Светлая пасхальная седмица правила — богослов

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Враг не смог погасить в людских сердцах лампадку любви

Враг не смог погасить в людских сердцах лампадку любви. Как и в прошлые века, так и сегодня, мы радостно празднуем этот самый главный, светлый праздник.

Закончился Великий пост и скорбная Страстная неделя. Господь Воскрес, отверзлись Врата Небесной обители. Обнулился и смылся кровью Христа первородный грех человечества.

Наша душа ликует от счастья и радости. Это радостное ликование не может закончиться одним днём. Иисус Христос после Воскресения пребывал на земле ещё сорок дней, поэтому и праздник продолжается до Отдания Пасхи. В эти дни мы поздравляем друг друга словами «Христос Воскресе!» и троекратным лобызанием, а церковные службы возвращают нас в Пасхальную ночь.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Светлая седмица – это особенно праздничные дни. Богослужения проходят при открытых Царских вратах. Они символизируют собой Усыпальницу Христа, от которой Ангел отвалил камень, закрывающий вход. Так же это символ того, что теперь для нас открыта Райская обитель.

Светлую седмицу ещё называют «сплошной», название это появилось потому, что в эти дни нет поста в среду и пятницу, а также нет земных поклонов на службе. В эти дни мы не поминаем усопших. Даже если кто-то отошёл ко Господу, то панихида на половину состоит из Пасхальных песнопений. Утренние и вечерние молитвы заменяются Пасхальными часами.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Немного истории

А сейчас немного истории. Согласно Церковным летописям, первые три века существования христианства, Пасхой называли две недели. Предшествующая дню Воскресения, называлась Крестной, или Страстной Пасхой. Последующая неделя именовалась Новой Пасхой.

На Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о переименовании этих названий. Благодаря принятому тогда постановлению, мы называем эти дни как Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения Иисуса Христа именуем Пасхой.

Духовный смысл Светлой седмицы

Духовный смысл Светлой седмицы – будущая жизнь, будущий век, бесконечная радость быть в Обители Небесного Отца.

Господь открыл нам эти двери, и теперь от нас зависит, сбудется ли на нас Святое Евангельское обетование. Сможем ли мы достойно потрудиться Богу в нашей земной жизни молитвами и добрыми делами.

Иисус Христос говорит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Традиции празднования Светлой седмицы

После церковных богослужений, согласно традиции празднования, Светлую седмицу христиане отмечали радостно и с размахом.

В эти дни организовывались катания на лошадях, цирковые представления, устанавливались балаганы и качели.

Проводились особые благотворительные обеды для неимущих, даже правители открывали двери темниц и отпускали на свободу пленников, которые не сильно согрешили в своих преступлениях.

Люди ходили в гости с подарками. Особенно было принято дарить подарки бедным родственникам и знакомым, которые жили в нужде. Молодёжь водила хороводы с песнями и плясками, а также в эти дни засылались сваты и решалась судьба молодых. До Фомина воскресенья не проводились обряды венчания, но зато в само воскресенье было самое большое количество свадеб.

Шумным, радостным и азартным было развлечение народа биться яйцами и катать яйца. Это были самые настоящие турниры, как сказали бы наши современники. Обладатель яйца с крепкой скорлупой был настоящим героем, и само собой, уносил приличные трофеи.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Как уже говорилось ранее, была хорошая традиция дарить подарки. Но эти подарки не ограничивались корзинкой с куличом и яйцами. Наши предки были хорошими мастеровыми. Умельцы-ремесленники делали удивительные сувениры.

Пасхальная тематика отображалась в дереве, камнях, металлах. Слава Богу, эта традиция не канула в лето, современные мастера продолжают делать своими руками уникальные вещи. Такие сувениры дорого стоили, поэтому их было не принято выставлять на всеобщее обозрение. Эти подарки хранились вдали от любопытных глаз, в шкатулках или за образами.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Особый хлеб

Куличи – такие родные, любимые и знакомые нам с детства, Пасхальные лакомства, которые мы выпекаем к Светлому празднику. История их возникновения уходит корнями в прошлое. Это не что иное, как особый хлеб, именуемый Артос.

Эти хлеба изначально выпекали в церковных пекарнях, освящали в первый день Пасхи. Всю Светлую седмицу эти хлеба стояли в храме. В Светлую субботу, после литургии читалась особая молитва, после которой Артос делился на части и раздавался верующим.

Его съедали натощак во время болезни или других скорбях.

Праздник иконы Божьей Матери «Живоносный источник»

В Светлую пятницу Пасхальной недели православные христиане отмечают праздник в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Живоносный источник». По окончании службы проходит малое освящение воды.

В России есть два чудотворных списка иконы. Более известный список привёз в Саровскую пустынь иеромонах Иоанн, основатель церкви «Живоносный источник», в начале восемнадцатого века. Эту икону особо почитал преподобный Серафим Саровский.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

В обители есть и ещё один почитаемый список, но доставлен он в монастырь в середине девятнадцатого века из Константинополя иеросхимонахом Иоанникием. На этом списке изображено явление Богородицы на источнике.

Согласно преданию, в 450 году будущий император Византии Лев, в роще, расположенной в окрестностях Константинополя, встретил незрячего странника. В те времена в той роще находился источник, который был известен многим своими чудесами. Слепой человек заблудился и устал. Лев усадил его под деревом, а сам отправился к источнику, чтобы набрать воды и утолить жажду странника.

По дороге к роднику он услышал голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдёшь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдёшь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место.

Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Как только было исполнено повеление, слепой человек прозрел. Через семь лет воин Лев стал императором. На месте родника он построил храм, названный в честь Богородицы «Живоносный источник».

Летопись повествует о множестве чудес, происходящих у источника. Храм за всё это время неоднократно перестраивался и обновлялся. После падения Константинополя, храм был полностью разрушен, восстановили его спустя четыре столетия.

Сейчас он входит в комплекс зданий женской обители.

Светлый праздник Пасха на Русь пришёл из Византии, в конце девятого века, вместе с Крещением Руси. С тех пор весь христианский мир торжественно празднует этот праздник.

Во многих регионах России до сих пор люди считают, что от Пасхи до Вознесения ходит по земле Христос с апостолами, и испытывает людей на доброту и милосердие, а значит, в эти дни нужно обратить особое внимание на всех просящих и нуждающихся, кто к нам обращается с просьбой.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Закончить нашу беседу хочется словами апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 1:514).

С праздником, дорогие христиане! Христос Воскресе!

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

  • Светлая Седмица – как провести?

Особенности богослужений во время празднования Пасхи. Цветная Триодь

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

     Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до Пятидесятницы – семь: 1-я Неделя — Пасхальная 2-я Неделя — Фомина 3-я Неделя — святых жен-мироносиц 4-я Неделя — о расслабленном 5-я Неделя — о самаряныне 6-я Неделя — о слепом 7-я Неделя — святых отцев Первого Вселенского Собора.

     По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.

     Во время празднования Пасхи богослужения происходят по особым правилам, которые указаны в Триоди. Трио́дь, Триодио́н (др.-греч. Τριῴδιον, от др.-греч. τρία три и ᾠδή, ᾠδά песнь) — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны (трипеснцы), откуда и происходит название.

  •      Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на три части:
    — недели вне Триоди или, так называемые, недели по Троице
    — недели Постной Триоди (от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий)
    — недели Цветной Триоди (от Пасхи до Троицы)
  •      Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней, отсюда и греческое название книги — Пентикостарион (Пятидесятница).
  •      Первоначальное же название Триоди – «Цветная» — объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди.

     По своему построению она подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению и Вознесению Господню, а также Сошествию Святого Духа на Апостолов. Все службы от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела:
— Пасхальная седмица
— от Недели Антипасхи (Фоминой) до отдания Пасхи
— от отдания Пасхи до Недели всех святых.

Читайте также:  Введение во храм пресвятой богородицы (на литургии 4 декабря 2018) - богослов

     Песнопения Цветной Триоди, так же, как и Постной, являются творениями многих святых отцов; авторы некоторых из этих творений остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений — канон на Святую Пасху.

     Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т.е. святым Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание этой книги дополнялось вплоть до XIV века, в частности, св. Никифор Каллист внес в нее синаксарии.

Период пения Триоди Цветной имеет некоторые уставные особенности в чтениях и пениях, относящиеся как к богослужебной, так и к келейной (домашней молитве). Вот основные из них:

С Великого Четверга до Вечерни в праздник Пятидесятницы отменяются все земные поклоны, за исключением поклонов перед Плащаницей в Великую Субботу и перед Святой Чашей на Божественных Литургиях всего периода. Домашние (келейные) поклоны отменяются от Пасхи до Троицы

От дня Святой Пасхи до Вознесения Господня не читается «Достойно есть…» во всех последованиях. Оно заменяется чтением Задостойника Пасхи «Ангел вопияще… Светися, светися…»

От Пасхи до Дня Святой Троицы не читается «Царю Небесный…», вместо этого читается троекратное «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав» до отдания праздника Пасхи. От Вознесения до Троицы сразу читается «Святый Боже…».

На Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв, а так же в правиле ко Святому Причащению — вместо канонов читаются Часы Святой Пасхи.

В течении всей Светлой седмицы (со дня Пасхи до Антипасхи) не читается псалтирь.

Поминовение усопших не совершается со дня Пасхи до Радуницы — вторника Второй седмицы по Пасхе. На Радоницу по сложившейся практике совершают Панихиду.

Из богослужебных особенностей следует выделить:

Каждое богослужение до Вознесения Господня начинается троекратным пением или чтением тропаря Пасхи «Христос Воскресе из мертвых…»

  1. Пасхи до Вознесения читается Пасхальный канон и стихиры Пасхи.
  2. В пятницу Светлой седмицы и в среду Четвертой седмицы совершается освящение воды
  3. Особое поминовение усопших совершается во вторник Второй седмицы и в субботу перед Пятидесятницей.
  4. Все богослужения Светлой седмицы проходят при открытых Царских Вратах.
  5. После каждой Литургии на Светлой седмице совершается кресный ход.
  6. В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача верующим Пасхального Артоса

Часы пасхальные

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (включающего в себя утреню, пасхальные часы, литургию и вечерню). Расположены в богослужебной книге Триодь цветная.
Читаются в Светлую седмицу (до утра субботы включительно) вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила).

скачать, формат pdf
скачать, формат doc
скачать, формат jpg (изображение)

Богослужебные тексты, адаптированные для домашнего (келейного) употребления совершения в Светлую седмицу

особенности различных форматов прикрепленных текстов:
— файл в формате *doc(*docx) можно отредактировать под свои нужды. Наиболее адекватно открывается на компьютере;
— файл в формате *pdf наиболее удобен для чтения с экранов планшетов. Редактированию обычными средствами практически не поддается.

Понедельник Светлой седмицы

Вторник Светлой седмицы

Среда Светлой седмицы

Четверг Светлой седмицы

Пятница Светлой седмицы

Суббота Светлой седмицы

Пасха: как провести Светлую седмицу? | Милосердие.ru

Светлая пасхальная седмица правила - БогословК сожалению, часто Пасха представляется человеку не Праздником праздников и Торжеством из торжеств, а всего лишь поводом наконец-то поесть непостного

Поясняет епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности:
— Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитвенное правило в эти дни особое — пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие — все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. Пасха — это безусловная радость, радость вопреки всему. Все семь дней Светлой седмицы — это как бы один непрекращающийся день. Такое ощущение, что солнце в эти дни не заходит — повторяется одна и та же служба, причем она практически целиком поется, а не читается.

Поститься в эти дни не обязательно, потому что мы постились уже весь Великий пост пред этим. Такое частое причастие на Светлой седмице — это награда тем, кто соблюл пост. Для чего мы постились 48 дней (40 дней Великого поста, а потом еще Страстную седмицу)? Именно для того, чтобы на Пасху причащаться.

Перед Причастием в эти дни читаются молитвы к Причастию (без псалмов), канон к Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.
Что касается исповеди на Пасху — у разных священников разная практика.

Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то разрешает причащаться в первый день после Пасхи без исповеди.

Конечно, причащаться каждый день трудно. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. И радоваться нам трудно. Радоваться труднее, чем каяться и плакать о грехах.

У нас в храме мы обычно разрешаем причащаться в любые три дня Светлой седмицы. Если люди постились, готовились к Пасхе, но проводят эту седмицу вне Церкви, не участвуют в Таинстве Евхаристии, получается, что они забирались, забирались на гору — и ухнули опять вниз.

Разговелись, поели мяса — и все. А если человек готовился и теперь по мере своих сил старается и в Светлую седмицу ходить в храм, причащаться, то он остается на этой вершине и потом спускается с нее медленнее.

Если так не жить, то, бывает, человек после Пасхи впадает в уныние.

Светлая седмица — это не время загула, нельзя пускаться «во все тяжкие», проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно, супруги в это время воздерживаются от супружеского общения.

Пасха — это радость Царствия Небесного.

В Царствии Небесном мы не будем кушать мясо, ходить в кино, не будем читать детективные книжки, не будем играть в компьютерные игры — но там радости будет больше, чем здесь на земле! Святые ради этой радости уходили от мира.

Преподобный Сергий Радонежский ушел в лес не потому, что он решил себя наказать, не жениться, не иметь детей. Он ушел и там обрел совершенную радость, ту радость, которая превышает все земные радости вместе взятые. Эту радость ощутил Мотовилов, когда преподобный Серафим Саровский явил ему, что значит быть в Духе Святом. К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу.

Светлая пасхальная седмица правила - БогословВ дни Светлой седмицы хорошо вспомнить и об обездоленных, по возможности постараться поделиться с ними своей радостью

Эта радость ощущается в храме. Ведь на пасхальную службу приходит много людей неверующих, нецерковных. Почему? Их влечет эта радость, эта тайна Воскресения.

В эти дни, конечно, хорошо делать что-то добро, можно гулять на природе, ходить в гости — но нужно помнить о Христе. Настоящая радость будет со Христом.
Смысл христианства — это Пасха.

Нам очень сложно постоянно находиться на этой высоте, поэтому мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» — говорил он во все дни года. И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). Христианство — это и есть Пасхальная радость.

Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола. Это радость о воскресении Христа.

Cм. также: Куличи против Пасхи

Пасхальная седмица — как провести? Светлая седмица

Источник: Православие.ру

О том, как встретить праздник Пасхи… по-христиански, без вреда для духовного и физического здоровья, о чем нужно помнить и в дни Светлой седмицы, и в дни, последующие за ней, о Причастии без поста и о памятовании поста. 

Христос воскресе, дорогие христиане! Наступили радостные дни – Светлая Пасха Господня. И возникает вопрос: как нам проводить это время? В период поста люди более-менее застегиваются на все пуговицы и стараются как-то себя контролировать, а вот потом, когда приходит радость, они не знают, куда себя деть. Как дальше? Что теперь? И мы немножко поговорим о том, что дальше.

Читайте также:  Родительская суббота мясопустная в тюльгане - богослов

Вы знаете, что у нас есть правило подготовки к Причастию: вот это читай, постись, на вечерню приди, исповедуйся. Но у нас нет правила, как вести себя после Причастия. А это очень важно.

Причастился – дальше что? Дальше – храни Христа в себе.

Не болтай лишнего, потому что дверями твоих уст вошел Христос в дом души твоей; глаза береги, чрево стяни, милостыню отдай, помолчи, подумай, Писание открой.

Есть целый ряд правил для того, чтобы человек в себе достойно хранил Христа, – точно так же и с праздниками.

В пост мы, в общем-то, немножко были святыми: телевизор смотрели меньше или вовсе не смотрели, Псалтирь открывали, мяса на столе не было – всё было хорошо.

А дальше что? Сейчас начнется мясоед, сейчас будем выпивать, закусывать, праздновать, ходить по гостям.

Мы можем растрынкать, растерять за считанные какие-нибудь дни то, что мы намаливали в течение 40 дней и даже более – в 49 дней: семь недель плюс Страстная седмица.

Православные христиане вообще имеют исторический такой вывих: они долго накапливают и быстро тратят, они могут намаливать годами, потом – пух! – в один день, и всё.

«Мое добро: хочу – в море кину, хочу – в кабаке спущу…» Нам нужно сберечь пасхальную благодать.

Церковные правила определяют для человека, встретившего Пасху Христову, как необходимое ежедневное пребывание в храме на Литургии. Сейчас будут выходные дни, и их будет как раз много – пожалуйста: вы можете ехать на гробы к своим покойным сродникам, можете разъезжаться по гостям, можете ехать на природу на шашлыки, а можете ехать на экскурсии какие-нибудь…

Но, пожалуйста, не упустите того, что Пасхальная неделя обязательно должна быть посвящена посещению храмов Божиих. Везде будут служиться службы, царские врата открыты – это само собой символизирует, что Небо становится ближе.

Всё, открыты царские врата – пожалуйста, заходи в рай, душа. И Литургия быстрая, буквально стремительная: 40 минут – 1 час, и всё.

Пасхальные запевы, Херувимская, Символ веры, Евхаристический канон, Причастие – долго стоять не придется.

Но нужно быть в храме постоянно, нужно приучить себя в Пасхальную неделю быть в церкви по утрам на Литургии, если хочешь – с вечера на вечерне. Но обязательно! Это очень нужно.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

А потом – пожалуйста: езжайте на природу, жарьте шашлыки, купайтесь в озере, если вы закаленные люди, или в море, если оно уже согрелось для вашего купания, то есть занимайтесь, чем хотите: читайте хорошие книги, посещайте друзей, обязательно помогайте кому-то из всего того, что вы себе накопили поесть-пожевать, обязательно делитесь друг с другом подарками, принимайте гостей у себя и приходите в гости к другим, потому что «благотворения и общения не забывайте, – как апостол Павел пишет, – таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (Евр. 13: 16). Людям нужно собираться.

А мы больны эгоизмом и стремлением к замкнутому одиночеству – это неправильно. Ведь нужно общаться.

Правда, один из духовных людей прошлого столетия говорил: в гостях больше двух часов не задерживайтесь, потому что любая самая хорошая беседа после двух часов превращается в празднословие, осуждение, болтовню и непотребство. Поэтому – часик-два-три и – по домам.

Конечно, нужно пожалеть свою исстрадавшуюся за постные дни кишку: не надо объедаться. После Пасхи обычны панкреатиты, завороты всякие, несварения желудка – в общем, много всего может быть, если мы сейчас начнем мять и толочь и в себя впихивать все эти колбасы, мяса, яйца крашеные и т.д.… Это будет очень тяжело для нашего организма, пожалейте себя.

Не штука войти в пост – штука выйти из поста. Это целое искусство – выйти из поста или из голодовки какой-нибудь.

На кашках, на легких вещах, бульончиках… Жор нападает на людей. Люди могут спокойно не есть, а потом, когда начинают неправильно есть, жор на них нападает: они пихают в себя и не могут остановиться. Этого нужно тоже избежать.

Итак, в храм ходить, не объедаться. Отдыхать. Если выходные дни попали на вашу долю, то вы, пожалуйста, в эти дни займитесь тем, на что у вас не хватает времени в обычные рабочие дни. Например, пообщаться с детьми. Пойти с ними куда-нибудь – в музей, например.

Музеи – это наши друзья. Музей – это храм памяти. А беспамятное человечество – это человечество, живущее одним днем, оно не может приготовиться к будущему, потому что не знает прошлого.

В музей, в театр, на выставку, на роликах покататься, на лодке погрести – да куда угодно: Господи, какой мир красивый! Нужно заполнять время отдыха теми делами, которыми вы не можете заполнить рабочие дни, потому что времени не хватает. Книжку почитать, выспаться в конце концов…

Как можно меньше болтать, как можно меньше осуждать, ни в коем случае не объедаться, ни в коем случае не опиваться, потому что излишек питья и еды – это могильный холм на нашем посте: лучше не поститься, чем горбатым выходить.

Людей, которые выходят из поста с тяжелыми потерями, быстро теряют то, что накопили, мне жалко. Мне и себя часто бывает жалко, и друзей моих, и знакомых, которые «танцевал, танцевал – и не поклонился», то есть постился, постился, потом – раз, в один день всё погубил. Поэтому – берегите свой пост.

Пост Великий должен родить у нас вкус к воздержанию, и мы должны теперь ждать с напряжением тех святых дней, когда мы опять начнем поститься в среду и пятницу.

На Фомину неделю мы уже начинаем поститься в среду и пятницу, поэтому ждите этих святых дней: в среду поститесь, в пятницу поститесь – в каждой неделе у нас есть немножко Великого поста, немножко Великой пятницы, немножко Великой среды.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Ощутивши пасхальную радость, насытившись бесконечной жизни, возвеселившись о том, что гроб Христов пуст, что Христа во гробе нет – нет Его там, а где Он? – на Небесах! – поднимите головы выше, горе имеем сердца: Христос на Небесах, Христос не в гробе, Он воскрес из мертвых, Он по-настоящему живой, Он придет с Небес судить живых и мертвых – зная об этом, ни одного воскресного дня не пропускайте. Христианин не имеет права на пропуск Литургии в воскресный день. И почувствовать святость воскресного дня нужно именно в Пасхальные дни. Вкус поста нужно почувствовать в пост для того, чтобы потом все среды без еды обходиться и все пятницы без еды и питья обходиться. Даже можно себе губы уксусом смачивать, как эфиопы делают, для того, чтобы помнить, что в этот день Господа за меня распяли, – когда Он сказал: «Жажду», один солдат наколол губку на копье и поднес к Его устам губку, смоченную в уксусе. То есть можно уксусом губы мочить, воды не пить и хлеба не есть каждую пятницу ради Господа Иисуса.

А каждое воскресенье быть в церкви, потому что тоже – Пасха. У нас Пасха празднуется не раз в год, а 52 раза в год, каждое воскресенье, и почувствовать это нужно именно в пасхальную ночь, ту ночь, которая светлее дня.

Так что мы должны за пост и за Пасху понять смысл жизни: вкус хлеба, покаяния, неядения, пасхальной радости и сохранить этот вкус на целый год, для того чтобы в среду и пятницу поститься и быть в воскресенье в храме. И в Светлую неделю, пожалуйста, постарайтесь постоянно посещать храм Божий.

Кстати говоря, поститься в эти дни нельзя, мы уже отпостились свое, дозволено уже всё вкушать, а причащаться можно.

В эти дни, как в неделю, например, мытаря и фарисея, поста нет, а Литургия есть – значит, можно причащаться без поста. В эти дни уже всё можно.

Есть, правда, батюшки-чудотворцы, которые спрашивают: «А ты постился?» – «Нет». – «Тогда и не причащайся». Это, конечно, великое заблуждение.

Церковь благословляет служить Литургию для того, чтобы люди причащались: без причастников

Литургия – это неполная служба. А поститься Церковь запрещает в эти дни. Так что ж нам, не постясь, причащаться? – Да. Вот только чтобы муж с женой воздерживались в супружеском отношении, все в храм шли натощак – больше никаких ограничений. Пасхальный канон пропели – и принимайте Святые Тайны. Даже утренние и вечерние молитвы не читаются: поется Пасхальный канон.

Читайте также:  Праздник усекновение главы иоанна крестителя в тюльгане - богослов

«Вчера сраспинахся Тебе, Христе, совозстаю днесь воскресшу Тебе». Нужно набраться этой радости, потому что это смысл жизни. В Пасхальном слове Иоанна Златоуста говорится: «Никто да не рыдает убожества – явилось бо общее Царство.

Никто пусть не плачет о согрешениях – прощение воссияло от Гроба. Никто пусть не боится смерти – освободила нас Спасова смерть».

И совершенно справедливо один современный иерарх, митрополит Иерофей (Влахос), говорит, что мы боимся, печалимся и стыдимся только лишь по мере удаленности от воскресшего Христа.

Как только ты к Христу приступишь, ты не будешь стыдиться бедности, ты не будешь бояться смерти, ты не будешь плакать о грехах. Потому что во Христе есть и прощение, и увеселение, и крепость, и могущество – всё в Нем есть. Ты только в храм ходи. «Пойте Богу нашему, пойте. Пойте Цареви нашему, пойте» (Пс. 46: 7).

Грехов не бойтесь, и смерти не бойтесь, и бедности не стыдитесь, и старости не стыдитесь – ничего не стыдитесь, потому что освободила нас от всего Спасова смерть, открыв нам великий рай, в котором мы будем жить. Мы будем в раю жить. Только нужно приготовиться к этому через живое воспевание Господа и служение Божественной Литургии.

Итак, в Светлую неделю все – на Литургию. После окончания Светлой недели в среду и пятницу постимся весь год, постимся строго, постимся честно, и в воскресенье всегда бываем на службе. Для того мы отпраздновали Пасху, чтобы потом ее никогда не забывать. Христос воскресе!

Светлая седмица – смысл, значение, особенности богослужения

После праздника Светлого Христова Воскресения наступает Светлая седмица. Это – продолжение праздника, которого так долго ждали православные. В 2020-м году она начинается 20-го апреля, а заканчивается 26-го апреля.

Смысл светлой седмицы

Праздников праздник настолько велик, что празднование его не вмещается в один день. Семь дней православные отмечают его, а пасхальное настроение поддерживается еще в течение сорока дней до праздника Отдания Пасхи.

В эту седмицу верующие испытывают особую пасхальную радость, которая не сравнится ни с какой другой земной радостью. Дух, который взял вверх над телом в течение поста, ликует и разделяет радость Воскресшего Христа. Мы явно ощущаем, как не только люди, но и вся природа радуется в эти светлые дни. По поверью, солнце «играет» на Пасху.

Поста нет в течение всей Светлой седмицы. В эти дни постоянно звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе», на которое отвечают: «Воистину воскресе». Православные по обычаю христосуются при встрече друг с другом.

В дни Светлой седмицы на столе в каждом доме находятся продукты пасхальной трапезы: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи. Вечернее и утреннее правило состоит всего лишь из пасхальных часов.

Что можно и чего нельзя делать

В дни Светлой седмицы не положено ходить на кладбища, плакать по усопшим, ведь и они получают облегчение на время этого праздника. Люди ликуют вместе с ангелами, прославляя Христово воскресение.

В течение этой седмицы надо отрешиться суеты, оставить мирские заботы и тревоги, которые, кстати, исчезают сами собой. Мир наполнен высшей духовной радостью о воскресшем Господе. Смерть побеждена, и нет места слезам и унынию.

Никто да не плачет о своих грехах в этот праздник, как сказал святой Иоанн Златоуст. Все грехи прощены нам Христовым воскресением.

Не стоит в этот период предаваться и другим грехам: объедению (как это нередко случается после длинного поста), пьянству, ругани, разврату, ссорам и т.д. Провести эти святые дни надо достойно.

Особенности богослужения

Храмы на время Пасхальной седмицы переоблачаются в радостный красный цвет. Везде пестрят надписи «ХВ», что значит, Христос Воскресе.

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

Все службы Светлой седмицы скоры и наполнены радостью. Нет печальных песнопений, церковь ликует. Царские врата никогда не закрываются, говоря нам об открытом входе в Царствие Небесное.

Любая служба Светлой седмицы начинается с пения пасхального тропаря и стихами из псалмов, перемежается частыми возгласами иерея: «Христос воскресе!». На утрени поется пасхальный канон. На литургии вместо «Да исполнятся», «Видехом», «Тело Христово» поется пасхальный тропарь. Задостойник Пасхи «Ангел вопияше» поется на литургии до Отдания Пасхи. Псалтирь не читается всю седмицу.

На вторник Светлой седмицы бывает переходящий праздник Иверской иконы Божией Матери. На утрени к пасхальному канону присоединяются тропари Богородицы.

В пятницу Светлой седмицы отмечается переходящий праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник». В этот день после литургии служится молебен с водосвятием. В субботу бывает раздача артоса (хлеб, который освящается на Пасху и лежит перед открытыми царскими вратами всю седмицу). Заканчивается седмица Фоминым воскресением. В субботу на всенощной царские врата закрываются.

Светлая Седмица — особенная неделя для христиан

Пасхальная неделя 2021: обычаи и традиции Светлой седмицы после Пасхи

Светлая пасхальная седмица правила - Богослов

  • Первая неделя после Пасхи с 3 мая по 9 мая 2021 в Православной Церкви называется Светлой седмицей.
  • Светлая седмица (светлая неделя, пасхальная неделя): Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин.
  • О посте и молитве

После длительного пути Великого поста Святая Церковь предлагает своим чадам менее строгий устав. В Светлую седмицу положено радоваться тому событию, которое легло в основу нашей веры — Воскресению Господа Иисуса Христа.

  1. Поэтому в течение последующих семи дней все посты отменяются, а значит, в среду и пятницу нет никаких ограничений в пище. Послабление распространяется также и на молитвенное правило
  2. В Светлую седмицу положено читать пасхальные часы вместо привычных нам утренних и вечерних молитв.
  3. Об особенностях богослужений
  4. Особыми являются и богослужения Светлой седмицы.

Все семь дней Светлой седмицы — это как бы один непрекращающийся день: повторяется одна и та же служба, причем она целиком поется, и ничего не читается. Во время каждой Божественной литургии совершается Крестный ход, символизируя собой шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.

Царские врата в храмах открыты в знак того, что Гроб Господень пуст, камень от дверей его отворил Ангел.

В это время все прихожане могут наблюдать за происходящим в алтаре. Богослужения этих дней выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин.

Перед Причастием в эти дни читается последование ко Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.

В Светлую субботу, прихожанам будет раздаваться великая святыня — артос, освященный в Пасхальную ночь. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Не совершаются на Светлой седмице Таинство венчания и чтение заупокойных молитв. Даже отпевание усопших более чем наполовину состоит из песнопений Пасхи.

  • О времяпровождении Светлых дней
  • Светлая седмица — это не время загула, в эти святые дни не подобает пускаться «во все тяжкие».
  • Не стоит проводить это время в мирских развлечениях, чрезмерно есть и тем более упиваться вином.
  • Ведь Пасха — это радость Царствия Небесного и ради вечной радости, которая уготована верующим, стоит проявить воздержание здесь, на земле.
  • Лучшее и самое полезное, что мы можем сделать во дни Светлой седмицы – это сделать доброе дело, вспомнить об обездоленных и по возможности постараться поделиться с ними своей радостью.
  • В эти дни, конечно, можно гулять на природе, ходить в гости, но нужно помнить о Христе и, что настоящая радость будет только с Ним.

Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16).

Христианство — это и есть Пасхальная радость.

Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола. Это радость о Воскресении Христа.

***

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пасхальные часы, Часы Святой Пасхи — многократно пропеваемая часть пасхального православного богослужения, замещающая собой в дни пасхальной седмицы Первый час, Третий час, Шестый час, Девятый час, Повечерие, Полунощницу, Утренние молитвы и Вечерние молитвы. В отличие от обычных часов (церковных служб), Пасхальные часы никогда не изменяются, не содержит псалмов и покаянных молитв (кроме Господи помилуй). Как и все пасхальные чинопоследования, Пасхальные часы исполнены радости и благодарения Христу Богу.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *