Святой николай чудотворец, архиепископ мир ликийских — богослов

Великий молитвенник и чудотворец. Славный подвижник и аскет. Защитник и ревнитель веры христовой.

Сокровищница добродетелей — Святитель Николай Мир Ликийских – один из самых почитаемых в нашей стране святых.

Его светлый образ, хорошо известный всякому христианину, можно найти в иконостасе каждой православной семьи. Сегодня нас совсем не удивляет тот факт, что самый почитаемый русский святой жил в Римской империи.

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Житие Святителя

Согласно житию, святитель жил в 4 веке и был епископом при императорах Диоклитиане и Константине Великом в малазийском городе Мир Ликийском. Самые ранние редакции его жития датируется 8 веком.

Будущий епископ был единственным сыном родителей-христиан Феофана и Нонны, дарованным им по усердной молитве. Ему дали христианское имя Николай.

Уже с первых дней рождения святой показывал, что его путь – служение Богу. Так, согласно преданию, будучи младенцем, он по средам и пятницам вкушал материнское молоко единожды вечером. С детского возраста благочестивые родители внушали сыну христианские истины и закладывали основы богоугодной жизни.

Богатые природные дарования и добродетельная жизнь были явлены уже в отроческом возрасте. Юноша быстро освоил книжную мудрость, не участвовал в пустых беседах со сверстниками, греховных развлечениях, отличался целомудрием. Как строгий подвижник, молодой Николай проводил много времени за изучением Священного Писания, участвуя в церковных богослужениях.

Его дядя, епископ города Патары, провидя великого угодника Божьего, возвел молодого племянника в степень чтеца, а спустя время посвятил в священный сан. Молодой священнослужитель стал вести еще более аскетичную жизнь.

Когда при императоре Диоклетиане поднялись гонения на христиан, священник Николай был только возведен в сан епископа. Однако эта участь не минула и его. Он и другие прихожане Ликийской епархии были посажены в темницу.

Но и там святой Николай не оставлял своего пастырского служения: он морально поддерживал и утешал других заключенных, которые подвергались тяжелейшим пыткам или был осужден на смертную казнь. Господь сохранил в живых своего угодника, который после окончания гонений вернулся в свой приход в город Миры.

После смерти великого архиепископа в 1087 году мощи Николая Чудотворца  были похищены из Мир Ликийских и перевезены в южный итальянский город Бари.

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Вы можете прочитать полное житие  Николая Чудотворца на нашем сайте.

В чём разница между николаем чудотворцем и николаем угодником

Строгому подвижнику и чудотворцу в земной жизни и в Царствие Небесном дано послушание приходить людям на помощь в их земных нуждах.

Своей быстрой отзывчивостью на любую беду, скорой помощью он снискал настоящую народную любовь. Так Великий Угодник Божий стал великим угодником среди русского народа.

В Святцах он указан как святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. В народе же его величают Никола Угодник.

Один и тот же святой

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Народная память очень бережно хранит великое множество чудесных историй о помощи святого праведника. На Руси всегда говорили: «Трудно тебе, скажи Николе Милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому». Мирликийский Чудотворец – великий заступник перед Богом, защитник, который приходит на помощь в любую минуту. Его единственного так и величают, любя, Никола Угодник. Немудрено, что в нашей стране Никольские часовни и храмы можно встретить чаще других . В народе до сих пор верят, что именно по России ходит этот святой и в наше время.

Чудеса святителя при жизни и после неё

Весь земной путь святителя Николая был сопряжен с чудесами. Чудом является его рождение у престарелых родителей и трехчасовое самостоятельное стояние младенца в купели во время крещения. Чудесным было избрание его архиепископом города Миры в Ликии. Благодаря его усердной молитве происходило множество чудес. И все это совершалось по Промыслу Божьему.

Господь творит чудо через Своих великих угодников, которых мы называем Чудотворцами. «Дивен Бог во святых Своих», – сказано еще в Ветхом Завете (Пс.67:36). И в новозаветном откровении находим: Неудивительно, что святого называют Чудотворцем. Его молитвы и при земной жизни и после смерти сильны перед Богом.

В древнейших  дошедших до нас списках на греческом, латинском и сирийском языках, рассказывается о различных событиях, случавшихся в жизни святого Николая. Все они характеризуют его как сокровищницу добродетелей и раскрывают его пламенную и отзывчивую на людские горести душу.

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Из жития святого известно, что он спасал бедствующих на море. Во время паломнического путешествия на корабле к Святой Земле, священник Николай явил дар пророчества.

Он видел, как на морское судно взошел нечистый дух, который хотел погубить всех находящихся там людей. Поднялась морская буря. Святитель встал с остальными мореплавателями на молитву, и очень скоро наступила тишина.

После того, как буря утихла, в результате несчастного случая погиб молодой матрос. По горячей молитве Николая ко Господу, моряк воскрес.

Более того, практически любая остановка в каждом порту сопровождалась чудесами: проповеди, исцеление больных и изгнание бесов, утешение страждующих.

Епископ Николай явился во сне императору и тем самым спас троих невинных граждан от неминуемой смерти. В последний момент он своей властной рукой остановил палача. Ни один из присутствующих не посмел препятствовать ему. Всем было понятно, что на то воля Божья. Этот сюжет запечатлели в своих работах иконописец Дионисий и живописец Илья Репин.

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Но, пожалуй, наиболее известный эпизод жизнеописания святого — спасение трех дочерей одного жителя г. Патары, оказавшихся у края голодной смерти.

Три раза крайняя материальная нужда могла заставить пойти каждую из дочерей по пути греха. Но в последнюю ночь на окне их дома удивительным образом появлялся мешочек с серебром, который подбрасывал тайный добродетель.

Позднее стало известно, что это был святитель Николай. Так, святой спас семью от голода, греха и позора.

Интересно, что именно эта история в западных странах породила мифического Санта Клауса, который тайком приносит на Рождество детям подарки, а также может исполнить все желания, если его очень просят. Прообразом Санты является именно Чудотворец Николай.

Уже после его блаженной кончины у его мощей в соборе Мир Ликийских стали происходить чудеса исцеления. Много случаев чудесной помощи расскажут в нашей стране и не только, когда святитель приходил на помощь в самую трудную минуту даже неверующим людям.

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Это случилось в начале 20 века в Китае. В те годы город Харбин был обжит русскими эмигрантами, которые даже в железнодорожном вокзале поместили икону Николая Чудотворца. И вот одной весной на вокзал буквально влетел весь мокрый пожилой китаец, упал ниц перед образом святителя и со слезами что-то бормотал.

Как выяснилось, этот мужчина переходил реку по тонкому льду и провалился.

Несчастного уже затягивало ко дну, как он неожиданно вспомнил, что русские в сложных ситуациях просят о помощи того неизвестного старика, чье изображение он видел на вокзале.

 Из последних сил несчастный взмолился: «Старик с вокзала, старик с вокзала, спаси меня!». Мужчина потерял осознание, а когда очнулся на берегу моря, то сразу побежал благодарить «старика с вокзала» за свое удивительное спасение.

Из подобных рассказов можно создать летопись его чудес в наши дни .

Еще одно явное чудо – это мироточение  честных останков святого, которое началось практически сразу после кончины святителя и не прекращается вот уже больше полутора тысячи лет . Ежегодно в крипте барийской Базилики Сан Никола в престоле открывается специальное оконце и через него достают святое миро.

Итальянцы называют это миро манной. Как правило, миро не очень много – всего 200-300 граммов, реже – около литра. Впоследствии миро разбавляется святой водой и уже в церковной лавке все паломники могут его приобрести.

Так, великий православный святой своими мощами как бы связал христианский восток и запад , ведь почти 1000 лет город Бари является местом, где поочередно молятся то католики, то православные.

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Почитание святителя на Руси

Святитель Николай играет огромную роль не только в жизни простых людей, но и в судьбах целых народов. Его имя так и переводится с греческого «победитель народов».

В жизнь нашего народа он вошел еще до христианизации Руси, после того, как первый русский князь Аскольд принял православие и крестился с именем Николай.

Святая равноапостольная княгиня Ольга над княжеской могилой возвела первый на нашей земле Никольский храм. В Корсуни в храме Николая Чудотворца крестился равноапостольный князь Владимир.

Это имя впоследствии носили многие правители России, в том числе два императора.

Сколько «имён» у народного святого?

В православном календаре память греческого чудотворца чтят два раза в год. Декабрьский праздник – 6/19 декабря – день его блаженной кончины. На Руси он имеет еще другое название – Никола Зимний. Иной раз так называли еще и икону, где святой изображен в митре, объясняя так: «Зимой же холодно, поэтому он и в шапке».

9/22 мая у христиан Никола Вешний (или Весенний). Этот праздник в календаре именуется Днем перенесения святых мощей  из Мир Ликийских в Барград.

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Резное изображение святого Николая Чудотворца

О чем молятся святому

Святитель для православных христиан – всегда верный помощник и защитник.  Молитвы Николаю чудотворцу  возносят в различных житейских нуждах:

  •  о спасении своей души;
  •  о крепком и благополучном браке;
  •  о помощи в поисках своей второй половинки;
  •  об увеличении заработка;
  •  о материальном благополучии;
  •  о даровании исцеления от болезней;
  •  его почитают как покровителя мореплавателей и всех путешествующих.

Для нас чудотворец и угодник Николай остается таким же скорым и добрым помощником, каким он был на протяжении веков для многих христиан. Поэтому, в случае беды, несчастья, болезни или других трудных житейских обстоятельствах, мы молимся любимому святому в надежде на скорую  помощь.

Екатерина Маликова

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских — Храм Иоанна Богослова села Карамышево

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Пахаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.

Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни.

Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. 

Дядя его, епископ Татарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода.

Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.

Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю.

По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умилил своей молитвой морские волны.

Читайте также:  Празднование рождества христова 2020 в тюльгане - богослов

По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником.

Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом.

Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое.

В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай.

Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305).

Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища.

В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор.

Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных.

Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию.

Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении.

По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (о перенесении мощей см. 9 мая).

  • Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов
  • СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАИ В ВИФЛЕЕМЕ
  • Рядом с Вифлеемом, в городе Бейт-Джала стоит храм святителя Николая.
  • Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

По преданию, он возведен над пещерой, где святитель жил три года — с 310 по 313 — во время паломничества в Святую Землю перед принятием архиерейского сана. В память о святителе уже в IV веке на месте его дома был основан монастырь и город даже назывался Никополис.

В Бейт-Джале Николая Угодника почитают доныне, его называют «Отец города». Из 15 ООО населения 13 ООО православных, крепкая православная община. В храме две чудотворных иконы святителя — старая и новая. 

Новая икона написана англичанином, православным реставратором, который работал над воссозданием росписей и написал в 2007 году его образ. Образ непрерывно мироточит с сентября 2010 года.

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - Богослов

Старая икона — XIX века — тоже имеет свою историю. Православный мирянин Майкл в одной антикварной лавке в Иерусалиме увидел этот образ и захотел приобрести икону для храма. Неверующий хозяин заломил огромную цену, и Майкл ушел.

Через три дня ему позвонил хозяин магазина и просил срочно приехать за иконой. «Сколько стоит?» — «Денег не надо», — отвечал тот. Оказалось, что ночью ему явился старец и сказал: «Ты меня не знаешь и не знаешь, где я живу, а Майкл знает. Отдай ему икону, и он отвезет ее ко мне домой».

В годы арабо-израильской войны, когда бомбили храм, ни одна бомба не попала в церковь. Многие видели, как во время бомбежек над православным храмом являлся святитель Николаи и собирал бомбы себе в мантию.

В этом храме хранится частица мощей святителя Николая, ее передал православному храму в Бейт-Джале Папа Римский из Бари после того, как узнал историю о чудесном спасении Никольского храма во время бомбежек.

ЧУДЕСА В БЕИТ ДЖАЛЕ

Спросите любого: «Помогал ли вам святитель Николай?» — и вам расскажут… Как он появлялся ночью и говорил: срочно все выходите, выбрасывайте детей в окно. И как только все  покидали дом, дом взрывался. Или приказывал: «Отойди!» — и как только человек отошел, на его место бомба падает.

Старший сын священника прятался, потому что мусульмане  требовали, чтобы он участвовал в военных действиях. Солдаты о пришли, а дома были батюшка, матушка и этот сын в спальне. И они спрашивают: «Есть ли кто-нибудь в доме, кроме твоей жены?» И начинают обыск. Они перевернули все верх дном, но мимо двери, которая вела в спальню, они проходили как мимо — стенки. Не видели ее.

У одной вдовы было две дочери, и единственным источником их пропитания были оливковые деревья: плоды собирали, солили, мыло варили. Собрали урожай, постелили на крышу. И вдруг пришли воры, двое мужчин, к стыду — православные христиане.

И вдовица схватила иконочку святителя Николая и кричит: «Отче Николае! Приди, помоги! Нет ведь мужчины в доме, кроме тебя! Умрем ведь с голоду, если сейчас урожай заберут!» И так она просила, что святитель Николай явился на крыше. И вдруг оливки в руках воров превратились в больших жуков, ядовитых, противных. И те в ужасе кидают мешки, а бежать некуда — дом как посреди моря оказался.

И явился им сам святитель Николай и говорит: «Идите в храм и покайтесь священнику. Нельзя обижать ни вдов, ни сирот. Я их защитник и покровитель».

И все стало как прежде. И два этих вора с крыши кубарем скатились, бегом в храм, каялись на весь город, разбудили батюшек и рассказали, что хотели обворовать вдовицу, а святитель Николай им запретил.

Протоиерей Геннадий Беловолов

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени.

Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882).

Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. 

Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (ХII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске.

Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. 

Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого».

Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца.

Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом.

Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (ХII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в ХIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражья. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ

Тропарь, глас 4

Правилом веры и образом кротости, / воздержания учителем / явила тебя стаду твоему / непреложная истина. / Потому ты приобрел смирением — высокое, / нищетою — богатство. / Отче, святитель Николай, / моли Христа Бога о спасении душ наших.

  1. Кондак, глас 3
  2. В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, / ибо Христово Евангелие исполнив, / положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих / и неповинных спас от смерти; / потому был ты освящен, / как великий служитель таинств Божией благодати.
  3. /akafist_svjatitelju_nikolaju_chudotvorcu.doc
Читайте также:  Великая суббота страстной седмицы - богослов

Николай Чудотворец: святой в мире денег и насилия

Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - БогословИ. Репин. «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»

Николай Чудотворец — может быть, самый популярный святой в христианском мире уже многие века. В его образе запечатлелось что-то важное для христианства — христианства притом «народного», настоящего, живого. Давайте попробуем сформулировать это «важное», тем паче что автор жития святителя Николая, преподобный Симеон Метафраст, пишет, что оно «побуждает к подражанию, подстрекая души к ревности и наставляя таким же деяниям [что и у святителя]. Потому боголюбезная жизнь, отображаемая словом, многих может наставить к добродетели и внушить им ревность о том же. Житие божественного отца Николая, как едва ли какое другое, услаждает слух, радует душу и путеводит к добродеянию» (здесь и далее цитирую или «Житие» Метафраста, или «Житие святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в новом изложении», суммирующее в себе все древние жития святителя Николая). Таким образом, нам не надо бояться чудотворства и высоты святости святителя, напротив, нам надо стараться подражать ему, то есть сначала понять, чему подражать.

Проституция

Всем памятен и любим
эпизод с дочерьми бедняка, которых
несчастный отец хотел отдать в проститутки,
— так была бедна эта семья, иных
альтернатив не оставалось. Житие рисует
мир, где отцы из-за нехватки денег
вынуждены делать дочерей проститутками,
— реальный, иными словами, мир. Несмотря
на обилие чудесных событий, житие
святителя Николая — реалистический,
честный текст.

«Увы, вот до чего может
дойти нужда. Вот в такой-то этот человек
был беде», — пишет Метафраст. Обратите
внимание, ни грамма осуждения этому
отцу, осуждаются условия, в которых
такое возможно. Его скорее жалеют,
сочувствуют. Здесь Метафраст идет за
святителем Николаем.

Ибо и он не читал
нравоучений этому отцу, не попрекал
его, не осуждал его, не собирал программу
«Пусть говорят», чтобы обсудить, как
семья могла дойти до такого ужаса, не
говорил, что тот неудачник, или грешник,
«ибо знал, что подобное поведение
огорчает людей».

Нет, святитель (тогда
еще молодой мирянин) незаметно, деликатно,
даже не называя себя, тайно помогает
этой несчастной семье, то есть попросту
дает им денег: «исправил причину
прегрешений перед Богом, избавил от
тягот бедности и освободил от злых
намерений».

Давайте же зафиксируем
смысл этого всемирно известного и
всемирно любимого эпизода:

Зло, которое вынуждены совершать нищие, нужно врачевать не морализмом, не принуждением и т. д., а выводя нищих из нищеты. Истинная причина подобного зла — объективные социальные условия, вот их нужно осуждать, а не тех, кто в них попал.

Это общее место
святоотеческих наставлений. Всякий
собственник — не только вор, но и убийца:
капиталист — «убийца всех тех, кого он
мог напитать» (Симеон Новый Богослов,
Слово 21).

Василий Великий в ужасе описывает
жизнь и зло нищих: нищие вынуждены
продавать своих детей (Слово 6), голодные
вынуждены есть своих детей, это
непредставимо ужасно, но виновны в этом
богатые, истинные убийцы (Слово 8); он же
учит, что настоящие воры и убийцы сидят
во власти и кощунственно смеют судить
«малых» воров и убийц (Толкование на
Книгу Исайи). Поэтому Златоуст поучает
критиков безнравственности нищих: не
рассуждайте достойны ли помощи бедные,
на себя лучше посмотрите (беседа на
Псалом 44). Угнетенные — не святые,
социальный гнет имеет не только
материальный, но и духовный аспект:
угнетатели крадут у угнетенных не только
деньги и имущество, не только рабочее
время, но и саму человечность. Угнетенные
вынуждены экономить и на нравственности.

Коррупция

А вот другой всеми
любимый эпизод — святитель Николай
спасает невинно осужденных от смертной
казни. Эпизоды со смертной казнью —
самые большие в житии, текст жития
придает им тем самым особое значение.

Итак, местный подкупленный
сановник осуждает невинных на смертную
казнь. Святитель Николай немедленно, в
спешке стремится их спасти.

Он приходит
на место казни и «сколько доставало сил
побежал к палачу, со злобным и жестоким
взглядом уже поднявшему меч и одним
своим обликом являющего кровожадность,
смело выхватил из его рук меч, и, ничего
не страшась, бросил на землю, и осужденных
освободил от их оков».

Активно, резко
святитель пресекает безнравственные
действия властей, спасает их жертв.

Здесь уже нет смирения и деликатности,
как в эпизоде с девушками, спасенными
от проституции, здесь есть нечто
противоположное: когда коррумпированный
и несправедливый сановник подошел к
нему, «великий Николай не обратил на
него внимания, не подошел к нему и даже
оттолкнул, когда Евстафий хотел пасть
к его ногам, и грозил обвинить перед
императором (Константином), призвать
против него Бога и причинить величайшее
зло за то, что он столь несправедливо
пользовался своей властью и совершил
великие преступления». Святитель гневно
говорит сановнику: «за твои злодеяния
мы не пощадим тебя! Я сообщу благочестивейшему
императору о том, как ты притеснял, а
вернее, грабил нашу провинцию и за взятки
казнил невинных людей. О нечестивый
человек, враг всякой справедливости!
Золото и серебро убедили тебя казнить
их».

Интересно, что эти два
самых знаменитых эпизода жития святителя
не имеют в себе элементов чуда: Николай
просто помогает нищей семье, просто
предотвращает сметную казнь.

Эта одна предотвращенная
смертная казнь, но есть в житии и вторая.

Уже столичный сановник (федерального,
так сказать, а не регионального уже
уровня: житие прослеживает порочность
системы снизу вверх) тоже подкуплен и
тоже осуждает на смерть невинных: «золото
помрачило разум правителя, префект
запутался в сетях златолюбия». Опять
связка денег, несправедливости и насилия.
Невинно осужденные взывают о помощи к
святителю Николаю. Вообще,

святитель Николай — такой святой борец с неправосудными приговорами и коррупцией, весьма, как понимаете, актуальный святой.

И святитель снова дерзко
ведет себя с сильными мира сего, на этот
раз с самим императором (что император
замечает: «кто ты, осмеливающийся
устрашать меня такими словами и грозить
моему величеству?»): святитель грозит
императору «войной», «злой смертью»,
«тягчайшей карой», если тот не отпустит
невинно осужденных. Они в итоге спасены.

Итак, житие сплетает
темы проституции и коррупции. Деньги с
одной стороны принуждают к проституции
бедных, с другой коррумпируют власть и
ведут к смерти невинных. Деньги растлевают
и убивают.

Но отношение святителя Николая
к этим двум формам зла, причиняемым
деньгами, разное. К первым — любовь,
милосердие, деликатность. Ко вторым —
резкое противоборство. Один отправляет
дочерей на проституцию из-за денег, ибо
он нищ.

Второй отправляет людей на смерть
из-за денег, ибо он корыстен. К первому
— милосердие и помощь, ко второму —
гнев и наказание.

Государственное насилие
имеет функцию защиты власти денег.

Деньги — дистиллированное насилие,
социально-экономическая абстракция
насилия, ибо они считают ни что иное как
эксплуатацию слабых сильными, считают
системное социальное насилие.

Деньги
вынуждают продавать дочерей или убивать
людей. Власть и богатство, деньги и
насилие, Государство и Рынок — два лица
одного и того же зла. Одно порождает и
поддерживает другое.

К нищим и бесправным — любовь, к богатым и властным — гнев. Первые вынуждены делать зло в силу нехватки денег. Вторые делают зло в силу влечения к деньгам. Первые — жертвы денег, вторые — их агенты.

Первых нужно вытянуть из этих условий, вторым нужно в их зле воспрепятствовать. Но в обоих случаях — активное, действенное добро. Вообще, это одна и та же благодать, но направленная на разные социальные классы, и поэтому по-разному действующая.

Вот формула святости Николая Чудотворца.

Лучшей иллюстрацией к
этой житийной мысли может послужить
цитата из «Рукописей 1844 г.» Карла Маркса:
«извлекаются проценты и из пороков
разоренных пролетариев (проституция,
пьянство; ростовщик, ссужающий деньги
под залог).

Фабричные рабочие во Франции
называют проституцию своих жен и дочерей
добавочным рабочим часом, и это буквально
так и есть.

Проституция является лишь
некоторым особым выражением всеобщего
проституирования рабочего, а так как
это проституирование представляет
собой такое отношение, в которое попадает
не только проституируемый, но и
проституирующий, причем гнусность
последнего еще гораздо больше, — то и
капиталист и т. д. подпадает под эту
категорию». Коррупция есть политическая
проституция. Деньги проституируют все
и всех. Всякая проституция исчезнет,
когда исчезнет власть денег.

И еще раз
коррупция

Житие не один и не два
раза показывает вмешательство святителя
в дела власти на благо народа. Вот в
очередной раз на сцене появляются
корыстные чиновники (повторю, житие
святителя реалистично и актуально).

Они
фальсифицируют статистику и поднимают
налоги на строительство Константинополя
так, что весь город, где служил святитель,
впал в «крайнюю нищету», а сановник,
«требуя деньги, сильно унижал народ
вплоть до страшных оскорблений.

Изо дня
в день он так угнетал горожан поборами,
так притеснял всех, что обрек ликийцев
на разорение и голод». Опять нищета,
голод и несправедливость! Святитель
Николай — мигом в столицу, потому что
хороший епископ защищает интересы своей
паствы. Там он доказывает, что налоги
выставлены нечестные.

Император находит
доводы святителя убедительными и налог
весьма и весьма снижает. Но святитель
знает нравы власти: нелегко ей смириться
с потерей денег, могут быстро передумать,
надо быстрее отправить указ в город,
чтобы успеть довести его до общественности,
тогда власти передумать уже не смогут.

Николаю это удается (чудодейственно:
чудо снижения налогов, чудо свершенное
в опасении, что власть в очередной раз
обманет!). И он был прав: император
действительно передумал, решил налог
увеличить, но уже поздно. Святитель
переиграл императора.

Или другое
социально-экономическое чудо. Город
голодает. Мимо него проплывают корабли
в столицу с государственным хлебом.
Этот хлеб по закону брать нельзя. Но
голодным он нужен, и святитель уговаривает
хлеб отдать.

Экспроприация! Чудесным
образом святитель возмещает хлеб, чтобы
моряков не наказали (хлеб-то раздавать
было нельзя).

Интересная механика чуда:
получается, что святитель Николай мог
с самого начала чудесно всех накормить,
но считал нужным, чтобы моряки по
свободной воле, из милосердия нарушили
закон
, чтобы накормить голодных.

К
слову, современные исследователи житий
Николая Чудотворца пишут, что этот
эпизод в позднейшие версии житий не
включался, «ибо императорские агиографы
сочли пример заимствования общественной
подати [хлеба] неприемлемым для
подражания». Короче, это еще и
антигосударственное чудо, вымаранное
имперскими идеологами из жития чудотворца.

Или вот еще. Имперские
войска отправляются подавлять восстание
варваров. По пути они начинают
бесчинствовать над случайно подвернувшимися
мирными людьми. Святитель их умиротворяет:
еще одно вмешательство святителя в
бесчинства властей.

Повторимся — это все
рассказы про епископа. Житие Николая
Чудотворца — житие идеального епископа.
Итак, мы уже знаем, что идеальный,
«настоящий» епископ активно помогает
нищим (каким угодно «грешным» при этом)
и активно, смело, дерзко противостоит
несправедливости властей.

А также он
«одевался очень просто и скромно.
Поведение владыки отличалось высшей
сдержанностью и строгостью. Став
архиереем, он продолжал питаться только
постной пищей один раз в сутки, и то
вечером. В течение всей жизни владыка
не ел мяса.

Ужин святителя часто прерывался
или отменялся из-за его привычки быть
доступным людям, нуждающимся в помощи
и совете. Весь день святой проводил в
трудах и молитвах, но двери его дома не
закрывались ни для кого — он всегда
выслушивал просьбы людей и помогал им.

Читайте также:  Проповедь о мытаре закхее - богослов

Владыка для всех стал великим благодетелем:
сиротам — отцом, нищим – милостивым
подателем, плачущим — утешителем,
обиженным — защитником». Епископ должен
быть вот таким.

Демонология
и теология

Социально-политико-экономический
уровень жития имеет «духовную надстройку».
Метафраст пишет: «диавол посмотрел на
это своим злобным оком.

Он не мог стерпеть,
что процветает благочестие, и, не медля,
вселился во власть имущих и тотчас начал
яростное гонение, и повсюду полетели
императорские (императора Диоклетиана)
приказы, призывающие верных отречься
благочестия.

Всех, не желающих подчиняться,
ожидали оковы, темницы, страшные пытки
и, наконец, насильственная смерть».

Диавол не терпит «социальной» благодати святителя Николая и вселяется во власть имущих, чтобы пресечь ее. Власть имущие одержимы демонами. Святитель борется не только за нищих, не только против богатых и властных грабителей и убийц, но и против демонов, чему немало места посвящено в житии.

Все это, разумеется,
имеет и свой богословский уровень, ведь
житие утверждает, что святитель принимал
активное участие в формулировании и
защите догматов Триединства Бога и
Богочеловечества Христа. Оно и понятно:

Та благодать, что являл святитель, была живым явлением этих догматов: Бога как сообщества, социума любви, где Личности равны и сообща владеют Своей Природой — Бога-«коммунизма», и Бога вочеловеченного, «материалистического» — низового активиста, главаря движения проституток, нищих, рыбаков и пр., казненного властями, Бога-«коммуниста». Что провозглашают эти догматы, то святитель являл своей собственной жизнью.

Веселье, радость,
кротость, скромность, деликатность,
мирность, щедрость — такими словами в
житии описывается и сам святитель, и
эффект его деятельного присутствия в
мире, результирующего в обильном потоке
чудес.

Безграничная, радостная, смиренная
к слабым, гневная к сильным щедрость —
так работает благодать в мире: напрямую,
когда надо помочь нищим, голодным,
бесправным, или опосредованно в
противодействии властным, сильным,
богатым, демонам.

И вот за это его и любят
уже много-много веков:

  • «Так как исцеления были
    не только скорыми, но и не стоили больным
    денег, не мудрено догадаться, что более
    не оставалось страждущих, а потому
    понятно, сколько было исцеленных и
    сколько людей благодарили и славили
    Бога».
  • «А о том, как каждодневно
    он подавал нуждающимся милостыню,
    насыщал нищих хлебом и питал их в голод,
    и “души алчущие исполнял благами”,
    невозможно рассказать кратко».

История жизни Святого Николая Чудотворца

Поклонение святым и надежда на их помощь в трудных жизненных ситуациях всегда были и остаются незыблемой традицией христианства.

У многих верующих есть «свои», любимые защитники и заступники, которым доверяют самые сокровенные мысли и просьбы.

В первую очередь, это Пресвятая Богородица, Блаженная Матрона, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Целитель Пантелеймон и другие. Их имена часто звучат в молитвах, к их иконам припадают уста.

Но, пожалуй, самый почитаемый русским народом святой — это Николай Чудотворец. Его также называют Николаем Угодником и Святителем Николаем.

После Божьей Матери он занимает второе место по количеству посвященных ему икон и построенных в честь него православных и католических храмов (Николая Чудотворца почитают и католики).

Только в одной России вы найдете тысячи Свято-Никольских храмов, рассеянных, будто драгоценные камни, по городам и селам. А сколько их во всем мире!

Николай Чудотворец: история жизни и где похоронен

Что же особенного совершил этот человек при жизни, и почему он стал близким и понятным сердцам миллионов людей? Об этом можно узнать из его жизнеописания. Будущий великий святой был необычным ребенком с самого рождения. Он рано посвятил себя Богу и всю свою жизнь служил только ему, а еще он любил людей и помогал каждому страждущему, чем только мог.

Он родился в 270 году н. э. в римской провинции Ликии, в городе Патаре, на юге полуострова Малая Азия (тысячам россиян это место известно как Анталия — чудесное место отдыха на морском побережье Турции). Николай был долгожданным, поздним ребенком в благополучной христианской семье.

Его мать была болезненной женщиной и долго не могла иметь детей. Вместе с супругом они молили Бога о том, чтобы он дал им ребенка, и когда, наконец, у них родился сын, они сразу же дали обет посвятить его богослужению.

После родов мать счастливым образом избавилась от своих болезней, но Николай так и остался единственным ребенком — выстраданным и горячо любимым.

С раннего детства Николай много времени посвящал изучению божественного писания. За успехами мальчика наблюдал его близкий родственник, епископ Патарский.

Его радовало стремление ребенка к познанию Бога, он гордился благочестивым поведением племянника и через несколько лет способствовал возведению Николая в сан священника. Паства полюбила своего молодого пресвитера за чистоту, милосердие и готовность любому прийти на помощь.

Он часто раздавал нуждающимся вещи из своего личного имущества, делился с ними деньгами и едой. Свои благодеяния он старался скрывать и в большинстве случаев оказывал поддержку людям тайно.

Однако некоторые случаи его милосердия получили огласку.

Многим верующим известна история о разорившемся отце семейства, который от отчаяния готов был предложить каждую из трех своих дочерей любому мужчине, готовому заплатить деньги.

Узнав об этом, Святитель Николай наполнил золотом три мешочка и ночью подкинул их в окно бедного мужчины, таким образом спасая семью не только от голода, но и от духовной гибели.

А вот как ту же историю рассказал известный актер, священник Иван Охлобыстин:

«Дело было так: сосед Святителя Николая разорился и был готов отдать своих дочерей замуж за нелюбимых, но богатых стариков.

Когда Святителю Николаю стало известно об этом несправедливом решении отца, то он собрал все золото церкви, где служил епископом, для того, чтобы отдать его отчаявшемуся отцу. Золото Николай сложил в носок, после чего перекинул его своему соседу через окно.

Счастливый отец рассчитался с долгами, а его дочери не пострадали. Дело было под Рождество. Так родилась традиция прятать в носки рождественские подарки для близких и друзей».

Будучи молодым священником, однажды Николай решил отправиться в Иерусалим, чтобы там поклониться святым местам. В пути корабль, на котором он плыл, чуть не попал в сильную бурю.

Но Николай Чудотворец сумел заранее предсказать надвигавшийся шторм и молитвой усмирить разбушевавшееся море.

Там же случился трагический случай с одним из матросов: он упал с мачты и разбился, но благодаря горячим молитвам Николая погибшего удалось воскресить. Свидетелями этих чудес были паломники, которые плыли на том же корабле.

Так, при жизни Святитель Николай мог изменять судьбы несчастных людей, а сегодня чудеса иконы Николая Чудотворца продолжают творить добро и оказывать милосердие всем, кто в него свято верит.

Посетив Иерусалим и поклонившись святыням, связанным с деяниями на Земле Сына Божия Иисуса Христа, Святитель Николай принял решение удалиться в скит, в пустыню, но голос Господа велел ему вернуться на родину, в Ликию.

До родной Патары Николай не добрался, а поселился в городке Миры Ликийские, где вскоре был избран архиепископом.

Для своей паствы этот великий человек всегда оставался образцом милосердия, любви к людям и необыкновенной скромности. В годы правления императора Диоклитиана (с 284 по 305 гг. н. э.

) за свои убеждения он вместе с другими христианами был заключен в темницу и провел там тяжелые 8 лет.

После воцарения на престол святого равноапостольного Константина Николай вернулся в свой храм, где народ искренне радовался встрече со своим наставником и заступником. Всю жизнь Николай — человек, угодный Богу, — был угоден и своей пастве, которая разрослась далеко за пределы Мир Ликийских.

В этом же городке 6 декабря 342 года умер и упокоился великий человек — Святитель Николай. Его мощи более 700 лет хранились в городской кафедральной церкви, исцеляя больных и страдающих. В 1087 году основная часть мощей была перевезена в итальянский город Бари, и небольшая их часть — в Венецию. Там они хранятся и в наши дни.

История жизни Святого Николая Чудотворца не исчерпывается нашим коротким рассказом. В течение своей долгой и доброй жизни он исцелял души и раны, всюду проповедовал христианское учение и демонстрировал одновременно силу и решительность, кротость и смирение. Сегодня Святитель Николай считается особым покровителем моряков, путешественников, детей-сирот и невинно осужденных.

Николай Чудотворец. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 мая в Москву из Бари (Италия) привезены мощи святителя Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых христианских святых.

До 12 июля мощи будут находиться в Москве в храме Христа Спасителя, затем до 28 июля их разместят в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.

Жития, источники

Древнейшим текстом, где упоминается Николай Чудотворец, являются «Деяния о стратилатах» (IV век). Основное житие Николая Чудотворца в греческой (православной) традиции было составлено Симеоном Метафрастом в X веке. В нем, согласно предположениям историков, могли быть соединены детали жизни двух христианских епископов, живших в Малой Азии в III-IV и VI веках.

Всего существует несколько десятков житий и описаний чудес, совершенных святым Николаем.

Жизнеописание

Николай Чудотворец (также Николай Угодник, Николай Мирликийский), согласно христианским жизнеописаниям, родился в г. Патары в древнеримской провинции Памфилия (ныне — территория Турции, провинция Анталья). Точные даты его жизни неизвестны, предположительно, он родился в 270 г.

Родителями Николая были христиане, с молодости он изучал Священное писание. Впоследствии его дядя — епископ Патарский — возвел племянника в сан священника.

В конце III века Николай совершил паломничество в египетскую Александрию, затем — в Палестину. Считается, что во время одного из путешествий в Египет совершил чудо: воскресил моряка, который упал с мачты. По другим преданиям — он молитвой спас судно от крушения.

Около 300 г. стал епископом города Миры (Ликия, ныне — Демра, провинция Анталья, Турция). В период правления императора Диоклетиана (284-305), который подвергал христиан гонениям, Николай был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден.

Согласно некоторым из житий, участвовал в I Вселенском соборе в Никее (325), во время которого «ударил по щеке» Ария, основателя ереси арианства. За это был осужден на соборе, но избежал наказания.

Будучи епископом, прославился благотворительностью, заступничеством за осужденных на смертную казнь и т. д.

Скончался, предположительно, в 345-351 гг. в г. Миры. В православной церкви память святого отмечается 19 (6 — по юлианскому календарю) декабря и 22 (9) мая.

Мощи

Мощи Николая Чудотворца хранились в г. Миры в небольшой церкви. В начале 1080-х гг. город был захвачен турками-сельджуками, которые не тронули греческих монахов, служивших в церкви, но ограничили паломничество. В 1087 г. норманнские пираты перевезли основную часть мощей в итальянский город Бари, где они и хранятся в настоящее время в базилике Святого Николая.

Часть мощей (частицы скелета и одежды), оставшаяся в Мирах, в 1099-1101 гг. была вывезена в Венецию, ныне находится в церкви Святого Николая на острове Лидо. В 1957 и 1987 гг. экспертизы образцов мощей, хранящихся в Бари и Венеции, показали, что они принадлежат одному человеку.

Мелкие частицы мощей также имеются в десятках католических и православных церквей в разных странах мира, в частности — в Свято-Даниловском монастыре (Москва), Свято-Никольских монастырях в Саратове, Старой Ладоге (Ленинградская обл.), Переславле-Залесском (Ярославская обл.

), Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге и др.

Почитание

Вскоре после смерти Николай Чудотворец начал почитаться как святой (точная дата канонизации неизвестна) и остается одним из самых значимых христианских подвижников в православной, католической, лютеранской и древновосточных церквях.

Считается, что после смерти его тело начало источать благовония, после чего стало объектом паломничества. Распространены сообщения о посмертных чудесах Николая Мирликийского, совершенных после молитвы его иконам и т. д.

Известен как заступник бедных, покровитель мореплавателей и путешественников. В России Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых.

Уже в конце XI века в русском церковном календаре отмечался не только день его погребения в декабре, но и память перенесения мощей в Бари в мае.

Итальянский путешественник Николай Веронский, побывавший в XVI веке в России, отмечал, что у русских святой Николай считается «покровителем Отечества». Памяти Николая Чудотворца в России посвящено множество храмов и монастырей (больше — только Богородице).

В житиях часто упоминается, что Николай Святитель дарил подарки и помогал детям-беднякам. В католических странах с XIX века он стал прообразом Санта-Клауса, фольклорного персонажа, который дарит детям подарки на Рождество.

Иконография

Самое раннее сохранившееся изображение Николая Чудотворца — на створке триптиха, хранящегося в монастыре Святой Екатерины на Синае (Египет).

В иконографии облик святого сложился к XI веку: обычно он изображается с короткой бородой и округлым лбом, в облачении митрополита, в руку ему помещают закрытое Евангелие.

Старейшее изображение в древнерусском искусстве — алтарная мозаика и фрески в Софийском соборе в Киеве (1-я половина XI века). 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *