праведной Анной

В тот же день произошло еще одно событие, подтверждающее исполнение на Иисусе мессианских пророчеств. В Иерусалимском храме служила Анна, которую в народе считали пророчицей. Она после смерти мужа 84 года непрерывно находилась в Иерусалимском Храме и достигла глубокой старости.

Бог наградил Анну даром прозорливости за строгую подвижническую жизнь, пост и непрерывную молитву. Она возвещала людям о скором пришествии Мессии. Анна встретила Святое Семейство и поклонилась Христу.

А после этого радостно известила всех ожидающих Мессию, что Он родился и несет спасение Израилю, Народу Божьему.

“Старец Симеон и Анна Пророчица встречают Спасителя от лица всех праведников Ветхого Завета. Всех тех, кто все эти столетия жил в ожидания Спасения Божия. И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло — к Израилю и ко всем народам. Пророчества исполнились, надежды осуществились: Бог поселился среди людей” (богослов Сергей Худиев).

Сретение Господне: символическое значение

Сретение Господне – не просто один из церковных праздников. Вспоминаемое в этот день событие важно для каждого христианина. Ведь человека, стремящегося приблизиться и познать Бога, ждет встреча со Христом. И как же эту встречу не пропустить? Игумен Никон (Воробьев) говорил об этом образно:

“Кто видел солнце, тот никогда не перепутает его с фонарем”. 

Протоиерей Игорь Форин разъяснял:

“Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования. Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории.

Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом.

Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!”

Особенности богослужения на Сретение Господне

Праздник Сретения можно считать как Господским (прославление Иисуса Христа), так и Богородичным (установленным в честь Богородицы). При этом в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии обращения к Богородице занимают центральное место. 

Своеобразная двойственность праздника Сретения Господня отразилась на облачение священнослужителей. Оно может быть как белым, так и голубым. Известно, что белое облачение православные священники надевают во время Господних Праздников, голубое – Богородичных. 

В конце Литургии на Сретение Господне обычно принято освящать свечи. Эта традиция привнесена из католичества в середине XVII века. После богослужения католики совершали шествие с зажженными свечами.

В Православии же крестные ходы в этот день не совершаются, но чин освящения свечей прижился. Сретенские свечи не обладают какими-то особенными “магическими” свойствами.

Они используются как обычные церковные свечи при молитве, в том числе домашней.

Молитвы Празднику

Тропарь Сретению Господню, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак Сретению Господню, глас 1 

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жительство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Величание Сретения

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

«И руце Симеоне благословивый…», — о празднике Сретения Господня

15 февраля Церковь отмечает Сретение Господне. Слово «сретение» означает встречу, лицезрение чего-то или кого-то значительного. В данном случае – встречу человечества в лице святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с Господом Иисусом Христом.

Значение и события праздника

В День Сретения Господня праведники ветхого завета, такие как Симеон Богоприимец или Анна Пророчица наконец увидели обещанного им Спасителя, который примирит с Богом томящееся падшее человечество.

В этот день Ветхий Завет в лице закона также встречается с Новым Заветом и его благодатью, привносящей в закон жизненную силу и делающей его тем самым «лёгким игом» о котором позднее будет говорить Господь.

Согласно ветхозаветным установлениям, на сороковой день после рождения ребёнка всякая женщина должна была прийти в Иерусалимский храм (тогда единственный для всего еврейского народа), дабы принести жертву очищения.

Если же у неё при этом рождался первенец мужского пола, его следовало также принести в храм для обряда посвящения Богу (в память об освобождении иудеев из египетского плена, где еврейские первенцы уцелели во время десятой казни египетской).

Жертвой очищения служил голубь, а жертвой посвящения – ягнёнок (агнец), но если семья была бедна, то в жертву приносились два голубя. Поскольку Мария с Иосифом жили очень скромно, они принесли в жертву двух голубиных птенцов.

В Иерусалимском храме служили не только священники. При нём также воспитывались до определённого возраста посвящённые Богу дети (как сама Пресвятая Богородица). Также туда ежедневно приходили на молитву живущие поблизости праведники. Среди них были два особенных человека – Симеон Богоприимец и праведная вдова Анна.

Из Предания нам известно о том, что Симеон был в числе 72 переводчиков Септуагинты – версии Ветхого Завета на греческом языке, которая была создана в III веке до Рождества Христова по желание египетского царя Птолемея II Филадельфа для пополнения знаменитой Александрийской Библиотеки.

Птолемей попросил еврейских старейшин отрядить для перевода самых грамотных и опытных переписчиков, знающих греческий. Каждому досталась определённая часть работы. Симеону выпало переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошёл до места, где говорилось: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то посчитал это ошибкой предыдущего переписчика и решил исправить слово на: «жена» (женщина).

В эту минуту к Симеону явился ангел Господень. Он удержал его руку и уверил в правильности пророчества, в которой он сможет убедиться сам, так как по воле Божией доживёт до рождения Спасителя. Учитывая то, что Симеон уже был опытным переводчиком на момент приглашения царя Птолемея, ко времени встречи со Спасителем ему могло быть 300-350 лет.

О праведной Анне нам известно из Евангелия от Луки: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

Эти праведные люди и были теми свидетелями, которые представляли человечество перед принесённым в храм Богом.

Симеон Богоприимец сразу узнал Спасителя и указал на его мессианский статус: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Проповедовала о появлении Мессии и праведная Анна, рассказывая о Нём жителям Иерусалима.

Читайте также:  Крещение господне - богослов

Симеон принял и благословил младенца и его родителей, но также пророчествовал Деве Марии о скорби, которая ожидает её в будущем при крестной смерти её ребёнка и спорах, которые поразят после его проповеди еврейский народ: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Становление и особенности праздника

Сретение Господне относится к числу двунадесятых праздников – 12 самых главных церковных праздников после Воскресения Христова (Пасхи). В Русской Православной Церкви и ряде других Поместных Православных Церквей, придерживающихся юлианского календаря, отмечается 2 февраля (15 февраля по григорианскому календарю).

Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста (редко) праздничное богослужение, переносится на предыдущий день – 1 февраля, Неделю Адамова изгнания (прощёное воскресенье).

Праздник Сретения возник в Иерусалимской Церкви и появился в её богослужебном календаре в IV веке.

Древнейшим свидетельством о чествовании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко святым местам» западной паломницы Этерии, датируемое концом IV века. Оно не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его «сороковым днем от Богоявления», а также кратко и эмоционально описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме.

Второй по времени исторический памятник, уже литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная практика начала V века, где Сретение определено, как: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».

В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века, в противовес осуждённому на Халкидонском соборе 451 года монофизитству, утверждавшему, что Иисус Христос является только Богом в человеческом теле, а не Богочеловеком.

В богослужении Сретения сочетаются особенности господских и богородичных двунадесятых праздников.

Праздничные стихиры и канон, повествующие о событиях праздника и его великом значении, написаны известными церковными гимнографами – Анатолием, патриархом Константинопольским (V век); преподобным Андреем Критским (VII век); преподобными Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным (VII-VIII века), Германом, патриархом Константинопольским (VIII век) и преподобным Иосифом Студитом (IX век).

Иконография Сретения носит глубокий символический смысл: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя представляет собой как бы ветхий мир, наполняющийся и оживотворяемый Божеством, а Матерь Божия, отдающая сына как бы отпускает его на крестный путь и спасение мира.

Интересно, что также существует и икона, символизирующая собой пророчество Симеона Богоприимца, сделанное Деве Марии. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец».

На данной иконе Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.

  • Традиции праздника
  • В праздник Сретения Господня в конце шестого часа принято освящать церковные свечи и раздавать верующим.
  • Традиция освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришла в Русскую Православную Церковь от католиков через требник митрополита Петра (Могилы) в 1646 году.

Католики освящали свечи и пускались с ними в крестный ход, которым пытались отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня (Имболк, Луперкалии, Громницы и т.п. в зависимости от местности и народности). В Православии к сретенским свечам относились проще и благоговейнее – их хранили в течение года, зажигая во время домашней молитвы.

Также Сретение Господне является Днём православной молодёжи с 1953 года. Идея праздника принадлежит Всемирному православному молодежному движению «Синдесмос», объединяющему уже более 100 молодёжных организаций из 40 государств.

В этот день во всем мире православная молодежь проводит встречи со священнослужителями, посещает больницы, устраивает концерты с танцами и живой музыкой, организует спортивные соревнования, конкурсы, игры и другие интересные мероприятия.

В России с 2002 года молодёжная активность дополнилась традицией проведения красивейших Сретенских балов.

В народе принято говорить, что в день Сретения «зима с весной встречаются», то есть основные холода уже позади, день заметно удлинился и совсем скоро наступит весенний сезон. После праздника крестьяне начинали белить плодовые деревья, готовить к посеву семена и высаживать рассаду (дома).

От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем всех наших читателей с праздником Сретения Господня! Пусть Ваша встреча с Богом будет столь же радостна, как и для праведного Симеона Богоприимца!

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)3

Сретение Господне — история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника

Служба праздника Сретения совершается в голубых — Богородичных — облачениях. Текст службы содержится в месячной Минее — в ее февральском томе.

Необходимо указать на те черты празднества, что позволяют приводить доводы в пользу принадлежности Сретения к Господским или, напротив, Богородичным двунадесятым праздникам.

С одной стороны, здесь явно присутствуют характерные особенности Господского праздника: 1) произнесение на Литургии — во время “малого входа” или “входа с евангелием” — особого “входного стиха” и последующее за ним торжественное пение тропаря и кондака праздника; 2) наличие “своего” праздничного отпуста в конце службы, начинающегося словами “Иже во объятиях праведного Симеона…”.

С другой стороны, тут же имеются и признаки Богородичного праздника: 1) в случае совпадения Сретения с воскресным днем, воскресные песнопения оказываются “главнее”, то есть поются впереди сретенских — это может происходить (по общим правилам богослужебного устава) лишь в Богородичные праздники; Господский же двунадесятый праздник всегда “пересилил” бы песнопения обычного воскресенья; 2) также — ради воскресенья — может быть отменен и заменен традиционным воскресным отпустом указанный выше сретенский отпуст; 3) у праздника Сретения отсутствуют обычные для Господских двунадесятых торжеств праздничные антифоны на Литургии.

Тропарь праздника: “Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и Ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших дарующаго нам воскресение”.

Перевод тропаря на русский язык таков: “Радуйся, Благодатная Дева Богородица, ведь из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме (неведения).

Веселись же и ты, праведный старец, принявший в свои объятья Освободителя наших душ, дарующего нам воскресение”.

Тропарь развивает связанную с внутренним содержанием события Сретения богословскую идею — о просвещении светом Истины всего человечества, прежде пребывавшего во тьме незнания Бога.

Мысль эта издревле была выражена в тексте Священного Писания — у пророка Исаии (см.

книгу пророка Исаии 42:7), а затем оказалась повторена и Самим Христом: “народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Евангелие от Матфея 4:16).

Кондак праздника: “Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче”.

Русский перевод кондака: “Освятив Твоим Рождением утробу Девы и благословив объятия Симеона, как надлежало, предвозвестив (о том заранее) — ныне Ты спас нас, Христе Боже; сделай же мирной нашу жизнь — среди войн — и укрепи людей, которых (Ты) возлюбил, Единый Человеколюбец”.

В стихирах и каноне праздника подчеркивается мысль о том, что Тот Самый Бог, Который прежде являлся в таинственном и неприступном мраке пророку Моисею на горе Синай, теперь сделался видим для человека, ибо Он стал Младенцем, почивавшим на руках праведного Симеона: “на горе Синайстей древле Моисей виде задняя Божия (то есть видел Бога “со спины” — символический образ того, что в Ветхом Завете человек еще не был способен видеть Бога лицом к Лицу), и тонкий (едва различимый и, кроме того, всепроницающий) Божественный глас сподобися во мраце же и вихре слышати. Ныне же Симеон воплощенного Бога непреложне (неизменно) нас ради на руки прият…”. Говорится здесь и о том, что Тот Кто прежде был носим лишь на херувимских (херувимы — один из “чинов” ангелов) колесницах, ныне восседает как на престоле — на руках старца Симеона: “иже на Херувимех носимый…, днесь в Божественное святилище (то есть в храм) по закону приносим, на старческих, яко на престоле, седит руках…”.

На праздник Сретения положено чтение трех паремий. Первая из них говорит о ветхозаветном установлении посвящать Богу первенцев (книга Исход 12:51; 13:1-3,10-12,14-16; 22:29; книга Левит 12:1-4,6-8; книга Числа 8:17). Вторая паремия повествует о видении, открывшемся в храме пророку Исаии, в котором ему явился сидящий на престоле и окруженный ангелами Господь.

Здесь-то Исаия и был призван к своему пророческому служению (книга пророка Исаии 6:1-12). Третья паремия, также представляющая собой отрывок из книги Исаии, содержит пророчество о бегстве Святого Семейства в Египет.

Эта паремия здесь тем более уместна, что Бегство в Египет сюжетно довольно тесно связано со Сретением — оба эти события весьма близки по времени (книга пророка Исаии 19:1-5,12,16,19-21).

Отрывки из Евангелия на утрени и Литургии почти совпадают по содержанию: оба они рассказывают о Сретении. Однако евангельское чтение на утрени (Евангелие от Луки 2:25-32) короче, чем на Литургии (Евангелие от Луки 2:22-40): полное библейское повествование о событии Сретения мы слышим в храме именно в самый день праздника.

Что касается апостольского чтения, то на праздничной Литургии прочитывается фрагмент из Послания апостола Павла к Евреям (17:7-17), где появляется загадочный образ ветхозаветного царя и священника по имени Мелхиседек: толкователи Священного Писания рассматривают его как прообраз Христа. Здесь же говорится о превосходстве искупительного и жертвенного (именуемого здесь первосвященническим) служения Спасителя перед ветхозаветными жертвами, а также об отмене — с пришествием Христа — Закона Моисеева.

Читайте также:  Рождество христово — двунадесятый православный праздник - богослов

Сретение Господне — это… Что такое Сретение Господне?

Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Громницы

«Сретение». Дуччо, «Маэста», фрагмент, 1308—1311

Сре́тение Госпо́дне, Принесение во Храм (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου; также συνάντησις — встреча, лат. Praesentatio Domini — представление Господа) — христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии, некоторых протестантских конфессиях, в частности, в лютеранстве. В православии почитается одним из двунадесятых праздников.

Принесение во Храм младенца Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 8-й день после Обрезания. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец.

Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Отмечается 2 февраля.

Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 2 (15) февраля.

Если Сретение Господне выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается весьма редко, праздничное богослужение по Уставу переносится на предыдущий день 1 (14) февраля, Прощёное воскресенье.

История праздника

Сретение. Рогир ван дер Вейден

Сретение Господне
(новгородская икона конца XV века)

На сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.

) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст.

Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».

Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце:

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

.

Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Праздник в богослужении

История празднования

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления[1].

Древнейшим историческим свидетельством о празднике является Itinerarium Aetheriae, отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии, датируемый IV веком.

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст[1].

Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство. В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века.

Православие

Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.

Основные песнопения праздника

На церковнославянском (транслитерация)
На русском
На греческом[2]

Тропарь, глас 1[3] Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Χαῖρε κεχαριτωμένη Θεοτόκε Παρθένε· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ Ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, φωτίζων τοὺς ἐν σκότει. Εὐφραίνου καὶ σὺ Πρεσβύτα δίκαιε, δεξάμενος ἐν ἀγκάλαις τὸν ἐλευθερωτὴν τῶν ψυχῶν ἡμῶν, χαριζόμενος ἡμῖν καὶ τὴν Ἀνάστασιν.
Кондак, глас 1[3] Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, и руки Симеона благословивший, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. Ὁ μήτραν παρθενικὴν ἁγιάσας τῷ τόκῳ σου, καὶ χεῖρας τοῦ Συμεὼν εὐλογήσας ὡς ἔπρεπε, προφθάσας καὶ νῦν ἔσωσας ἡμᾶς Χριστὲ ὁ Θεός. Ἀλλ' εἰρήνευσον ἐν πολέμοις τὸ πολίτευμα, καὶ κραταίωσον Βασιλεῖς οὓς ἠγάπησας, ὁ μόνος φιλάνθρωπος.
Задостойник Припев: Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.
Ирмос 9 песни, глас 3.
В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем Перворожденное Слово, Отца Безначальна, Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем.
Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя.
Ирмос 9 песни, глас 3.
В тени Закона и Писаний образ видим, верные: всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем.
Припев:
Ирмос 9-й песни канона: Ἐν νόμῳ, σκιᾷ καὶ γράμματι, τύπον κατίδωμεν οἱ πιστοί, πᾶν ἄρσεν τὸ τὴν μήτραν διανοῖγον, ἅγιον Θεῷ· διὸ πρωτότοκον Λόγον, Πατρὸς ἀνάρχου Υἱόν, πρωτοτοκούμενον Μητρί, ἀπειράνδρῳ, μεγαλύνομεν.
Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень. Славим Тебя, Податель жизни, Христос, и чтим Пречистую Твою Матерь, Которой Ты по закону сегодня был принесён в Божий храм.

Католицизм

В Римской церкви Сретение имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи[4].

Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.

Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой.

После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца, сказанные им во время Сретения.

После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком.

Литургические песнопения этого дня посвящены событиям и символике праздника.

См. также

  • Сретенский монастырь
  • Симеон Богоприимец
  • Громницы, Сретенье

Примечания

  • Симеон Богоприимец
  • Сретение Господне на сайте Православие.Ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *