Великая пятница страстной седмицы великого поста — богослов

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Наступила Великая Пятница… Это самый скорбный день, в который мы воспоминаем ни с чем несравнимое преступление – мучение, распятие и крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа, искупившему Крестными страданиями грехи падших людей.

“Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел.

Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это”. (Лк. 23: 32-49)

Первым в Рай вошел раскаявшийся разбойник, попросивший Господа вспомнить о нем в Царствии Его. Посему, давайте и мы от всей души воззовем ко Христу:

 Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

Ниже мы прилагаем духовное чтение в день святой и Великой Пятницы: описание сего дня, проповедь Патриатрха Алексия II, слово святителя Луки Крымского, великую поэму о страданиях Спасителя, молитвы, чтомые в день Великой Пятницы, Mp3 публикацию Вечерни с Чином выноса Плащаницы.

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

  • Великая пятница
  • Великий Пятница. Духовное чтение
  • Великая Пятница. Чтение для детей
  • Великая Пятница – описание событий Страстной Пятницы
  • Молитвы в Великую Пятницу
  • Миша Романов о Великой Пятнице
  • Страстная Пятница – стихи – поэма о страданиях Христовых
  • ПЛАЩАНИЦА. Никифоров-Волгин
  • Великая Пятница – Проповедь священника Иоанна (Яковкина)
  • Великая пятница – Проповедь Патриарха Алексия II
  • Страстная Великая Пятница – духовное познавательное чтение
  • О Крестном страдании Спасителя – Слово святителя Луки Крымского
  • Страстная Пятница – mp3 – Вечерня с Чином выноса Плащаницы
  • Могли ли евреи казнить Христа в пятницу вечером?
  • Почему Господь претерпел не другую смерть, а крестную?
  • Как Иосиф Аримафейский смог один привалить камень?
  • Великая Пятница – видео – смотреть >>

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

  1.  Наступила Великая Суббота
  2. Страстная неделя – краткое описание Великих дней страстной седмицы
  3. Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов
  4. Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов
  5. Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

Великая пятница: что нельзя делать

Страстная, или Великая пятница – это день, когда над Христом состоялся суд, после чего Спаситель был распят и умер на кресте. Считается, что в этот же день тело Иисуса сняли с креста и совершили погребение. История подробно описана во всех четырех Евангелиях – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Вот краткое описание событий того дня, который случился около 2000 лет назад: суд над Господом и его казнь.

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

Что нельзя делать в Страстную пятницу

Издавна на Руси в Красную пятницу старались соблюдать весьма строгие правила, например:

  • ничего не делать по хозяйству;
  • не шить, не разрезать ткань;
  • ничего не готовить, не разводить огонь;
  • не работать на земле, не копать и т.п.

В такой день стоит уделить внимание размышлениям о подвиге Христа и прочесть соответствующую библейскую историю (например, 23 глава от Луки).

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

Не будет лишним в такой день Великого поста подать милостыню, сотворить любое доброе дело, которое действительно принесет кому-то радость. Можно навестить родного человека, с которым давно не общались. Примириться и простить обиды, которые уже давно накопились и дают знать о себе.

В вопросах о том, чего нельзя делать в Великую пятницу перед Пасхой, помогают советом священнослужители:

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

Что можно есть в Великую пятницу

Также один из важных вопросов – что нельзя есть в Великую пятницу перед Пасхой. Это время считается самым строгим во время всего Великого поста. Верующим не следует ничего кушать и даже пить воду вплоть до окончания богослужения и выноса плащаницы.

А после, вечером, можно попить воды и поесть хлеба. Никаких блюд готовить не нужно – все это время продолжается скорбь по распятому Господу.

Довольно жесткие правила для седмицы Великого поста продолжают действовать и в субботу. Тем лучше будет сам праздник – Светлое Христово Воскресение, когда разрешается вкушать любую еду, да и несколько бокалов хорошего красного вина также не возбраняются.

Также существуют и послабления для Страстной седмицы Великого поста — для детей, беременных и кормящих женщин. Вот какой комментарий по этому поводу дает протоиерей Александр Ильяшенко:

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

Как молиться в Страстную пятницу

Молитвы, произнесенные на Страстной седмице, обладают особой силой. Ведь на последней неделе перед Пасхой верующие не только вспоминают о страданиях Христа, но и готовятся встретить главный праздник.

Молитвы следует произносить искренне, от чистого сердца. Можно читать готовый текст или же молиться так, как велит сердце. Вот текст молитвы для прочтения в Великую пятницу:

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

Великий пяток Страстной седмицы Великого Поста

Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Великая пятница (Великий Пяток, Страстная пятница). В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургии в этот день не полагается (но если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста).

Согласно Типикону, около второго часа дня (то есть в 08:00 по современному исчислению) совершается особенное последование Царских (Великих) Часов — соединенных Первого, третьего, шестого и девятого часов.

Главным отличием Великих часов от обычных является чтение на каждом часе паремии, Апостола и Евангелия. Подобное богослужение, помимо Великой пятницы, бывает только в навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления.

Наименование часов царскими — исключительно русское и связано с тем, что московские цари обязательно участвовали в этом богослужении.

Великая Пятница Страстной седмицы Великого поста - Богослов

Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг).

Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского:

  • 1) Иоанна 13:31-38 по Иоанна 18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва за них)
  • 2) Иоанна 18:1-28 ( Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны)
  • 3) Матфея 26: 57-75 (Страдание Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра)
  • 4) Иоанна 18:28-40; 19:1-16 (Страдание Господа на суде у Пилата)
  • 5) Матфея 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие)
  • 6) Марка 15:16-32 (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания)
  • 7) Матфея 27:34-54 (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть)
  • 8) Луки 23:32-49 (Молитва Спасителя со креста за врагов и раскаяние благоразумного разбойника)
  • 9) Иоанна 19: 25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и ап. Иоанну и повторение сказания об Его смерти)
  • 10) Марка 15: 43-47 (Снятие тела Господа со креста)
  • 11) Иоанна 19:38-42 (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя)
  • 12) Матфея 27:62-66 (Приставление стражи ко гробу Спасителя и запечатание гроба).

Священнослужители и народ стоят во время чтения с зажженными свечами, символизируя тем, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой, а затем делают на косяках дверей знак креста четверговым огнем и сохраняют его в лампадах до Пасхи.

Тропарь:

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

Читайте также:  Воскресная школа для детей - богослов

Перевод:

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

Евангелие от Луки  23, 32-49:

«Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел.

Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это».

Подготовила Татьяна Колоджная

все новости

Страстная седмица

«Чертог Твой вижду…»

Иеромонах Дорофей (Баранов)

Подошел к концу еще один Великий пост в нашей жизни.

Литургически пост завершается в пятницу шестой седмицы, когда утром на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в стихирах на «Господи, воззвах» поется: Душеполезную совершившие Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое. Для христиан, постепенно приготовленных подвигом поста, вступление в Страстную седмицу — это великое событие, о котором нужно именно просить Бога, чтобы удостоиться стать причастниками событий последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий на Кресте, смерти и погребения.

Великие дни

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почтении у христиан. Они проводили их в строжайшем воздержании и усердной молитве. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане в Страстную седмицу усугубляли обыкновенные подвиги поста.

Они, подражая Господу, старались быть добрыми и снисходительными к немощам своих ближних и больше творить дела милосердия.

Христиане первых веков считали неприличным не только осуждать кого-либо, но и прекращали в эти дни все тяжбы, суды, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

В эти святые дни не совершаются ни память святых, ни поминовение усопших, ни молебные пения. Поскольку, как бы участвуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его (Флп. 3, 10), церковное богослужение принимает характер печали и сокрушения — «сострастия» страданиям Христовым.

По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется великим. Церковные службы представляют все события последних дней Спасителя совершающимися пред нами, и мы проходим мысленно всю величественно трогательную и назидательную историю страданий Христовых. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

Храм попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы отличаются возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту неделю. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом.

Первые три дня

В историческом смысле последняя неделя земной жизни Спасителя начинается со входа Господня в Иерусалим.

Жители Иерусалима встречали Христа с криками «осанна Сыну Давидову» — победителю смерти, воскресившему четверодневного Лазаря,— они не подозревали еще о том, что уже составился заговор — «лютый совет беззаконных» — об убийстве Того, Кто сейчас для них является ожидаемым земным царем. И, наверное, некоторые из тех, кто кричал «осанна», всего через пять дней будут также громко повторять вслед за озлобленными первосвященниками — «распни».

Спаситель провидел ужасные последствия такого отступления для родного Ему иудейского народа, и Его сердце так сильно исполнилось скорбью, что Он не мог сдержать слез. Посреди всеобщей радости и ликования вокруг Его шествия, Христос, увидев город Иерусалим… плакал о нем (Лк. 19, 41).

Поэтому, хотя Неделя Ваий, или Вербное воскресенье, есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня совершается не великая, а вседневная вечерня, в конце которой впервые звучит, предвозвещая начало воспоминаний страданий Спасителя, богослужебный отпуст первых трех дней Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…».

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию Крестных страданий Спасителя. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении этих дней удерживается еще общий покаянный характер.

В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх — целомудренный Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет и таким образом прообразовавший безгрешные страдания Спасителя.

Христос, как и Иосиф, становится предметом зависти Своих братьев по крови и вере — единоплеменников-иудеев, Он так же продается, как продали братья Иосифа.

Однако в конце Иосиф царствует в Египте и питает своих братьев земным хлебом, а Христос после Своего Воскресения воцаряется над всем миром и питает нас Небесным хлебом — Своими Плотью и Кровью.

Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, и Христос рассказывает иудеям поучительную притчу о неправедных виноградарях. Евангелие о смоковнице с притчей о виноградарях читается на утрене Великого понедельника.

Здесь надо отметить немаловажную особенность современной практики богослужения.

Для удобства приходящих в храм людей, чтобы у как можно большего числа христиан была возможность посетить столь важные богослужения, утреня следующего дня во все дни Страстной седмицы обычно служится накануне вечером, а вечерня следующего дня — утром текущего.

Например, утреня Великого понедельника, о которой сейчас идет речь, служится в воскресенье вечером, а вечерня вторника, в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров — в понедельник утром.

Смоковница в евангельском чтении утрени Великого понедельника изображает иудеев, у которых Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую Он обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

А в притче о злых виноградарях видится ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого. Нельзя в этой притче не увидеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди и тем самым как бы продолжающих распинать Христа.

Каким образом избежать этого осуждения, Церковь предлагает нам познать из исполняемого после мирной ектении на утренях Великих понедельника, вторника и среды тропаря «Се Жених грядет…».

В этом песнопении, которое, согласно Типикону, должно звучать «велегласно и со сладкопением», отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывается, что наша встреча (то есть конец нашего земного бытия) со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент: «… и блажен раб, Егоже обрящет бдяща», «недостоин же паки, Егоже обрящет унывающе».

Словами этого тропаря мы обращаемся к своей душе: «блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши»,— и чтобы этого не произошло: «воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

А по завершении канона утрени, также во все первые три дня Страстной седмицы, звучит так называемый ексапостиларий, или, по-русски, светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…». В нем продолжает раскрываться глубокий богослужебный образ взаимосвязи Христа Спасителя и человеческой души, как взаимоотношений Жениха и невесты.

Брак души со Христом — это таинственное единение Бога и человека в вечности, в Царстве Небесном. И этот небесный брачный «чертог» христианин уже видит, но сокрушается о том: «одежды не имам», то есть плодов духовной жизни (см.: Гал.

Читайте также:  Икона святой троицы, спасителя, божией матери, святых в храме - богослов

5, 22), «да вниду в онь» (чтобы войти в него); и далее уже прямое прошение к Богу о даровании необходимой для спасения душевной чистоты: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Также по Уставу в первые три дня Страстной седмицы на 3, 6 и 9 часах должно прочитываться все Четвероевангелие. Однако на практике часто читается полностью только Евангелие от Иоанна, которое специально для этого разбивается на девять частей.

В Великий вторник вспоминаются обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

На утрени этого дня читается отрывок из евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава), в котором неоднократно (до семи раз) Господь, обличая книжников и фарисеев, повторяет такие слова: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры», и после этих слов каждый раз Он указывает на то, чего не должны делать христианине, дабы не уподобиться по своим делам, вызвавшим такой гнев Господа, фарисеям и не услышать от Него страшные слова проклятия: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23, 33).

В целом же содержание службы Великого вторника заимствовано из евангельских притч о десяти девах, о талантах и из повествования о втором пришествии Христовом. В этот же день вечером последний раз совершается великопостное Великое повечерие.

Среда Страстной седмицы — это день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Богослужебно в среду вспоминается жена-«грешница», омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, а также решение Иуды предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.

Совершилось и то, и другое, когда Господь пребывал в Вифании, селении недалеко от Иерусалима, в доме Симона прокаженного.

Сначала некая жена-«грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение.

А после этого, как бы в противоположность ее бескорыстному поступку, родилось в душе Иуды на почве страсти сребролюбия преступное намерение предать беззаконному совету первосвященников Своего Учителя и Господа.

В Великую среду утром по завершении литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. С этого момента земные поклоны на службах отменяются, кроме поклонов перед плащаницей Спасителя в центре храма.

«Сие есть Тело Мое…»

В четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в саду Гефсиманском.

Также в богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками.

Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого Четвертка, который также исполняется и на утрене Великой Пятницы: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает.

Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.

Евангелие на утрене, подобранное из повествований евангелистов Матфея, Луки и Иоанна, повествует обо всех значимых для нас обстоятельствах этого дня. Это события, предшествовавшие, сопровождавшие и последовавшие за Тайной вечерею.

Литургия Василия Великого, которая служится в этот день, также вся посвящается воспоминанию установления главного Таинства Церкви — Святого Причащения. Поэтому литургическое евангельское чтение Великого Четверга составлено из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.

А вместо обычной «Херувимской» во время Великого входа за литургией распевается молитва, которую мы читаем каждый раз перед причастием: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Эта же молитва поется в Великий четверг во время причащения духовенства в алтаре и при причащении народа в храме.

«Тьма бысть по всей земли…»

День Великого Пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя.

Начинаются богослужения Великого пятка в четверг вечером, когда совершается последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным там Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение поста — чтение Страстных Евангелий.

Это последование как бы вплетено в состав утрени. После первых пяти евангельских чтений поются особые антифоны, общий характер которых можно было бы передать словами одного из антифонов о том, что «среди же совещавающих» об убиении Спасителя иудеев «Сам стоял еси невидимо Совещаваемый».

То есть Сам Христос невидимо пребывал среди первосвяшенников, совещавшихся о предании Его на смерть.

Утром Великого Пятка совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Причем они проходят по тому же чину, как и в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Литургии в этот день не положено совершать в знак скорби христиан о величайшем злодеянии — распятии Богочеловека.

Обычно около двух часов пополудни отправляется вечерня Великого пятка, за которой, как на литургии, читается и Апостол, и Евангелие.

Довольно продолжительное евангельское чтение посвящается подробному, составленному из трех евангелистов, повествованию об осуждении Спасителя на смерть, Его Крестном пути на Голгофу, самом распятии Господа и о том, что случилось сразу после него.

Причем евангелисты передают нам даже реакцию неживой природы на Крестную смерть Спасителя: тьма была по всей земле… завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись (Мф. 27, 45, 51, 52).

По окончании вечерни совершается Чин выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение настоятелем трогательного канона «о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После чтения этого канона совершается поклонение и целование святой Плащаницы, во время которого обычно поют умилительную стихиру о положении Господа во гроб: «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного…».

Великий покой

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Утреня Великой субботы совершается обычно в пятницу вечером и содержит в своем составе чтение так называемых Непорочных — стихов из 17 кафизмы (названных так по первым словам 118 псалма: Блаженни непорочнии…), перемежающихся с особыми похвалами Спасителю. Это служба погребения Господа, которая завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма при пении погребального Трисвятого.

В Великую субботу, как и в четверг, служится литургия Василия Великого в соединении с вечерней. Но это совершенно особое богослужение в непохожий ни на один другой день церковного года. Христос уже покинул Свой гроб и сошел в ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников.

Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость и со страхом взирает на долгожданное разрушение ада. Великая суббота — это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом.

Лучше всего настроение Великой субботы отображено в исполняемой на литургии вместо «Херувимской» благоговейной песни: Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет…

На вечерне, перед началом этой литургии, читаются 15 паремий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением.

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных.

После Апостола, вместо обычного «Аллилуиа» поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в белые одежды сами и переоблачают престол и жертвенник в алтаре.

Читайте также:  Проповедь о мытаре закхее - богослов

В белом одеянии, стоя перед плащаницей в центре храма, диакон читает последнюю, 28 главу Евангелия от Матфея, повествующую о событии Воскресения Спасителя, и это уже прямое указание на грядущую в предлежащую спасительную ночь радость Пасхи.

(277)

Страстная седмица великого поста

Для каждого православного человека особое значение имеет последняя неделя или страстная седмица великого поста. В течение этого времени христиане ограничивают себя в пище, много молятся и размышляют над последними событиями из жизни Спасителя. Отдельно вспоминают его мучительную смерть и все, что происходило после нее.

Недаром в переводе с церковнославянского название священного периода звучит как «неделя страданий». Кульминацией служит Великая Пасха, которая отмечается в воскресенье. Хотя первоначально большая часть православных христиан праздновали ее в Страстную пятницу.

Конец спорам был положен на Вселенском соборе, проведенном в 326 году нашей эры римским императором Константином Великим.

Особенности празднования в древности

Еще святитель Иоанн описывал поведение христиан во время Страстной седмицы. В это время верующие стремились брать пример с Иисуса Христа и совершать добрые поступки. Так, нередко прекращались тяжбы, освобождались узники, оказывалась помощь слабым и больным.

Жители Древней Руси также называли неделю Великой, Красной, Червонной или Святой. К встрече Пасхи готовились основательно: избы тщательно приводились в порядок, заготавливалась пища (куличи, крашеные яйца и др.), устраивались сооружения для гуляний.

В поселениях славян в страстную неделю было не принято шуметь. Считалось, что темные силы радуются страданиям. В канун Пасхи их разгул прекращался и на землю ненадолго возвращались души предков, чтобы вместе встретить священный праздник.

В представлении славян каноны Православной церкви тесно переплетались с языческими обрядами, вера часто включала приметы.

Дни Страстной седмицы

Каждый день на страстной неделе имеет свое особое значение и называется также Великим. Проводятся специальные службы, включающие следующие чтения:

  • пророческие;
  • евангельские и др.

В первые три дня они посвящены несовершенству, греховности человека. Далее – мукам Спасителя, страдавшего за остальных людей. Неделя завершает великий пост, который начинается после Прощенного воскресенья. В этот период предписывается строго ограничить себя в пище. Причем меню в течение всего поста и в отдельные его периоды также регламентируется.

Христианам, которые не могут резко менять режим питания, лучше получить позволение у священнослужителя. Любое усилие по ограничению себя приветствуется. Через отказ от привычной пищи побеждается страсть и тренируется смирение. Прежде всего, стоит обратить внимание на внутреннее состояние и контролировать ход мыслей.

Именно с этой целью и объявляется пост.

Великий понедельник

Принято вспоминать патриарха Иосифа, жизнь которого описана в Ветхом Завете. Его предали родные братья: поначалу хотели убить, а затем продали в рабство. Сделано это было из зависти. В дальнейшем Иосифу удается стать влиятельным человеком в Египте. Его ценит фараон за вещие сны и мудрость.

Также вспоминается проклятие Иисусом бесплодного дерева – смоковницы (инжир). На первый взгляд деяние кажется непонятным и неподобающим для Спасителя. Но в этом описании заложен скрытый смысл. Смоковница была покрыта листьями, но бесплодна. Она сравнивается с людьми, которые способны совершать добро, но не делают этого.

В великий понедельник страстной седмицы великого поста желательно поесть один раз. Можно воздержаться от пищи. Приветствуется сухоядение – употребление блюд без термической обработки. Растительное масло и вино также запрещены.

С понедельника по среду в утреннюю молитву читается Псалтырь, проводятся песнопения, упоминается о конце света и пришествии Бога.

Великий вторник

Во вторник вспоминают проповедь Христа в Иерусалимском Храме. Это было одно из последних наставлений Иисуса своим ученикам и другим последователям. Происходило оно в форме притч – коротких рассказов. В них через примеры из обычной жизни легко объяснялись высшие законы.

Также великий вторник страстной седмицы великого поста связан с разоблачением книжников и фарисеев – лицемерных людей, чья добродетель была лишь показной. На Руси женщины тайком от мужей толкли семена конопли и льна и получали молоко. Считалось, что оно прекрасно защищает домашний скот от болезней.

Ограничения в еде – уже не такие строгие, но рекомендуется сухоядение. Возможно воздержаться от ее приема.

Последние притчи Спасителя

По-прежнему читаются псалмы, пение посвящено последним притчам Христа. Одна из них посвящена десяти девам, которые пошли встречать женихов. Из них только пять запаслись маслом к светильникам и дождались их. Остальным пришлось вернуться и пропустить брачный пир.

Притча призывает к тому, чтобы не только иметь веру (светильник), но и поддерживать ее добрыми делами. Иначе все бессмысленно. Другая связана с известным выражением. В ней рассказывается о том, как фарисеи спросили, следует ли им платить налог кесарю.

Иисус показал им монету с изображением правителя и поинтересовался, что они на ней видят и какие из этого нужно сделать выводы. «Кесарево кесарю, а Божие Богу», то есть каждому — свое. Притча о зарытом таланте и сейчас знакома многим людям хотя бы в общем значении.

Следует лишь уточнить, что талантом тогда назывались денежные единицы.

Великая среда

Среда посвящена воспоминаниям о двух евангельских грешниках. Один из них – известный всем Иуда Искариот, ближайший сподвижник Христа и апостол. Как гласит история, он продал своего учителя за 30 серебряных монет. Его имя стало нарицательным и является символом предательства.

Вторая грешница, напротив, раскаялась в своих поступках и подготовила Иисуса к погребению. По преданию, она вымыла ему ноги миром (дорогим маслом) и вытерла их собственными волосами. Этот день также был связан с определенным ритуалом на Руси – видимо, пережитком языческого прошлого. На улицу выгонялась вся домашняя скотина и поливалась талой водой.

Вдобавок животные посыпались специально подготовленной солью. Люди верили, что это поможет скоту меньше болеть. Считалось, что подобная защита будет действовать вплоть до Великой среды следующего года. Тем, кто строго постится, рекомендуется принимать пищу один раз, желательно вечером. Состав еды – тот же. Евангелие на страстной неделе лучше прочитать полностью.

Делают это обычно в первые три дня и в среду заканчивают. Литургия святого Григория Двоеслова также завершается.

Великий четверг

Вспоминают Тайную вечерю и начало применения основного обряда Церкви – Святого Причастия. Это известный любому православному христианину ритуал, помогающий приблизиться к Богу. По преданию, Иисус на последнем ужине омыл ноги учеников и призвал их поступать так же. Этот обряд служит знаком смирения и используется в богослужении сегодня.

Так, у католиков он применяется давно, в Православной Церкви – с 2006 года. Великий четверг еще называют Чистым. В этот день необходимо тщательно убраться в жилище и тем самым подготовить его к празднику. Наводить порядок после четверга не принято. Это – плохая примета. Считается, что во время уборки можно найти потерянную вещь.

Для того чтобы улучшить финансовое положение, некоторые добавляют в воду мелкие монеты. Затем ее используют для очистки дома. В четверг пекут куличи, красят пасхальные яйца. Предпочтительно сухоядение, но уже можно немного масла. Только в этот день песнопения страстной седмицы великого поста исполняют в полном объеме (все восемь).

Вечером происходит литургия, после которой – обряд омовения ног. Тогда же освещают масло мирры. На торжественном ужине возможно незначительное ослабление поста.

Страстная пятница

Считается, что великая пятница — самый тяжелый день этой недели. Она связана со страданиями Христа, его распятием и погребением. Это день особой скорби для верующих. Крайне желательно исключить любые развлечения, даже самые распространенные и безобидные:

  • телевидение;
  • художественная литература и др.

Работа по дому также не приветствуется. Рекомендуется посетить церковь. Строго соблюдающим великий пост лучше совсем отказаться от пищи. Обычным верующим – хотя бы до выноса плащаницы.

Он происходит во второй половине дня. В питании следует придерживаться обычной для поста еды, без масла. На утрене читаются отрывки из Евангелия, повествующие о казни Спасителя.

Литургию не проводят, колокола не звонят.

Великая суббота

Погребение Иисуса и его победу над темными силами вспоминают в субботу. По преданию, в аду Христос освободил праведников, а также Адама и Еву.

Именно в субботу заканчиваются последние приготовления к Пасхе, освещается пища: куличи, яйца. Нужно закончить дела до ночной службы, чтобы успеть к празднику.

Сухоядение в субботу продолжается, хотя уже не такое строгое. Позволительно немного масла и горячей пищи.

По окончании вечерней службы в субботу проходит литургия. После обычно верующие сразу дожидаются пасхальной утрени. Она начинается в полночь. Великая суббота страстной седмицы великого поста завершает Страстную неделю. После нее наступает один из главных православных праздников – Светлая Пасха. Пост заканчивается, хотя лучше выходить из него постепенно.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *