Святитель григорий двоеслов, папа римский житие — богослов

Григорий Великий — папа римский и один из латинских великих учителей Церкви. Почитается Русской православной церковью 25 марта.

«…Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других…»

Григорий Великий

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - БогословГригорий Великий — это папа римский, а также один из латинских великих учителей Церкви. pahomovmaster.ru

Папа Григорий 1 родился примерно около 540 года

Папа Григорий 1 родился примерно около 540 года. Семья его была очень богатой и знатной. До восшествия на престол, о Григории почти ничего не известно. Отличался он большой ученостью. Некоторое время он даже был префектом Рима.

Уже в средние века, он был примером для всех христиан, по своему образу жизни. В 574 году он основал монастырь в честь святого Андрея в своих владениях в Риме. После чего стал в нем монахом.

В 579 году его поставили в диаконы, и отправили в Константинополь. В Константинополе он долго просил защитить Рим от лангобардов. Но Византия не оказала ему военной помощи.

После чего, Григорий возвращается снова в Рим. После смерти Пелагея второго, Григорий становится предстоятелем Римской церкви. Считалось, что именно по его молитвам и прекратилось то, из-за чего умер Пелагей второй.

(Он умер из-за сильной эпидемии чумы).

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - БогословЧерез некоторое время Григорий Великий становится предстоятелем Римской церкви. eternal-city.ru

Имя Григория Великого  как папы римского связано с возвышения Римской церкви

Имя его как папы римского связано с возвышения Римской церкви. Тогда именно она решила взять правление  светской администрации, которая постепенно угасала по причине ударов варваров.

Также Григорий пытался поднять авторитет западной церкви. Многим известно, что с VI века Запад был великим творцом общежительных уставов.  Все церкви на Западе работали независимо от самого Рима. Особенно отчетливо это было видно на Карфагене, Аквилее.

Григорий Великий лично возглавлял оборону своего города от лангобардов.

Но довольно тяжелые отношения у Рима были и с Константинопольским патриархатом. Григорий же и не сомневался в духовном первенстве Рима и его церкви, но все же не такой жестокой со стороны иерархии во главе с римским епископом.

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - БогословГригорий пытался поднять авторитет западной церкви, так как все церкви на Западе работали независимо от Рима. Особенно отчетливо это видно на таких местах, как Карфаген, Аквилея. holst.com.ua

При всем этом Григорий всегда считал, что обязанность церкви быть мерилом благочестия, а также должна присутствовать критика со стороны светской власти. Но это должно присутствовать тогда, когда светская власть поступает не так по отношению к церкви.

Священное писание, проповеди и послания Григория составляли костяк нового богословия

Также Григорий активно укреплял падающую римскую культуру. Это было для него важной государственной заботой во время правления им римского престола.  Его Священное писание, а также проповеди и послания составляли костяк нового богословия. Но оно начинает развиваться довольно позднее.

Также известно его прозвище как Григорий Двоеслов. Его он получил за один из своих трудов «Диалоги». Оно было посвящено жизни святых Италии.

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - БогословИзвестно и его еще одно прозвище, как «Григорий Двоеслов». Его он получил за один из своих написанных трудов «Диалоги», и было посвящено оно жизни святых Италии. www.cirota.ru

Также Григорий составил чин на латинском языке Преждеосвященных даров, которая, по сей день, известна в предании. Чин этот был утвержден на 6 Вселенском соборе, в 680 году. Тогда же он и был принят Христианской церковью.

Григорий умирает в 604 году. Позднее был прославлен в лике святителей. Мощи святителя Григория находятся в соборе святого апостола Петра в Ватикане. Но почитание его началось еще довольно рано. На западе его стали называть «Великим».

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - БогословТак выглядят мощи святителя Григория, которые  находятся в соборе святого апостола Петра в Ватикане. 1.bp.blogspot.com

Святитель Григорий оставил очень много своих книг и сочинений

Известно, что святитель Григорий оставил очень много книг и сочинений. Среди его творений есть очень известное собеседование о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Это сочинение богато обширными и глубокими знаниями.

Оно заключает в себе в высшей степени назидательное повествование о жизни италийских святых. Изложено оно довольно просто, но для каждого христианина это самое драгоценное приобретение.

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - БогословСреди творений Григория Двоеслова есть очень известное — «собеседование о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Это сочинение богато обширными и глубокими знаниями, так как заключает в себе в высшей степени назидательное повествование о жизни италийских святых. guardian-angel.com.ua

Также Григорий Двоеслов написал толкования на  книгу Иова. Многие писали толкования на эту книгу, так как считали ее самой грандиознейшей и прекраснейшей книгой Священного Писания. Уже в предисловии в книге описываются трудности, с которыми столкнулись ее переводчики.

Одна из известнейших книг Григория Богослова «Пастырское правило или о пастырском служении»

Также одна из известнейших книг Григория Богослова — «Пастырское правило или  о пастырском служении». В этой книге Григорий Великий определяет, какие свойства должен иметь человек, который хочет посвятить себя пастырскому служению.

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - БогословОдна из книг Григория Богослова — «Пастырское правило или  о пастырском служении». В этой книге Григорий определяет, какие свойства должен иметь человек, который хочет посвятить себя пастырскому служению. xn--b1algoccq.xn--p1ai

  • А также на своем примере показывает, какое же должно быть поведение человека принявшего на себя пастырское звание. Книга состоит из четырех частей:
  • 1 часть — о том, какие качества должны быть у человека, который решил посвятить свою жизнь пастырскому служению;
  • 2 часть — о том, какую жизнь должен вести пастырь;
  • 3 часть — о правилах гомолетики и назидания паствы;
  • 4 часть — о каждодневном смирении и создании пастырем своего недостоинства.

Григорию написан тропарь и кондак

  1. Григорию Великому написан тропарь и кондак, который исполняется во время богослужения в храме.
  2. Также ему посвящены и молитвы, которые можно читать дома перед его иконой.

  3. Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4:

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем,  славне Григорие,  и Того силою укрепляема  евангельски шествовати изволил еси.

 Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,  Егоже моли,  да спасет души наша.

  • Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3:
  • Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,  иноков чреды, отче Григорие,  ко ограде Небесней наставляя,  и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,  ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.
  • Молитва первая святителю Григорию Богослову:

О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами.

Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово.

Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение.

Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.

Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Григорию Богослову:

О, великий святителю отче Григорие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея Пренепорочнаго Девства предъизбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогдаже на путь,

Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша.

Читайте также:  Введение во храм пресвятой богородицы - богослов

Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся.

Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду.

Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.

Святитель Григорий Двоеслов – житие

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - Богослов

Святитель Григорий Двоеслов

25 марта Церковь молитвенно вспоминает память святителя Григория Двоеслова, папы Римского.

Святитель Григорий Великий прозывается Двоесловом потому, что написал книгу «Диалоги» (по-русски: двоесловия, беседы) о жизни и чудесах италийских отцов.

Он родился в городе Риме (6 век), в богатой и знатной семье, известной своим благочестием, ибо дедушка святителя Феликс, мать Сильвия и две тетки, Емилиана и Тарсилла, причислены Римской Церковью к лику святых. От юности Григорий сохранил чистоту и хотел стать монахом, но, пока были живы родители, откладывал свое намерение.

По кончине отца, он с согласия и благословения матери истратил свое имущество на монастыри и больницы, а сам принял иноческий постриг в обители, которую устроил в собственном доме. Он несколько лет подвизался под руководством духоносных старцев Илариона и Максимиана и, придя в совершенную меру, сделался настоятелем обители.

Нестяжание святого Григория было столь велико, что он все раздавал просителям. Однажды явился ему ангел Господень в образе нищего и выпросил у него все деньги и даже подаренное матерью блюдо.

Григорий все с любовью отдал, ибо истинно был милостив к нищим и не осуждал никого.

За это Господь повелел тому ангелу невидимо всегда быть со святым Григорием, помогать ему и творить по его молитвам чудеса.

После смерти Римского папы Пелагия римляне единогласно решили посадить на его престол святого Григория. Он же, избегая столь великого сана и чести, скрылся из города в пустыню. Тогда все стали молиться Богу, чтобы Он явил им раба Своего. И показался в небе огненный столп и сошел на то место, где прятался смиренный Григорий. Тотчас же все направились туда и, найдя его, увели в Рим.

Став папой, святитель Григорий еще более прославился любовью к нищим и заботой о бедных монастырях, сиротах, вдовах и странниках.

Он настолько угодил Богу, что не раз ему являлись ангелы, а однажды Сам Христос в виде странника пришел к нему на обед. Григорий по смирению своему хотел подать Страннику воду для мытья рук, но Тот неожиданно исчез.

А ночью во сне ему явился Господь и сказал: «Во все дни ты угощал членов моих (то есть нищих), а вчера принял Меня Самого».

Как-то раз, совершая литургию, Григорий причащал христиан, и одна женщина, приступая к Святым Тайнам, когда услышала слова святителя: «Преподается Животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа», засмеялась. Тогда папа Григорий спросил ее: «Что ты смеешься?». Женщина ответила, что не верит, что этот, по видимому, хлеб может быть Телом Христовым.

Но неожиданно Сам Господь совершил великое чудо: по молитве святого Григория видимость Святых Тайн изменилась, и та женщина и все бывшие в то время в церкви увидели в руках у святителя окровавленную человеческую плоть.

Потом святой папа помолился, и видимость Святых Тайн опять стала хлебом и вином, а та женщина, что раньше смеялась, теперь приступила к причащению с великим страхом и твердой верой.

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - Богослов

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - Богослов

На главную страницу сайта “Семья и Вера” >>

Святитель Григорий Двоеслов или Григорий I Великий, папа римский

Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский житие - БогословБудущий святитель родился около 540 года в Риме, в богатой и знатной сенаторской семье. Он получил блестящее светское образование и мог рассчитывать на высокий государственный пост. Но такая перспектива его не устраивала, с детства его душа стремилась к Богу, к духовному деланию, молитве. После смерти отца он всё своё немалое наследство употребил на подаяние милостыни и на созидание больниц, странноприимных домов и святых обителей, шесть из которых было построено на Сицилии, и один, в честь апостола Андрея Первозванного, в Риме. Позже в этом монастыре он был пострижен в иночество.

В 577 году папа Пасхалис II рукоположил Григория в сан дьякона и отправил его в качестве посла в Константинополь получить разрешение императора на назначение на должность нового папы Пелагия II, а также с просьбой оказать помощь Риму против лангобардов. Первая просьба была удовлетворена, а вот оказать военную поддержку Византии не позволило вторжение персов.

Во время своего пребывания в Константинополе Григорий изучил обряды восточной Церкви и творения святых отцов.

На основании полученных знаний он составил чинопоследование Литургии Преждеосвящённых Даров на латинском языке и написал главнейшие труды своей жизни: «Толкование на книгу Иова или тридцать пять книг о нравственности», оказавшего значительное влияние на формирование западной христианской традиции,  и  «Диалоги» или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души»,  в котором не просто собраны жития итальянских подвижников, но и высказана концепция о судьбе души после смерти, которая досконально будет разработана в эпоху позднего Средневековья. Именно за второй труд Григорий в восточной традиции получил наименование Двоеслов, что является буквальным переводом греческого, которое в оригинале означает «беседа» или «собеседник».

В 585 году Григорий возвратился в Рим и стал игуменом, основанной им обители святого Андрея. Во время эпидемии чумы умер папа Пелагий II и новым понтификом единогласно выбрали Григорий. По преданию, Григорий, считая себя недостойным этого высокого звания, прятался в пустынных местах, но по молитвам горожан огненный столп, сойдя с неба, указал, где искать подвижника.

Возвращаясь в город, Григорий возглавил покаянную процессию, целью которой было умолить Господа остановить эпидемию чумы.

 И вот, когда кающиеся проходили мимо гробницы императора Адриана (ныне замок Святого Ангела) близ Ватикана, над её куполом показался «архангел Михаил, который вложил свой пылающий меч в ножны, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на небесах, и чума прекратилась».

Как-то раз, совершая литургию, Григорий причащал христиан, и одна женщина, приступая к Святым Тайнам, когда услышала слова святителя: «Преподается Животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа», засмеялась. Тогда папа Григорий спросил ее: «Что ты смеешься?».

Женщина ответила, что не верит, что этот, по видимому, хлеб может быть Телом Христовым. Но неожиданно Сам Господь совершил великое чудо: по молитве святого Григория видимость Святых Тайн изменилась, и та женщина и все бывшие в то время в церкви увидели в руках у святителя окровавленную человеческую плоть.

Потом святой папа помолился, и видимость Святых Тайн опять стала хлебом и вином, а та женщина, что раньше смеялась, теперь приступила к причащению с великим страхом и твердой верой. Став папой, Григорий продолжил жить в монашеском сообществе, следуя строгим правилам монастырской жизни.

Не оставил он и дел милосердия – строил странноприимные дома, приюты, устраивал обеды для нищих, убогих, сирот и вдовиц.

Кроме того, во время понтификата папы Григория продолжались войны с лангобардами.

Светская власть оказывается не способной организовать даже оборону города, и тогда римская Церковь берёт на себя многие государственные функции: папа сам занимается обеспечением защиты города, снабжает сограждан продовольствием, оплачивает войска, содержит стратегические объекты, откупается от варваров, выкупает пленных, обеспечивает необходимым беженцев.  При этом византийское правительство не только не оказывает помощи Риму, но часто ведёт войну с лангобардами, не обращая внимания на перемирия заключённые папой, и обвиняет его во вмешательстве в государственные дела. Отношения усугубляются позицией папы Григория, считавшего, что Церковь обязана быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Не только на политической почве были разногласия у Рима и Константинополя.

Начиная с начала VI века, Константинопольский патриарх получил титул «Вселенский», а Рим выступил против такого наименования, так как нарушается «равенство пяти древнейших основанных апостолами архиепископств» (Рима, Антиохии, Александрии, Иерусалима и Константинополя).

Но жалобы глав Римской Церкви сначала Пелагия II, потом Григория I не были услышаны, и им пришлось смириться с таким положением дел, но чтобы подчеркнуть контрастность положения папа Григорий называл себя «раб рабов Божьих».

Измученный тяжкой болезнью синкопа, которая порой надолго приковывала святителя к постели и иссушала его тело, в 604 году святой Григорий скончался. Его мощи почивают в соборе святого апостола Петра в Ватикане.

Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси. Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, Егоже моли, да спасет души наша.

Читайте также:  О беспечности прихожан в великий пост - богослов

Жития западноевропейских святых и мучеников->житие святого григория великого

Римский папа Григорий I Великий (в православной традиции – Двоеслов), один из немногих епископов Рима, почитаемых церквами и Востока и Запада, родился около 540 г. в Риме, скончался 12 марта 604 г. Происходил из знатного рода Анициев, давшего христианству двух пап, основателя западно-европейского монашества св.

Бенедикта Нурсийского (приходился родственником по боковой линии) и многих других подвижников благочестия.

Получил хорошее для того времени традиционное классическое образование; находясь на муниципальной службе в должности префекта Рима, хорошо изучил римское право, нормами которого руководствовался и далее в своей деятельности на посту римского понтифика. В 579-585 гг.

выполнял функции папского представителя при императорском дворе в Константинополе. По смерти папы Пелагия II осенью 590 г. был избран жителями Вечного города на пост епископа, который и занимал до самой смерти.

Всячески поддерживал распространение и укрепление монашества, организовывавшегося по бенедиктинскому уставу; основал на свои средства 7 монастырей. Как богослов прославился уже при жизни составлением толкований на книгу Иова, названную им “Моралии”, “Гомилий на Иезекииля”, “Гомилий на Евангелия”, а также книгой “Пастырское правило”, ставшей основой для жизни и пастырской деятельности любого священника церквей Западной Европы.

Особую любовь и известность вплоть до XIII в. доставляли свт.

Григорию его “Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души”, бывшие долгое время не только наиболее известным и авторитетным в Западной Европе сборником житиий, но и главным источником по формированию в латинском богословии системы взглядов на загробный мир, рай и ад. В средине VIII в.

они были переведены папой Захарией на греческий язык, и именно эта книга принесла Григорию почетное прозвание Двоеслова (Dialogus). Кроме указанных сочинений, папа написал толкования на 1 книгу Царств и Песнь песней, а также оставил обширное эпистолярное наследие в виде Регистра писем (их около 850).

Его богословие носит по преимуществу моральный и отчасти символический характер. Согласно традиции, папа считается реформатором годичного круга богослужения Западной церкви, а также создателем специальных школ для подготовки церковных певчих.

* * *

Автор данного жития Григория I Великого (Двоеслова), преп. Симеон Метафраст, является одной из самых известных – и одновременно загадочных – фигур византийской истории и литературы. До сих пор не установлено с полной достоверностью, являются ли Симеон Метафраст и Симеон Логофет (или Магистр), которых часто отождествляют, одним и тем же лицом.

Так, автор статьи в Энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона считал, что это два совершенно разных человека, а слова “Метафраст” и “Логофет” всего лишь прозвища 1, следуя, очевидно, аналогическому мнению русского академика А.А. Куника, высказанному им еще в 1848 году 2.

В силу отсутствия точных хронологических данных нет единого мнения и насчет дат его жизни. Так, один из виднейших католических историков XVI в. Ч. Бароний считал, что Симеон Метафраст жил в первой половине IX в., однако в результате тщательных исследований выдающийся русский византист В.Г. Васильевский установил, что автор жития свт.

Григория Великого жил во второй половине X в. и умер между 990 и 1000 годами 3.

Отождествляя Симеона Метафраста и Симеона Логофета, В.Г.

Васильевский, описывая личность этого исторического деятеля, сообщил, опираясь на сведения, почерпнутые из сочинений византийского хрониста, ученого и государственного деятеля Михаила Пселла, что Симеон Метафраст родился в столице империи, Константинополе, прославился умением сочетать философию и риторику, был богат, занимал высокие должности при дворе: он был и госсекретарем, и политическим советником императора, и логофетом дрома 4. Прозвание Метафраст (греч. “пересказчик” ) он получил за поистине исторический труд (“великий подвиг”, по выражению В.Г. Васильевского) – переложение, переработку, сведение воедино и издание древних текстов о мучениках и житий святых. В имевшихся в то время житиях, с его точки зрения, существовало много недостатков – они были написаны грубым, нелитературным языком, их тексты были перегружены иногда вовсе нелепыми “чудесами”, искажавшими облик того святого, которому они были посвящены. Под руководством преп. Симеона Метафраста была проделана огромная работа по составлению житийного свода. К сожалению, до конца она доведена не была. Задача же стояла следующая: сохранив дух данных житий, привести их текст в соответствие с литературными требованиями и духовными запросами современного общества, то есть изменить лишь стиль и характер изложения. Убраны были длинные и похожие друг на друга вступления и заключения. Оставались главным образом лишь повествовательные части и описания чудес, совершенных при жизни праведника. Все эти жития после переработки объединялись простотой изложения, краткостью, достоверностью, доступностью для чтения и понимания.

Точно неизвестно, сколько житий было составлено таким образом, а сколько переписано заново самим преп. Симеоном Метафрастом. Полного собрания их не существует и сегодня. По мнению Л. Алляция (XVII в.), Симеон собственноручно исправил и написал 122 жития.

Новые принципы построения агиографических сочинений сказались и на данном житии свт. Григория Двоеслова.

Сразу надо отметить, что оно выделяется из остальной массы текстов, в частности, тем, что в нем не прослеживается весь жизненный путь свт. Григория.

Путем компоновки двух фрагментов единого сюжета автору удалось создать действительно возвышенный облик святого, оборвав повествование на описании момента наивысшего духовного подъема его героя.

Вместе с тем необходимо сказать и об источниках, на основании которых было создано это житие, не являющееся полностью оригинальным произведением. Судя по всему, преп. Симеон Метафраст использовал два фрагмента из биографии Григория, написанной в 870-х гг.

Иоанном Диаконом 5, бывшим монахом монастыря в Монте-Кассино. В отличие от жития папы, созданного Павлом Диаконом, данное произведение было написано с четко выраженных проримских позиций. Симеон Метафраст объединил и переработал материал двух глав: 10 гл. I кн.

, сюжет об ангеле в образе нищего, и 23 гл. II кн., сюжет об ангеле – тринадцатом участнике трапезы. В таком переработанном виде житие свт. Григория Великого появилось на Руси, где позднее было включено (в раздробленном и вновь переработанном виде) в Житие свт.

Григория в мартовской книге житийного свода свт. Дмитрия Ростовского.

Несмотря на все вышесказанное, в науке до сих пор нет полного единства в отношении принадлежности данного жития свт. Григория перу византийского агиографа. Непосредственно автором преп. Симеон назван в Парологии Ж.-П.

Миня, составители же болландистского справочника-указателя по средневековой латинской агиографии воздерживаются от определения личности автора: они просто указывают на то, что это – латинская версия греческого жития Григория, древний вариант которого был найден в cod. Bruxellensi 64 6.

Данный перевод сделан по изданию: Vita s. Gregorii Magni per Simeonem Metaphrastem // Patrologiae cursus completus. Series latina. T. 75, Paris, 1862, cols. 496-498.

ТЕКСТ

Блаженный Григорий, бывший понтификом Святой и Божией Римской Церкви, до того как стать патриархом, был монахом в монастыре св. апостола Андрея у подножия Скауры, недалеко от храма святых мучеников Иоанна и Павла 7. К тому же и сам он стоял во главе монастыря.

Матерью его была блаженная Сильвия, которая жила тогда около ворот святого апостола Павла, в месте, доставшемся ей по наследству от отца. Называлось оно Целла Нова 8.

Случилось так, что, когда он сидел в своей маленькой келье и писал, явился ему нищий и промолвил с мольбою в голосе: “Смилуйся надо мною, о раб Бога Величайшего, некогда был я кормчим корабля, но потерпел крушение, лишившись и своего и чужого добра”.

Григорий же, настоящий раб Христов, бывший необычайно щедрым к беднякам, призвал управляющего и сказал: “Дай ему, брате, шесть золотых монет”. Брат же, которому поручил это дело раб Божий Григорий, исполнил порученное и дал немного денег.

В тот же день тот же бедняк снова приходит к блаженному Григорию и говорит ему: “Смилуйся надо мною, о раб Бога Величайшего, столь много потерявшим и мало от тебя получившим”. Блаженный же Григорий снова призвал своего слугу и сказал ему, чтобы он точно так же отсчитал этому бедняку шесть монет. И этот брат повиновался ему.

Получив двенадцать монет, бедняк ушел, но вскоре, в этот же день, опять вернулся к блаженному Григорию. “Смилуйся надо мною, — сказал он, — раб Бога Величайшего, и дай снова что-нибудь по щедрости твоей, ибо я очень сильно поиздержался”. В третий раз призвал Григорий управляющего и сказал: “Дай, брате, этому бедняку еще шесть монет”.

А тот ему отвечает: “Поверь мне, отче, в ларце не осталось ни одной монеты”. И говорит ему блаженный Григорий: “А разве нет у тебя хоть чего-нибудь в кладовой, сосуда какого, или одежды, которыми ты бы мог одарить того бедняка?”. “Нет, — отвечает тот, — никаких сосудов, разве что один серебряный, который прислала одна госпожа полный, согласно обычаю, бобов”. “Иди, — говорит раб Божий Григорий, — и подай его тому бедняку”. Брат исполнил то, что было ему поручено блаженным Григорием. Тогда бедняк, получив двенадцать монет и серебряный сосуд, удалился 9.

Когда же Григорий был патриархом святейшей и величайшей Церкви Божией древнего Рима, то, как то было в их обычае, как-то раз приказал он казначею созвать к своему столу двенадцать бедняков, чтобы они смогли позавтракать с ним. Тот послушался и созвал этих бедняков.

Однако когда они заняли места за столом вместе с патриархом, то оказалось, что их – тринадцать. Вследствие чего Григорий выкликнул хранителя казны и спросил: “Разве не двенадцать человек приказал я тебе позвать? Почему же здесь, вопреки моему указанию, созвано тринадцать?”.

Читайте также:  Святые о тщеславии - богослов

Тот же, убоявшись его, отвечает: “Поверь мне, о почтеннейший господин, их – двенадцать”.

И действительно, никто, кроме патриарха, не узрел тринадцатого. Сего тринадцатого, сидевшего во главе стола, из всех вкушавших трапезу видел только он. И вот, образ его принимал разные формы. То выступал он под видом старика, то под личиною юноши 10.

И вот, когда все они встали из-за стола, блаженный Григорий, отпустив остальных, сего тринадцатого, представшего в столь удивительном виде, схватив за руку, ввел в спальню и обратился к нему со следующей речью: “Умоляю тебя величайшим именем Бога Всемогущего, открой мне, кто ты и как тебя зовут?” 11.

А тот и отвечает: “Почему ты расспрашиваешь об имени моем? Что здесь удивительного? Я – тот бедняк, который пришел к тебе в пристанище святого апостола Андрея у подножья Скауры, когда ты сидел в своей комнате и писал, которому ты дал двенадцать монет и сосуд, присланный тебе с бобами блаженной матерью Сильвией.

Поскольку же очевидно, что ты постоянно пребывал в просторе и смирении сердца, по причине чего ты и отдал мне это, то порешил Господь – быть тебе понтификом Святой Церкви твоей, ради которой Он также пролил Свою кровь, и преемником Петра, князя апостолов 12, дабы смог ты доставить каждому все, что ни понадобится”.

“А откуда, — говорит блаженный Григорий, — ты узнал тогда о словах Господа и решил, что я стану понтификом?”. “Потому что, — отвечает тот, — я ангел Бога Всемогущего, потом-то и узнал я это. И тогда Господь послал меня исследовать намерение души твоей, творишь ли ты милостыню по доброте своей, либо же совершаешь то из притворства”.

Услышав эти слова, блаженный Григорий устрашился, ибо не знал он раньше, что это ангел, а потому поступал и говорил с ним, как с человеком. И сказал ангел блаженному Григорию: “Не бойся, ибо послал меня Бог, дабы с тобою пребывал я в сей жизни”.

Он же, услышав это, приник лицом к земле и восславил Господа и сказал: “Если уж сею малостию заслужил я расположение, и Господь тишайший явил столь великую щедрость мне, послав ко мне ангела Своего, ставшего моим стражем вечным 13, то каким же будет величие славы тех, кто подчиняется Его указаниям и почитает справедливость? Истинно вещает говорящий, что милосердие проявляется в суде и что полезное Богу делает жалеющий бедняков. Да и сам Господь ангелов, Творец блага человеческого, тех, что одесную поставлены будут, так ободряет: “Приидите, благословенные Отца Моего, примите уготованное вам от создания мира наследие царства”. И: “Алкал Я, и вы дали Мне есть. Жаждал, и вы дали Мне пить. Был Я чужаком, и подобрали вы Меня. Болел, и посетили Меня. Был наг, и вы покрыли Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне. Как вы сделали одному из братьев Моих младших, так и Мне сделали” 14. О, если бы при этом всем нам услышать сей блаженный глас, который мы и слышим ушами, и воспринимаем из священных книг. Так последуем же сему вечному благу, которое уготовал Бог почитающим Его милостью, а также добротою Господа нашего Иисуса Христа, Чья слава во веки веков. Аминь”.

Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского

Страница 1 из 4

Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы РимскогоПамять 12 марта с.с.

Святой Григорий, папа римский1, прозванный за свои красноречивые беседы двоесловом или беседником2, родился в городе Риме. Отец его, по имени Гордиан, и мать, блаженная Сильвия, — оба были сенаторского, благородного и богатого рода.

Но родство сего святого Григория было благородно не столько по своему сенаторскому происхождению, сколько по тем благочестивым и святым людям, которые находились в родстве с Григорием.

Так, блаженный Феликс3, папа римский, был дедом Григория Двоеслова; святая Тарсилла, узревшая при кончине своей грядущего к ней Господа Иисуса, и блаженная Емилиана, сподобившаяся вместе с Тарсиллою вечной, небесной жизни, были тетками Григория; также и Сильвия, мать святителя, Римскою церковью причтена к лику святых.

Но сей святой род всего более украсил своею святостью блаженный Григорий, от юности подвизавшийся в добродетели в богоугодной жизни.

С детского возраста полюбив чтение книг, он впоследствии стал славным ученым и ритором; он был человек, исполненный ума и добрых намерений, почему в избран был в сан претора4. Однако мысли и желания Григория были направлены не столько к мирскому, сколько к духовному: он желал быть иноком.

Но при жизни родителей будущий святитель отлагал свое пострижение, до времени более благоприятного, хотя и в мире он жил как бы иноком, проводя жизнь в чистом девстве.

Когда же скончался отец Григория, он начал оставшееся ему большое имение тратить на подаяние милостыни и на созидание святых обителей, больниц и странноприимных домов.

Так в Сицилии5 он создал шесть монастырей, снабдив их всем необходимым, а в Риме основал монастырь в честь святого апостола Андрея6; этому монастырю он положил начало в своем собственном доме, находившемся близ церкви святых мучеников Иоанна и Павла, при горе именуемой «Сквара»7.

Постригшись здесь, Григорий снял свои златотканные мирские одежды и облекся во власяные ризы иноческого чина, наставляемый опытными старцами Иларионом и Максимианом; а чрез несколько времени он стал игуменом той обители8.

Блаженная же Сильвия, мать святого Григория, жила в то время близ врат апостола Павла; служа Господу, она проводила время в посте и молитвах и день и ночь «приметалась в дому Господнем»9. Пищею ее была сырая зелень, которую она каждый день посылала и сыну своему блаженному Григорию. К нищим же и убогим она была так милостива, что раздала им положительно все свое имущество.

Также и сын ее, блаженный Григорий, был так нищелюбив, что и последнего ничего не жалел, но тотчас же раздавал все просящим у него.

Однажды, когда он сидел в келии своей и по обычаю переписывал книги, к нему пришел один нищий (то был в образе нищего Ангел Господень) и сказал ему:

— Пожалей меня, раб Бога вышнего! Будучи корабельщиком, я погубил в море не только, что сам имел, но и чужое.

  • Нищелюбец и истинный раб Христов, святой Григорий, поболев о нем сердцем, призвал служащего ему брата и повелел дать человеку тому шесть златиц10; и нищий, взяв данное, ушел.
  • В тот же день, чрез несколько часов, к блаженному пришел снова тот же нищий и сказал ему:
  • — Помилуй меня, раб Божий, я так много потерял, а ты мне так мало дал.
  • Святой Григорий опять призвал прислуживавшего ему брата и сказал ему
  • — Брат, поди и отдай нищему другие шесть златиц.
  • Тот исполнил это, и взял нищий в этот день от святого Григория двенадцать златиц, и ушел от него.
  • Чрез несколько времени нищий пришел к блаженному Григорию в третий раз и взывал к нему:
  • — Помилосердствуй обо мне, отче, и подай мне и еще от щедрот твоих, ибо я в море очень много погубил чужого богатства.
  • Тогда блаженный Григорий снова сказал к служащему ему:
  • — Иди, брат, и дай просящему еще шесть златиц. На это брат сей ответил:
  • — Поверь мне, честный отче, что у нас не осталось ни одной златицы.
  • Но блаженный Григорий сказал ему:
  • — Не имеешь ли дать чего-нибудь другого: одежды какой-либо или какого-нибудь сосуда?
  • — Я имею только один сосуд, — ответил брат, — именно то серебряное блюдо, на котором твоя мать прислала тебе квашеное сочиво.
  • — Иди, брат, — сказал тогда угодник Божий Григорий, — и отдай нищему и то блюдо, дабы он не ушел от нас, опечаленным, так как он ищет утешения в беде своей.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *