Введение во храм пресвятой богородицы (на литургии 4 декабря 2018) — богослов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю всех с праздником, с принятием Христовых тайн. Особенно тех причастников, которые причащались первый раз, тех причастников, которые последний раз причащались очень давно. Всех поздравляю с принятием Христовых тайн. Дай Бог, чтобы это послужило скреплению вашего союза со Христом, а через Христа и со всею Троицей.

Сегодня мы с вами празднуем праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Почему мы с вами его празднуем? Почему у нас с вами есть праздники? Это те памятные события, которые мы любим.

А ещё мы любим тех, кто участвовал в этих событиях. Сегодня праздник посвящен Пресвятой Богородице. Это такая некая икона к празднику, Икона нашего с вами спасения. Очень много интересного.

Мы с вами вчера об этом рассуждали, сегодня.

Сегодня узнали из чтения Минеи, что Церковь хранит это предание. Сегодня тоже постараемся для себя тоже взять то, что нам интересно, что необходимо в этой жизни. Мы видим с вами, что отец и мать Пресвятой Богородицы не имели детей. И они полностью уповали на Бога.

Вот как Господь даст, так и будет. Если ты, Господи, дашь нам ребёнка, мы тебе его возвратим. Вот ты нам подаришь, и мы тоже сможем возблагодарить тебя! Тоже сможем подарить тебе Дар — самое дорогое, что у нас есть — ребенка.

И после этого, как Бог даёт им ребёнка, они не забыли своего обещания.

У нас часто в храме — ведь я же постоянно в храме нахожусь — много приходят людей, которые приходят и просят у Бога то, чего у них нету, чего бы им хотелось. А потом я знаю, что когда они это получили, то они больше в храм не приходят.

Не то, чтобы вернуть часть полученного ими от Бога, они не приходят даже поблагодарить Его. Они не приходят даже для этого. Они забывают, что это милость, что это дар, что это от Бога свыше. А святые родители не забыли.

И они пришли, привели Пресвятую Владычицу в храм.

Вот недавно была экскурсия детей в храме. И пришли дети с родителями, с мамами. И вот мы тоже рассуждали об этом празднике, и я спрашиваю: «А сколько вашим детям лет?» Ведь они такие маленькие, беззащитные, без мам очень стеснялись. Самому младшему ребёнку оказалось 4 года.

Пресвятой Богородице было 3 года, когда она мужественно пошла в храм на служение Богу. Она была очень маленькая, но она была очень решительная. Вот это то, чего нет в нашей жизни.

Мы никак не можем решиться: будем ли мы с этим миром? Или мы будем с Богом? Будем ли с Богом или будем мы с миром?

Мы постоянно находимся в таком выборе, и мы не можем сделать его окончательно. Пресвятая Владычица, когда её подвели к храму, она сразу сделала свой выбор. Она сделала выбор в пользу Бога. Она оставила любимых родителей, которые ее грели, питали, одевали, украшали ее. Но она пошла к Богу, потому что это было самое главное в ее жизни. В Жизни трехлетнего ребенка.

Многих людей я знаю, которые в 50-60 лет говорят, что мне ещё рано приходить в храм, чтобы служить Богу. Вот ещё чуть подольше поживу для себя. Человек 50 лет жил для себя, и все ещё не нажился для себя. И вот он говорит: «Поживу ещё немного для себя, а потом будет еще время и приду к Богу».

И опять я этих людей так и не вижу в храме. Так некая прихожанка сказала: «Зову я своих подруг, — а ей 80 лет, — а они мне говорят успею, потом приду». А нынче уже все покойники. Нет уже больше тех на этой земле, которые обещались прийти, как придёт время. Но так это время и не пришло.

Потому что это время — оно наступило сейчас.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (на литургии 4 декабря 2018) - БогословВведение во храм Пресвятой Богородицы — это Праздник для христиан

Вот Пресвятая Владычица с трехлетнего возраста начала служить Богу. Она пошла твёрдыми шагами, с мужеством, то чего сегодня нам так не хватает. Часто мы себе говорим: как мы будем работать? как будем молиться? Ведь нету сил, нету здоровья. Но нету не этого, а нету желания. Было желание, и все бы у нас с вами получилось.

Мы уже стояли бы здесь — в Царстве Небесном. И в душе у нас было бы Царствие Небесное. И родственники, все наши родственники они были бы причастниками Царства Небесного через нас с вами. Но мы оправдываем свои грехи, свое нежелание чем? Немощью, болезнями, занятостью и другими причинами.

Их очень много этих поводов, но суть одна — просто нет желания.

Нету желания, решимости как у Пресвятой Богородице. Если она тоже стала около этих ступеней и сказала бы: «Это 15 больших крутых ступеней, по которым и взрослые кое-как всходят. А я маленькая девочка. Я не могу идти по ним». Если бы она так сказала, то никто бы из нас не имел той радости спасения всего человечества. Никто бы не имел радости общения со Христом.

Если бы она, посмотрев на ступени, так сказала. Но она так не сказала. Она твёрдо, мужественно пошла по этим ступеням, превосходя человеческую силу. Именно потому, что она хотела служить Богу. И она служила. Она с трёх лет работала в храме. Ее отдали в храм для чего? Для того, чтобы она там служили Богу. Она убирала, она вышивала, она молилась.

Она изучала Священное Писание с трёхлетнего возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=73nZ-z2XX-A

А мы всё ждем, когда наступит то время, когда мы на пенсии, когда нибудь мы начнём служить. На пенсии будет уже поздно служить Богу. И ум не тот, и здоровье не то, и времени мало, и сил не хватает. С 3-х летнего возраста уже надо служить Богу, а не пользоваться Богом. Служить Богу, как это сделала Пресвятая Владычица. Это нам всем пример.

И этот же праздник Введение в храм Пресвятой Богородицы раскрывает нам наши возможности. Мы видим, что она входит в Святая Святых, куда первосвященник входил с очистительною кровью животного, под страхом смерти.

Он даже просто не мог войти с этой кровью. Он водит ее туда, куда никому нельзя входить, где можно умереть от присутствия Божия. Это святое, но он вводит её туда. Все ужасаются.

Но это только тень того что будет дальше.

Мы знаем, что невместимый Бог, невидимый, необъяснимый, неописуемый — вот он помещается в её утробе. Вот чему надо дивиться! Не тому, что Пресвятая владычица входит в Святая Святых сотворённое человеком.

А удивляться надо тому, что Бог входит в неё, и она сама становится Святая Святых. В ней пребывает Бог, потому что ее человеческое существо способно вместить Бога.

Но после чего? После огромных трудов своих с 3-х летнего возраста.

Да, она была наследницей чистой природы. Да, она была наследницей, способной вместить Бога. Но и этого не произошло бы, если бы она не трудилась! Не служила бы в храме, и не служила бы Богу, своими трудами. И мы с вами точно также можем стать СВЯТАЯ СВЯТЫХ! Мы также можем стать вместилищем Бога.

Точно также в нашем сердце, в нашем маленьком сердце, может поместиться бесконечный Бог. Апостол Павел нам с вами так и говорит: «Неужели вы не знаете, что вы храм Бога! Вы для этого и созданы, чтобы в вас жил Бог». Но, мы этого не осуществляем. Мы не стремимся к этому, не трудимся над собою.

Мы не целеустремлённые. Вот зачастую в миру есть такое понятие: целеустремлённость, карьерист. И это, как бы негативно, звучит в устах людей. Вот мы забываем эти слова в нашей вере. Мы тоже должны быть целеустремлёнными, мы должны быть карьеристами. Но в плане духовном.

Мы должны идти по ступеням все выше и выше целеустремлённо. То есть не забывать нашу цель. А какова наша цель? Бог! Бог в нашем сердце, он должен быть там. Почему? Потому что Бог для этой цели сердце и создал! Но, мы желающие жить для себя выгоняем Бога оттуда, не пускаем Его туда.

То есть не пускаем Бога туда, что принадлежит Ему. Где Он должен быть? В нашем сердце!

Вот этот праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, эти события, они нас все время учат.

Пресвятая Владычица она нас учит: маленькая 3-х летняя девочка учит нас — взрослых людей: как нужно служить Богу, как нужно к Нему идти. Как быть вместе с Ним.

Дай Бог нам сил, чтобы по молитвам Пресвятой Богородице прийти к Богу, чтобы Бог дал нам всем — Святая Святых. Поздравляю всех еще раз с Праздником! Спаси вас, Господи. Аминь.

Паримии на Введение во храм Пресвятыя Богородицы

Глаго́ла Госпо́дь к Моисе́ю, глаго́ля: в день еди́н ме́сяца пе́рваго поста́виши ски́нию свиде́ния, и вложи́ши киво́т, и покры́еши его́ заве́сою. И внесе́ши трапе́зу и свети́льник ея́, и положи́ши кади́льницу злату́ю, во е́же кади́ти пред киво́том свиде́ния. И положи́ши покро́в заве́сы над две́рьми ски́нии свиде́ния.

И во́змеши еле́й пома́зания и пома́жеши ски́нию и вся, я́же в ней. И освяти́ши ю́ и вся сосу́ды ея́, и бу́дет свята́. И освяти́ши же́ртвенник, и бу́дет же́ртвенник свята́я святы́х. И сотвори́ Моисе́й вся, ели́ка запове́да ему́ Госпо́дь Бог Святы́й Изра́илев. И покры́ о́блак ски́нию свиде́ния, и сла́вы Госпо́дни испо́лнися ски́ния.

Читайте также:  История храма благовещения пресвятой богородицы в благодарном - богослов

И не можа́ше Моисе́й вни́ти в ски́нию свиде́ния, я́ко осеня́ше над не́ю о́блак, и сла́вы Госпо́дни испо́лнися ски́ния.

Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35

2. Царств тре́тиих чте́ние

Бысть, я́ко соверши́ Соломо́н е́же созда́ти дом Госпо́день. И собра́ вся ста́рцы Изра́илевы в Сио́н вознести́ киво́т заве́та Госпо́дня из гра́да Дави́дова, сей есть Сио́н. И взя́ша свяще́нницы киво́т заве́та Госпо́дня, и ски́нию свиде́ния, и вся сосу́ды святы́я, я́же в ски́нии свиде́ния.

И царь, и весь Изра́иль пред киво́том. И внесо́ша свяще́нницы киво́т заве́та Госпо́дня на ме́сто его́, в дави́р хра́ма, во свята́я святы́х, под кри́ла Херуви́мов. Я́ко Херуви́ми бя́ху распросте́рты крила́ми над ме́стом киво́та, и покрыва́ху Херуви́ми над киво́том и над свята́я его́ свы́шше.

И не бе в киво́те, кроме́ двух скрижа́лей заве́та, я́же положи́ та́мо Моисе́й в Хори́ве, я́же завеща́ Госпо́дь. И бысть, я́ко изыдо́ша свяще́нницы от свята́го, и о́блак испо́лни дом.

И не возмого́ша свяще́нницы ста́ти служи́ти от лица́ о́блака, я́ко испо́лнися сла́вы дом Го́спода Бо́га Вседержи́теля.

3 Цар 7:51А; 8:1, 3–7, 9–11

3. Проро́чества Иезеки́илева чте́ние

Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го и про́чее, сотворя́т иере́и на олтари́ всесожже́ния ва́шего и я́же спасе́ния ва́шего, и прииму́ вы, глаго́лет Адонаи́ Госпо́дь. И обрати́ мя на путь врат святы́х вне́шних, зря́щих на восто́ки, и сия́ бя́ху затворе́на.

И рече́ Госпо́дь ко мне: врата́ сия́ затворе́на бу́дут и не отве́рзутся, и никто́же про́йдет сквозе́ их; я́ко Госпо́дь Бог Изра́илев про́йдет и́ми, и бу́дут затворе́на. Я́ко игу́мен ся́дет в них сне́сти хлеб, по пути́ Ела́мских врат вни́дет и по пути́ его́ изы́дет.

И введе́ мя по пути́ врат святы́х, су́щих к се́веру, пря́мо хра́му, и ви́дех, и се испо́лнь сла́вы храм Госпо́день.

Иез 43:27; 44:1–4

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Православный календарь на 4 декабря

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

4 декабря (21 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы).

 Рождественский пост, согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется рыба.

Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется один из главных (двунадесятых) праздников — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

***

Маленькая девочка идёт по ступеням храма навстречу старцу в священнических одеждах. Этот иконописный сюжет широко известен. Девочка — посвящённая родителями Богу Пресвятая Богородица, старец — первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. 

Праздник воцерковления: 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Именно он, по откровению свыше, ввёл трёхлетнюю Марию во Святая святых Иерусалимского храма — место, куда и сам входил лишь раз в году. И именно это удивительное событие стало основой одного из главных христианских праздников — Введения во храм Пресвятой Богородицы.

  • Из истории праздника
  • Увы, из Священного Писания мы не знаем деталей этого события, благая весть о вхождении Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм дошла к нам из апокрифов — Протоевангелия Иакова второй половины II столетия от Рождества Христова и латинского Евангелия псевдо-Матфея века IX.
  • Православная Церковь не канонизирует эти предания, однако относится к ним с почтением. Поэтому мы можем лишь опереться на них, представляя в своём воображении совершенно изумительную для современников этого величайшего события картину:

Когда Богородица была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении…

(Из Евангелия псевдо-Матфея, IV)

Также из предания известно и то, что в Иерусалимском храме юная Богородица провела более десяти лет, пока не была обручена (поручена) праведному старцу Иосифу. И именно эти события стали преддверием Рождества Христова.

Введенские святыни

На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников. С ним как с «вратами зимы» было связано множество народных обычаев, ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы богоборческих гонений оказались разрушены.

Только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москва-реку ещё в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семёновской слободе (полковая церковь легендарного Семёновского полка). 

На сегодняшний день в Москве сохранились лишь две дореволюционных святыни, посвящённые этому празднику: Введенский храм у Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия — старообрядчества в лоне Русской Церкви.

И Введенская церковь в Барашах — яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других храмах и обителях, посвящённых Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот двунадесятый праздник отмечается особенно торжественно.

Христианский смысл праздника

Но почему именно это событие, не отражённое в Евангелии, стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей? Конечно же, не только тем, что «Введенье пришло — зиму на Русь завело», а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого христианина и очень метко выраженным в проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённой в этот праздник в 2012 году:

Вспоминая торжественное и символическое событие — Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, — мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему.

Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы.

И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие…

Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника, выраженной в цели и смысле всей нашей христианской жизни — спасении души, которое возможно только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас, подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.

Православные отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря

Сегодня, 4 декабря, отмечается большой православный праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. На утренней литургии в этот день вспоминают историю, как праведные Иоаким и Анна отдали в храм свою 3-летнюю дочь Марию. Так ими было исполнено обещание, данное Богу: за то, что Он услышал их молитвы и сделал родителями, они отдали девочку храму на воспитание и служение Ему.

Ежегодно дата праздника не меняется — Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечают 4 декабря. Он выпадает на Рождественский пост, поэтому действуют некоторые послабления.

История праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

В церковном предании говорится: сотни лет назад 4 декабря 3-летняя дочь праведных Иоакима и Анны вошла в Иерусалимский храм. Она была вымолена родителями: Иоаким с Анной оставались до старости бездетными, днями и ночами молились о ребенке, просили Бога, чтобы Он даровал им такое счастье. Однажды к супругам по отдельности явился Архангел Гавриил с радостной вестью: Анна вскоре забеременеет, на свет появится девочка, которую следует назвать Марией. Иоаким и Анна дали обещание: если у них родится ребенок, они отдадут его на служение в храм. Так и произошло: появилась Мария, и когда ей исполнилось 3 года, родители отвели ее в Иерусалимский храм.

К храму маленькую Марию вели в сопровождении родственников. Анна поставила ее на первую ступеньку, а все остальные девочка преодолела сама. У дверей ее встретил первосвященник и решил отвести в Святая Святых, помещение, доступ в которое был запрещен всем. Когда Мария вошла в него, то одежда ее засияла ярким светом.

В Иерусалимском храме Мария жила до 15 лет, учила Святые писания, усердно молилась, помогала бедным, хранила обет, воспитывалась среди дев. Поскольку тогда было принято, чтобы у девушек были мужья, первосвященник решил выдать Марию замуж за своего престарелого брата: его основной обязанностью было хранить обет Марии.

Традиции праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, что нельзя делать в этот день

Введение во храм Пресвятой Богородицы выпадает на один из дней Рождественского поста. Церковь разрешает послабление: в пищу можно употреблять рыбу, пригубить вина. Запрещен тяжелый физический труд, стирка, уборка. В этот день не дают и берут в долг деньги.

Говорят, с этого дня начинается настоящая зима, морозы. В праздник ходят друг к другу в гости: если первым в дом войдет мужчина, то наступающий год станет удачным, если женщина — ждать беды. В храмах тем временем усердно готовятся к Рождеству, поют «Христос рождается».

В Введение во храм Пресвятой Богородицы категорически нельзя:

  1. жениться, венчаться;
  2. шить, заниматься какими-либо другим рукоделием;
  3. проводить генеральную уборку, стирать;
  4. проявлять негативные чувства — обиду, злость;
  5. ссориться, участвовать в конфликтах;
  6. заниматься земляными работами.

Утром следует побывать на литургии, помолиться. Дева Мария — заступница женщин, и обязательно в этот день услышит их просьбы.

Поздравления с Введением во храм Пресвятой Богородицы

Дорогие христиане, поздравляем вас с праздником введения во храм Пресвятой Богородицы, желаем сегодня и всегда не забывать о посещении церкви, быть твердыми в своей вере и смиренными в обыденных делах своих. Пусть даст вам Господь силы пройти все испытания земные с легкостью и ни разу не усомниться в милости Божьей.

***
В день введения во храм Пресвятой Богородицы искренне пожелать хочу чистой любви сердца и доброй надежды, светлой радости и неугасаемой веры, крепких сил и щедрости души, небесной благодати и счастливой семьи.

Читайте также:  Святые о тщеславии - богослов

***
Сегодня праздник для всех христиан, ведь введение во храм Пресвятой Богородицы — это тот день, когда мы вспоминаем о защитнице нашей и покровительнице деве Марии, чьи родители отдали ее во служение Богу. Именно со введения во храм начался путь, который привел к рождению Иисуса Христа и тому, что наши грехи были искуплены.

***
Поздравляю с праздником и в день Введения во храм пресвятой Богородицы пожелать хочу, чтобы душа поистине всегда была счастливой и свободной, чтобы сердце хранило свою веру и светлую надежду, чтобы был добрым и благим каждый поступок и каждый день, чтобы оставался всегда светлым разум и праведным жизненный путь.

***
В день светлого праздника — Введение во храм Пресвятой Богородицы пусть Бог пошлет терпения и здоровья, сильной веры и большой надежды, честности и верности, благоразумия и доброты сердец.
***
Люд сегодня православный
Отмечает день большой.
В храм с Введением поздравляю
Богородицы Пресвятой.

Пожелаю веры крепкой,
Силы духа не терять
И молитвой честной, верной
Душу только очищать.
***
С Днем введения во храм
Богородицы Святой!
Пусть легко живется Вам,
И в душе царит покой!
Пусть во всем поможет Бог,
Будут близкие ценить.

Счастья Вам большой кусок,
Чтоб ни капли не тужить!
***
В храм Богородица вошла,
И опустилась тишина,
И все с молитвой на устах
Немного просят Божьих благ.
С Введением во храм Пречистой Девы
Всех поздравляем несомненно.
Душевной чистоты, здоровья, счастья,
Хорошим человеком оставаться.
***
Пресвятую Богородицу однажды
В храм сияющий святые привели.
В этот праздник поздравляем всех! Пусть каждый

Будет светлым от рассвета до зари.

Большой православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы христиане отмечают 4 декабря 2018 года

Каждый год православные 4 декабря отмечают праздник, который называется Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это одно из 12 важных событий для христиан в году. Верующие посещают в этот день церковь. Стоит избегать конфликтов, а провести время в кругу близких и родных людей.

История праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Великий христианский праздник Введение (входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии относится к двунадесятым непереходящим праздникам Православной Церкви и отмечается 4 декабря по новому стилю.

Основанием служит церковное предание о том, как в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь. Этот праздник Введения установился еще на заре христианства. В православии он получил широкое распространение в 9 веке.

Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет о том, что если родится дитя, то посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание.

Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников.

В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.

Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Мария оставалась на воспитании в храме вплоть до совершеннолетия, то есть до 15-летнего возраста, после чего

Она была выдана замуж за пожилого вдовца плотника Иосифа. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме.

Но в Церковном предании сохранились сведения о том, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Сегодня в честь праздника во всех православных храмах проходят торжественные богослужения.

Традиции праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

В народных традициях со дня праздника начинали открываться ярмарки, на которых можно было приобрести разнообразные товары, повеселиться от души и полакомиться предложенными угощениями. В праздничный день после утреннего богослужения многие посещали торговцев, чтобы обновить гардероб, а также предложить свои товары.

На Введение во храм по народным традициям начинались санные катания. Открывали «сезон» молодожены, обвенчанные церковью. В семьях молодых родственники собирались за богатым угощениями столом, а затем помогали украшать сани, запряженные тройкой лошадей. Следом за молодоженами отправлялся «поезд» с родственниками, которые от души веселились, пели песни и прославляли семейную пару.

В народе было принято чествовать братьев Морозов. Для этого печи усиленно топили, чтобы зима прошла в тепле. По поверьям в печь добавляли целебные травы, чтобы избежать недугов во время холодного сезона.

Обряды праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

На Введение во храм принято гадать на суженых. Девушки проводили обряды и ритуалы, чтобы во сне увидеть своих женихов или то место, куда они перейдут жить после свадьбы. Нередко обряды проводили с освещенной водой, которую давали выпить понравившимся юношам. Сама Богородица могла благословить пару, и в будущем году они могли стать мужем и женой.

Хозяйки в день праздника с самого утра отправлялись в хлев, чтобы провести обряд со скотиной. Они посыпали коров льняными семенами, смазывали вымя маслом и кормили их киселем. Такой обряд помогал увеличить надои и защищал скот от болезней. После этого в хлеве поджигали сушеные травы, чтобы нечисть не смогла навредить животным.

В праздничный день под запретом было сквернословие и ругань. Наши предки свято соблюдали эту традицию, веря, что семьи, нарушившие запрет, столкнутся с неудачами.

Считается, что на Введение по домам ходит Ведуница, обладающая чудодейственными силами. Она может принимать облик зверей и даже людей, награждать хозяек за их труд и наказывать тех, кто отказывается от домашних обязанностей и хлопот. В связи с этим ко дню праздника хозяйки старались убраться в домах, наткать полотен и приготовить вкусные угощения, чтобы снискать удачу.

Приметы праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Введение пришло — зиму на Русь завело.
  • Если первый снег пошел до Введенья, значит, он быстро растает, а если после него, то будет лежать до самой весны.
  • Если мороз и солнце – значит, урожай хлеба в следующем году будет хорошим.
  • Мороз ударил – значит, лето будет жарким.
  • Каким выдалось Введенье, такая погода будет и на Рождество.
  • Введение накладывает на воду ледение.
  • Если церковные колокола звучат звонко и их слышно далеко – это к морозу, а если звук глухой – к снегопаду.
  1. Если до Введения снег пошел, то он растает, а после Введения он, напротив, задержится до весны.
  2. Если снег после Введения не растаял – жди хорошего урожая хлеба.
  3. Морозный день 4 декабря предвещает холодную и снежную зиму.
  4. Если человек родился 4 декабря, то в качестве талисмана ему рекомендуется носить алмаз.
  5. Пасмурная и теплая погода 4 декабря – будет неурожай.
  • Наступила настоящая зима – можно надеяться на хороший урожай.
  • Ясная погода предсказывает неурожай, и наоборот.
  • Мороз 4 декабря – лето следующего года будет очень знойным, а на ближайшие праздники будет стужа.
  • Издалека слышен звон колоколов – будет мороз, а если звон глухой, то это предсказывает снегопад.

Если в печи пшенная каша румянится, то выпадет снег.

Лошадь 4 декабря упрямится – примета к тому, что скоро снег выпадет.

Молитвы на праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы

***

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

  1. ***
  2. Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
  3. ***
  4. Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: фото икон, тропарь празднику Введение Марии во храм, отмечаемый церковью 4 декабря

Поделиться

10-11 мая 2019, Международный хоровой фестиваль церковной музыки «Хайнувка» / 10-11 May 2019, International choir music festival "Hajnówka"

О некоторых событиях библейской истории мы знаем не из текста Библии, а из устного предания. Например, большая часть жития Богородицы осталась за рамками евангельского повествования. Причина заключается в том, что апостолы, написавшие Евангелия, ставили перед собой задачу описать, прежде всего, служение Христа.

Поэтому в библейский текст были включены только те эпизоды из жизни Девы Марии, которые имели отношение к подвигу Спасителя. Древние христиане, желая сохранить память о Богородице, сделали события из Ее жития частью предания. Оно не только дошло до наших дней, но и стало основой для богослужебных текстов.

Например, для праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечаемого 4-го декабря по новому стилю. В день торжества православные христиане молитвенно вспоминают, как Дева Мария в трехлетнем возрасте была введена в Иерусалимский храм. Это событие стало пророческим указанием на то, что Марии суждено стать Богородицей — дать жизнь Спасителю мира Иисусу Христу.

Обо всем этом нам рассказывает тропарь — одно из главных песнопений праздника. О его истории и содержании рассказывает священник Антоний Борисов:

Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы нам неизвестна. Можно лишь указать, что сначала событие Введения стало отмечаться в западной части Христианской Церкви. В 8-9 веках эта традиция пришла к восточным христианам.

Что довольно странно, потому что о важности события Введения размышляли такие известные греческие богословы 4-го столетия — например, Григорий Нисский. Основные богослужебные тексты праздника Введения появились в 9-м веке.

В том числе и тропарь: «Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние, и челове́ков спасе́ния пропове́дание, в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется, и Христа́ всем предвозвеща́ет. Той и мы велегла́сно возопии́м: ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние».

В переводе на русский язык этот текст звучит следующим образом: «В сей день — предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает.

Ей и мы громогласно воззовем: „Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!“» Тропарь праздника раскрывает нам суть церковного торжества — Дева Мария в нарушение обычаев Ветхого Завета входит в храм Соломона. Перед Ней первосвященник открывает завесу Святое святых — главной части иудейского святилища. Этим он пророчески указал, что Богоматерь Сама станет живым храмом, вместит в Себя Сына Божьего.

Читайте также:  Благовещение пресвятой богородицы - богослов

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы исполняется хором как на вечернем богослужении, так и на Литургии. Его пение напоминает молящимся о сути церковного торжества, призывает их разделить с духовенством радость о приходе Девы Марии в великий храм Соломона. Давайте послушаем тропарь Введения в исполнении хора Санкт-Петербургской духовной академии.

День Святой Троицы. Пятидесятница

(50‑й день после Пасхи)

Тропарь, глас 8

Аудио:

Благослове́н еси́, Хри­сте́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры лов­цы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Пере­вод: Ты, Хри­сте Боже, сде­лал пре­муд­ры­ми про­стых рыба­ков, когда послал им Свя­то­го Духа. Апо­сто­лы научи­ли весь мир. Сла­ва Тебе за такую любовь к людям.

Кондак, глас 8

  • Аудио:
  • Егда́ снизше́л язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
  • Пере­вод: Когда сошел Все­выш­ний и язы­ки сме­шал, Он этим раз­де­лял наро­ды; когда же огнен­ные язы­ки раз­дал, Он к еди­не­нию всех при­звал, и мы соглас­но сла­вим Все­свя­то­го Духа.
  • * * *

Тропарь и кондак Благовещению Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают:/се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Празднику, глас 4

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8

Взбранной воеводе победительная,яко избавльшеся от злых,благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,но яко имущая державу непобедимую,от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь и кондак Входу Господню в Иерусалим, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,и воспевающе зовем:осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак, глас 6-й

На престоле на небеси,на жребяти на земли носимый, Христе Боже,Ангелов хваление и детей воспеваниеприял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Вознесению Господню, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение.

Кондак, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение,и яже на земли соединив небесным,вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,никакоже отлучаяся,но пребывая неотступный,и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Преображение Господне

(19 августа)

Тропарь, глас 7

Аудио:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Хри­сте́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Пере­вод: Ты, Хри­сте Боже, пре­об­ра­зил­ся на горе и пока­зал апо­сто­лам Твою Божию сла­ву. По молит­вам Бого­ро­ди­цы и нам греш­ным пока­жи Свой свет веч­ный. Сла­ва Тебе.

Кондак, глас 7

  1. Аудио:
  2. На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху уче­ни­цы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Хри­сте́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

  3. Пере­вод: На горе пре­об­ра­зил­ся Ты, и, насколь­ко мог­ли вме­стить уче­ни­ки Твои, они сла­ву Твою, Хри­сте Боже, созер­ца­ли, что­бы, когда Тебя уви­дят рас­пи­на­е­мым, ура­зу­ме­ли, что Твое стра­да­ние – доб­ро­воль­ное и миру воз­ве­сти­ли, что Ты – воис­ти­ну Отчее сияние.

  4. * * *

Тропарь и кондак Рождеству Христову

Предпразднству, глас 4

Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ.

Предпразднству (Навечерие), глас 4

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Празднику, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

  Псалом Давида 4: история написания и толкование

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Кондак, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает,и земля вертеп Неприступному приносит,Ангели с пастырьми славословят,волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.

Тропарь и кондак Успению Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

Людие, предыграйте, руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Празднику, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу,и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста:якоже бо Живота Матерь,к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Тропарь и кондак Крещению Господню

Предпразднству, глас 4

Готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматерию, не крыита себе, якоже в рай прежде, ибо, наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Предпразднству (Навечерие), глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознёсшуся Илий, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.

Празднику, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней,и свет Твой, Господи, знаменася на нас,в разуме поющих Тя:пришел еси, и явился еси, свет неприступный.

Тропарь и кондак Сретению Господню

Предпразднству, глас 1

Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Празднику, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем, Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Кондак, глас 1

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,и руце Симеоне благословивый,якоже подобаше, предварив,и ныне спасл еси нас Христе Боже,но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Тропарь и кондак Рождеству Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

От корене Иессеева и от чресл Давидовых, Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: радостию бо радуются всяческая и обновляются. Срадуйтеся купно, небо и земля, восхвалите Ю отечествия языков. Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

Празднику, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства,и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,во святем рождестве Твоем.То празднуют и людие Твои,вины прегрешений избавльшеся,внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Тропарь и кондак Воздвижению Креста Господня

Предпразднству, глас 4

Животворящий Крест Твоея благости, Егоже даровал еси нам недостойным Господи, Тебе приносим в молитву, спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, Едине Человеколюбче.

Празднику, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,тезоименитому Твоему новому жительству,щедроты Твоя даруй, Христе Боже,возвесели нас силою Твоею,победы дая нам на сопостаты,пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *