Великая суббота страстной седмицы — богослов

Шестой день Страстной седмицы называется Великой Субботой. Суббота Преблагословенная, так называет этот день Церковь за его важность в деле искупления рода человеческого от прародительского греха. В 2020 году Великая суббота выпадает на 18 апреля.

Казалось бы, всё уже позади. Христос сошел на землю, воплотился от Девы Марии, перенес страшные мучения, поругания, оплевания, заушения и, наконец, позорную крестную смерть.

Затем Его тело сняли с креста Иосиф с Никодимом, помазали специальным составом для погребения мертвых (смирна с алоэ), обвили Плащаницей и положили в гроб – пещеру, которая находилась неподалеку и принадлежала Иосифу (члену фарисейского собрания, но тайного ученика Христа).

Он был богат, поэтому сбылось пророчество пророка Исайи: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого». (Исайя 53,9).

Они торопились, потому что впереди был иудейский праздник – Пасха. Итак, тело Иисуса положили во гробе и привалили камень к дверям пещеры. Впереди – покой праздника, который нарушать считалось большим грехом.

Просьба фарисеев

Великая суббота Страстной седмицы - Богослов

Но неугомонные фарисеи, как повествует Евангелие от Матфея, не побоялись поступиться даже законом, нарушив покой и придя к Пилату. О чем же они еще просят? Разве мало им страшной смерти Христа? Они все еще недовольны.

Осталась у них последняя просьба – поставить на камне гроба, где положено Тело Христово, печать, чтобы никто не смог открыть его. Мало того, они еще потребовали поставить перед гробом стражу. Чего же они так опасались?

Тут они выдали себя, ибо знали Писание, что Христос должен воскреснуть. А тогда все люди удостоверятся в этом и поймут, что фарисеи распяли Самого Мессию, о котором говорит Писание! Этого они никак не могли перенести.

Усталый Пилат уже не возражал ни на что. Он был раздавлен, ибо понимал, Кого он послал на распятие. Он позволил им выполнить просимое.

Несчастные фарисеи, если б они знали, что сами себе навредили! Ведь, не зная того, они сами устроили неоспоримое доказательство Христова воскресения! Никто не мог зайти в гроб и украсть Тело Христа, ведь он был запечатан и тщательно охранялся. Тем не менее, гроб оказался пустой, когда Ангел отвалил камень, и это засвидетельствовали воины.

Реакция учеников и мироносиц

Оставим фарисеев с их опасениями и неверием. Тело Христа покоится во гробе. Ученики и мироносицы остаются в покое, исполняя закон. Для них это – самая грустная Пасха за всю жизнь.

Любимого Учителя распяли, так позорно и унизительно, а Он молчал и ничего не мог сделать! А они-то Ему верили… И только мироносицы, не отчаявшись, чувствуя, что самое главное еще впереди, ночью тайно решили пойти во гроб…

Христос спускается в ад

Великая суббота Страстной седмицы - Богослов

Тем временем совершается Великое Таинство. Христос спускается в ад душой, где находятся все от века умершие. Они давно ожидали Его пришествия и освобождения от мук. Христос нисходит в ад, чтобы вывести оттуда всех, достойных Царствия Небесного. Он Своей смертью на кресте разрушил древнюю клятву, диавол посрамлен. Теперь вход в Царствие Небесное снова открыт благодаря Христовой Жертве.

Но не все покинули в этот день ад, а лишь те, кто уверовал во Христа. Ад не смог удержать их, как не смог удержать Христа. «Ят был, но не удержан», как поется в ирмосах утрени на Великую Субботу.

Осталось последнее и самое важное дело. Впереди – победа над смертью, возвещающая всеобщее воскресение мертвых. «Смерть, где твое жало?!» (св. Иоанн Златоуст).

«Да молчит всякая плоть» — так поется в песнопении на Литургии в Великую Субботу, заменяющее Херувимскую песнь. Все замерло и молчит, осознавая важность момента. Все замерло в ожидании воскресения Христова.

Особенности богослужения

Утреня на Великую Субботу служится накануне вечером обычно. Во время нее бывает крестный ход с Плащаницей, олицетворяющий погребение Христа. На Бог Господь поются тропари: «Благообразный Иосиф», «Егда снисшед», «Мироносицам». Далее начинается «отпевание» Господа. Читается вся 17 кафизма со стихами. Все прихожане стоят с зажженными свечками.

Затем поется «Ангельский собор», а потом канон с ирмосами «Волною морскою», очень красивое и умилительное произведение св. Марка, св. Косьмы (ирмосы написала монахиня Кассия в 9 веке).

«Честнейшую» не поется. На Великом Славословии, во время пения Святый Боже (погребальным распевом) Плащаница выносится из храма, крестным ходом проносится вокруг него и заносится снова в храм. Полагается она у царских врат, это знак того, что Христос после смерти был неразлучно с Отцом Небесным на Престоле.

Возле Плащаницы читаются паремии, апостол и Евангелие.

Утром в Субботу служится Литургия св. Василия Великого, соединенная с изобразительными и вечерней.

На вечерни читаются пятнадцать паремий. Вместо Трисвятого – Елицы. Во время пения аллилуария священнослужители переодеваются в белое облачение, символизируя ангела, возвещающего воскресение Христа. Читается воскресное Евангелие.

Поется Задостойник. После службы по обычаю освящается хлеб с вином. Это – древний обычай, христиане оставались в храме до пасхальной утрени.

Обычно в этот день освящается пасхальная трапеза (куличи, крашеные яйца, пасхи).

В храме на Гробе Господнем в Иерусалиме в Великую Субботу снисходит Благодатный Огонь.

Церковный календарь. 18 апреля 2020. Великая Суббота

О великой субботе страстной седмицы

Великая суббота Страстной седмицы - Богослов Распечатать

Русская Икона

В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верой ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В римской традиции прогребать тела распятых было не принято, обычно они оставались висеть на крестах и становились добычей птиц. Однако, по особому распоряжению начальства, их можно было предать погребению.

После смерти Христа его тайный ученик Иосиф Аримофейский, член синедриона, пришел к Пилату и попросил у него тело Христа для захоронения.

Вместе с праведным Никодимом, еще одним тайным учеником Христа, Иосиф снял с Креста Тело Спасителя. Он купил плащаницу, которой и обвили тело Господа, после чего положили в пещере, которую.

Иосиф приготовил ранее для себя. Вход в саму пещеру заслонили тяжелым камнем.

Фарисеи, помня слова Христа о Его воскресении, боялись, что апостолы украдут тело своего учителя, а всем скажут, что Он воскрес. Именно они настояли на том, чтобы поставить у гробницы стражу.

О том, что после распятия и смерти Христос душой Своей сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских, например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19—20). 

Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душой во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения.

Литургия Великой субботы — Василия Великого — очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями.

По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Это богослужение призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота — и есть день покоя, когда Сам Господь почил.

После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных.

После чтения Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли».

Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Вместо «Достойно есть» — ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлое пасхальное богослужение.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

Согласно древнему обычаю в Великую субботу верующие освящают праздничные лакомства: твороженную Пасху, кулич и раскрашенные в разные цвета пасхальные яйца. Обычай окрашивать яйца на Пасху произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, которая пришла в Рим проповедовать Евангелие.

Проповедницу нового учения пригласил во дворец император Тиберий. Придти во дворец без подарка считалось неприличным, и Мария Магдалина по бедности своей принесла императору куриное яйцо. Его она и протянула со словами «Христос воскресе!». Император ответил, что это также невозможно, как если бы это яйцо сделалось красным.

В следующий миг на глазах изумленного императора совершилось чудо, яйцо окрасилось в красный цвет. Яйцо является и символом жизни. Как из-под неживой скорлупы яйца рождается жизнь, так и Христос воскрес из гроба, и так воскреснут в вечную жизнь все умершие.

Окрашивание красной краской знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа.

Кулич символизирует Хлеб Жизни — Христа и является домашним аналогом церковного артоса — большой просфоры, стоящей всю Светлую седмицу перед алтарем и символизирующей пребывание с верующими воскресшего Христа.

Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения.

Поэтому на верхней стороне помещаются буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!»

В храме Гроба Господня в Иерусалиме в этот день ежегодно сходит Благодатный огонь.

теги: великая суббота, евангельская история, страстная седмица

Каноны Великой субботы

Обновлен состав Редакционного совета портала «Богослов.ру» В связи с реорганизацией деятельности портала «Богослов.ру» новые публикации временно приостанавливаются до начала работы обновлённой редакции. Читать дальше

Читайте также:  Проповедь о мытаре закхее - богослов

Великая суббота Страстной седмицы - Богослов Историко-литургическая справка о канонах Великой субботы доцента МДА священника Михаила Желтова продолжает цикл публикаций портала Богослов.Ru, посвящённых Страстной седмице.

Не будет преувеличением сказать, что канон утрени Великой субботы является центральным гимнографическим текстом этого дня. Согласно Триоди, этот полный (без второй песни) канон — составной: песни с 6-й по 9-ю принадлежат перу прп. Косьмы Маюмского, ирмосы 1-й, 3-й, 4-й и 5-й песней — инокине Кассии, тропари 1-й, 3-й, 4-й и 5-й песней — Марку, епископу Идрунтскому (Отрантскому).

Четверопеснец прп. Косьмы Маюмского для утрени Великой субботы, как уже было нами отмечено, составляет часть целого цикла неполных (и одного полного) канонов Страстной седмицы, написанного прп.

Косьмой и образующего отдельный слой страстных служб (см.: http://www.bogoslov.ru/text/397608.html).Славянский текст четверопеснца прп. Косьмы согласно современным изданиям Триоди приведен ниже, в Приложении 1. 

Четверопеснец прп. Косьмы на Великую субботу был дополнен до полного канона уже гимнографами IX-X века. Первое такое дополнение традиция приписывает инокине Кассии, которой принадлежат и некоторые другие важнейшие песнопения.

Были написаны ирмосы для первых четырех песней канона, а также тропари к ним. Эти ирмосы — те же, что и в современном каноне, тогда как тропари, по всей видимости, были другими.

В рукописях сохранились иные, отличающиеся от современных, тропари для первых четырех песней канона Великой субботы. В Приложении 2 к настоящей заметке приведен славянский текст этих тропарей (без ирмосов) по рукописи ГИМ. Воскр. 27, кон. ΧΙΙ в.

(использован текст, опубликованный на сайте «Манускриптъ» [http://mns.udsu.ru/] и подготовленный коллективом исследователей под руководством В. А. Баранова [http://mns.udsu.ru/triod/Tr_Auth.html]).

Несколько позднее к ирмосам первых четырех песней канона были написаны новые тропари, прочно вошедшие в богослужебную практику. Современный славянский текст этих тропарей, а также ирмосов, к которым они были написаны, приведен в Приложении 3.

Каждый из страстных канонов прп. Косьмы имеет в Триоди пару — трипеснец прп. Андрея Критского. Трипеснцы прп. Андрея составляют еще один важный цикл страстной гимнографии. В службе Великой субботы, согласно современным изданиям Триоди, нет канона прп. Андрея Критского — но это не означает, что цикл прп. Андрея неполон.

Великая суббота в этом цикле была представлена отдельным четверопеснцем, который в позднейшую эпоху был вытеснен иным каноном (на Плач Пресвятой Богородицы, о нем см. ниже), однако сохранился в рукописях (греческий текст четверопеснца вошел также и в некоторые старопечатные издания Триоди).

Славянский текст четверопеснца был издан А. С. Правдолюбовым по знаменитой Триоди Моисея Киянина с привлечением еще нескольких рукописей (Правдолюбов А. С. Четверопеснец и канон Великой субботы. Публикация текстов и гимнографический анализ древних славянских рукописей: магистерская диссертация. М., 2006. [Ркп.] С.

20-29 = Приложение 4 к настоящей заметке). 

Комплект ирмосов канона Великой субботы (т. е. оригинальные ирмосы прп. Косьмы в песнях с 6-й по 9-ю вместе с ирмосами, дописанными инокиней Кассией [предположительно] для первых четырех песней) пользовался большой любовью византийцев и стал основой для еще нескольких канонов. Один из них — канон прп.

Симеона Метафраста «На Боготелесное погребение и на Плач Пресвятыя Богородицы». Именно этот канон, по всей видимости, упоминается в Евергетидском Типиконе, в разделе о паннихис вечером под Великую субботу. Паннихис Евергетидского Типикона — это особая служба, аналог современного молебна.

Главным содержанием этой службы было пение канона — праздничного под праздники и т. д. В Евергетидском Типиконе многократно упоминается правило о пении в пятницу вечером заупокойного канона (что можно сравнить с указаниями даже современного нам Типикона о совершении панихиды вечером в пятницу).

Очевидно, вечером в Великую пятницу заупокойное моление об усопших монахах было заменено каноном на погребение Господа. В рукописях XV-XVII веков канон прп. Симеона Метафраста (ирмосы: Волною морскою) нередко выписывается в паре с другим каноном (ирмосы Яко по суху, т. е.

обычные воскресные ирмосы 6-го гласа), относительно которого прямо говорится, что он заменяет собой канон прп. Симеона Метафраста в пятницы всего года. 

Таким образом, популярность канона прп. Симеона Метафраста на Плач Пресвятой Богородицы, с ирмосами Великой субботы, привела к созданию аналогичного канона, но уже с обычными воскресными ирмосами. В дониконовских изданиях Триоди на повечерии вечером в Великую пятницу все еще печатался канон прп.

Симеона Метафраста; в современной русской Триоди он был по неизвестным причинам заменен вторым каноном, с ирмосами Яко по суху, причем дониконовское заглавие канона было сохранено, так что современные издания Триоди приписывают этот канон прп. Симеону Метафрасту ошибочно. Славянский текст обоих канонов — прп.

Симеона Метафраста и парного к нему — приведен в Приложении 5 к настоящей заметке (фотокопия рукописи РГБ. ТСЛ. 657, рубеж XVI-XVII вв. Л. 176-183 об.; полностью рукопись доступна на сайте http://www.stsl.ru). Помимо перечисленных выше, известен еще один канон Великой субботы, принадлежащий перу прп. Феодора Студита (прп. Феодором был создан полный цикл страстных канонов, аналогичный циклам прп. Косьмы и прп. Андрея; в богослужебной практике он не сохранился). На славянский язык он не переводился. 

Приложение 1. Четверопеснец прп. Косьмы Маюмского (согласно стандартному изданию Триоди). 

Приложение 2. Пополнения четверопеснца прп. Косьмы Маюмского (согласно изданию Триоди конца XII в., ГИМ. Воскр. 27, выполненному коллективом исследователей под руководством В. А. Баранова). 

Приложение 3. Иные пополнения четверопеснца прп. Косьмы Маюмского (согласно стандартному изданию Триоди). 

Приложение 4. Четверопеснец прп. Андрея Критского (согласно изданию, подготовленному А. С. Правдолюбовым).

Приложение 5. Каноны на Плач Пресвятой Богородицы: анонимный (как в современной Триоди) и прп. Симеона Метафраста (как в дониконовской Триоди), согласно рукописи РГБ. ТСЛ. 657 (файлы доступны в рамках совместного проекта РГБ и СТСЛ). 

Великая суббота страстной седмицы великого поста

  • Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
  • Заключительная строка кондака и икоса
  • В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. А.Поспелов 

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. А.Поспелов 

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота.

Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Сошествие во ад

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

Читайте также:  Родители преподобного сергия радонежского — прославленение - богослов

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. «Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. «Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».
  1. Евангелие от Матфея
  2. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
  3. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал.

Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Мф. 28, 1-20

* * *

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8

Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).

Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством.

Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

Христос во гробе

Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми.

Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).

Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении.

А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное.

Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство.

И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления.

Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Архиепископ Серафим (Соболев)

Богослужения Страстной седмицы

Великий Четверг

В Великий Четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной Вечерей (вообще, как всякая литургия, и, в частности, как совершаемая в день ежегодного воспоминания об этом событии). Литургия в этот день совершается в соединении с вечерней.

«Полные» (то есть с евхаристическим каноном) литургии совершаются, таким образом, только в Великий Четверг, Великую Субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления), в связи с чем древние уставы даже разрешали приступать к Евхаристии не натощак.

Поскольку литургия сама по себе вводит участников в основную богослужебную тему дня — Тайную Вечерю, стихиры на «Господи, воззвах» посвящены второй, не менее важной, теме — предательству Иуды.

Самой известной является последняя (входная) стихира, проводящая параллель между Иудой, одним из двенадцати учеников Христа, добровольно отказавшимся от апостольства, и неблагодарными израильтянами, роптавшими на Бога во время путешествия по пустыне.

Авторы пытаются проникнуть в помраченную душу предателя, чтобы выяснить, где причина его отступничества, и напомнить нам о страшном пути всякого предающего правду Божию.

В качестве ответа на вопросы «Как избежать падения?», «Как остаться верным Богу и всегда быть со Христом?» после Божественной литургии совершается обряд омовения ног, напоминающий о том, что Христос на Тайной Вечере умыл ноги апостолам. Этот богослужебный чин имеет важный духовный смысл. Пример Господа учит нас служить другим, так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20: 28).

Христос выстраивает новую систему иерархии, парадоксальную по своей сути, но простую и естественную для всякого ищущего Царства Божия и правды его (См.: Мф. 6: 33).

 …Князья народов господствуют над ними, — говорит Он Своим ученикам, а значит, всем христианам, — и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20: 25–27).

На практике обряд омовения ног совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях.

Предстоятели поместных православных церквей освящают в этот день свежесваренное миро — особо сложно приготовленное из множества ароматических компонентов масло, которое используется в таинстве Миропомазания для знамения на верных «печати дара Духа Святаго» — той благодати Божией, которая укрепляет христианина на всем его жизненном пути.

В Русской Церкви, например, этот обряд совершается Патриархом Московским и всея Руси, и миро потом распределяется по епархиям и приходам.

Освящение мира в этот день связано также с тем обстоятельством, что в древности Крещение оглашенных (готовящихся к таинству) совершалось в Великую Субботу, чтобы праздник Пасхи они встретили уже христианами, в евхаристическом единстве с остальными членами Церкви.

Читайте также:  Обрезание господне и житие василия великого - богослов

Евангелия Страстей Христовых

«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой Пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг).

Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение).

Священнослужители и прихожане стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху.

После утрени по благочестивому обычаю многие верующие, не гася эти свечи, приносят их домой.

Порядок чтения Двенадцати Евангелий таков:

1) (Ин. 13: 31 — 18: 1) — прощальная беседа Иисуса с учениками (Ин. 13–16) и первосвященническая молитва (Ин. 17);

  • 2) (Ин. 18:1 — 28) — арест Иисуса в Гефсиманском саду, суд первосвященника Анны, троекратное отречение Петра (в изложении апостола Иоанна Богослова);
  • 3) (Мф. 26: 57–75) — суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение Петра (в изложении апостола Матфея);
  • 4) (Ин. 18: 28 — 19: 16) — тайная беседа Иисуса с Пилатом, суд Пилата (в изложении апостола Иоанна Богослова);
  • 5) (Мф. 27: 3 — 32) — самоубийство Иуды, суд Пилата (в изложении апостола Матфея), Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении апостола Матфея);
  • 6) (Мк. 15: 16–32) — Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении апостола Марка), распятие Иисуса, насмешки над Ним;
  • 7) (Мф. 27; 33–54) — распятие Иисуса, насмешки над Ним, крестная смерть и сопровождающие ее знамения;
  • 8) (Лк. 23: 32–49) — молитва распинаемого Христа, исповедание благоразумного разбойника;
  • 9) (Ин. 19: 25–37) — Богородица и апостол Иоанн Богослов у Креста, крестная смерть, прободение копьем;
  • 10) (Мк. 15: 43–47) — Иосиф Аримафейский у Пилата, погребение Христа (в изложении апостола Марка);
  • 11) (Ин. 19: 38–42) — погребение Христа (в изложении апостола Иоанна Богослова);

12) (Мф. 27: 62–66) — установление стражи у Гроба.

Великая Пятница

На вечерне Великой Пятницы совершается вынос Святой Плащаницы, изображающей погребение Христа, и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». Основной их темой является ужас, противоестественность ситуации, когда Сын Божий принимает страдания и смерть от Своего же избранного народа.

Одна из паремий (ветхозаветных чтений) этого богослужения напоминает нам, христианам, что лицезрение Бога, невозможное в ветхозаветные времена даже для Моисея, стало возможным благодаря снисхождению Сына Божия.

Парадоксальным образом тот самый лик Божий, который так желал видеть Моисей, был оплеван и избит иудеями — носителями и хранителями Моисеева закона. После паремий читается объединенный отрывок (1 Кор.

1: 18–31 и 1: 1–2), в котором апостол Павел напоминает верующим во Христа о премудрости и силе Божией, явленных миру через крестную смерть Спасителя. Затем (уже в третий раз в течение Великой Пятницы) совершается чтение Евангелия о Страстях Христовых.

На вечерне это чтение в основном построено на Евангелии от Матфея, но с включением важных отрывков из Евангелий от Луки и Иоанна Богослова, то есть является составным. Оно полностью охватывает все события пятницы (кроме прощальной беседы с учениками и первосвященнической молитвы Спасителя).

На последней стихире вечерни открываются Царские врата, и предстоятель совершает каждение алтаря, на котором возложена Святая Плащаница — особый плат с изображением Христа, снятого с Креста. Этой стихирой в богослужение вносится новая тема — снятие со Креста и погребение Спасителя.

С конца XVI века в вечерню включается, а с XVII века становится общепринятым чин изнесения (в просторечии — выноса) Святой Плащаницы из алтаря на середину храма, где она остается до пасхальной полунощницы.

При пении тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» — открываются Царские врата, и священник, совершив три земных поклона, поднимает Святую Плащаницу с престола и через северные врата выносит ее на середину храма и полагает на приготовленной «гробнице». Процессия обходит престол с правой стороны и через Горнее место направляется к северной двери. При соборном служении настоятель идет под Святой Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несет в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несет Евангелие, завернутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Святой Плащаницы священнослужители совершают поклонение ей и ее целование.

После вечерни совершается малое повечерие, на котором поется Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию Святой Плащаницы подходят прихожане. Она находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трехдневное нахождение во Гробе Иисуса Христа.

Великая Суббота

На утрене Великой Субботы священнослужители выходят из алтаря к Святой Плащанице, лежащей на середине храма, и здесь читают «Непорочны» — псалом 118-й с особыми припевами — «похвалами».

Самый протяженный (176 стихов) библейский псалом 118-й, воспевающий блаженство праведников, ходящих в законе Господнем, является в православном богослужении и заупокойным (входит в состав парастаса — заупокойной утрени, а также чина погребения (отпевания)), и воскресным.

Его присутствие в утрене Великой Субботы еще раз подчеркивает связь этого дня с событиями и прошедшей Великой Пятницы (смерть и погребение Христа), и наступающего Воскресения.

«Непорочны» завершаются воскресными тропарями Иоанна Дамаскина (обычно поются на воскресных утренях) — еще одно указание на грядущее Воскресение.

А после канона и великого славословия Святая Плащаница крестным ходом под пение Трисвятого обносится вокруг храма, подносится к открытым Царским вратам и возвращается на «гробницу» посреди храма.

Отсутствующую утреннюю литургию заменяет «служба чтений» перед Святой Плащаницей. Здесь последовательно прочитываются:

1) паремия (Иез. 37: 1–14) — видение Иезекииля о поле «сухих костей», которые по слову Божию соединяются жилами, покрываются кожею, а затем после схождения на них духа мертвецы оживают.

 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь (Иез. 37: 13–14).

Это видение Иезекииля представляется пророчеством как о воскресении мертвых, так и о схождении Духа Святого (поэтому читается также в Пятидесятницу);

2) составное чтение из апостола (1 Кор. 5: 6–8 и Гал. 3: 13–14) о плодах смерти Спасителя;

3) Евангелие (Мф. 27: 62–66 — первосвященники опечатывают Гроб Господень и приставляют к нему стражу.

Так как Великая Суббота является важным постным днем, литургия в этот день, как и в Великий Четверг, совершается после вечерни.

«Паломничество Эгерии», важнейший письменный памятник IV века, свидетельствует, что литургия Великой Субботы и пасхальная литургия совершались без перерыва, одна за другой, но в разных частях храма Гроба Господня.

В современной практике время совершения литургии Великой Субботы перенесено на утро, но уставное требование совершать литургию после вечерни сохранено.

На вечерне после входа с Евангелием и «Свете тихий» читаются пятнадцать паремий — ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви.

Такое большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой Субботы, напоминает о том, что именно во время этого богослужения в Константинопольской и Иерусалимской церквах совершалось Крещение оглашенных. О двенадцати паремиях, читавшихся в храме Гроба Господня, упоминается уже в «Паломничестве Эгерии» (IV в.), в Типиконе Великой церкви (IX–X вв.

) указывается уже пятнадцать паремий (обязательно читались первые семь и пятнадцатая — из Даниила, остальные — в случае большого количества новокрещеных). Вновь крещеные во главе с епископом шествовали от купели в храм под пение Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.

3: 27) — этот гимн, напоминающий о древней практике Крещения, заменяет в Великую Субботу обычное литургическое Трисвятое. Новокрещеным же предлагалось апостольское чтение (См.: Рим. 6: 3–11), сохранившееся в современной литургии Великой Субботы и напоминающее, что крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились умерли для греха и живы в Боге.

Этим чтением апостола завершается погребальный день субботы и начинается предпразднство Светлого Воскресения.

В предчувствии Воскресения аллилуиарий перед Евангелием (Аллилуйа со стихами из Псалтири) заменен в Великую Субботу (единственный раз в году) на пение 81-го псалма: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех (Пс. 81); во время этого пения священнослужители сменяют великопостные темные одеяния на белые.

Евангельским чтением Великой Субботы является заключительная, 28-я, глава Евангелия от Матфея, повествующая о Воскресении Христовом и читаемая в полном объеме только в этот день (в другие дни читается только ее завершение (Мф. 28: 16–20).

Поскольку после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, а ожидали пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов (наподобие обычной воскресной вечерни, но без вина и елея), которые раздавались верным для подкрепления.

Временной промежуток между вечерней Великой Субботы и пасхальной утреней заполнялся великим чтением — чтением Деяний святых апостолов.

В современной практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании литургии святителя Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний — вечером.

В течение Великой Субботы в храмах обычно происходит освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх (хотя согласно букве Устава оно должно совершаться после пасхальной литургии).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой Святую Плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол.

Пасхальную утреню, торжественное богослужение, посвященное воскресению Христа, обычно начинают в полночь.

16.04.2020

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *