Житие евфимия великого — богослов

Преподобный Евфимий был родом из г. Мелитины в Армении. Он происходил из богатой и знатной семьи и был поздним, вымоленным ребенком. Отданный матерью во исполнение обета Церкви и воспитанный еп. Мелитинским Отрием, Евфимий был поставлен чтецом, а затем принял монашество и был посвящен в пресвитеры.

Пробыв некоторое время в должности управителя всеми городскими монастырями и тяготясь этим, преп. Евфимий на 30-м году жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим. Оттуда, поклонившись Св. местам, он удалился в Фаранскую Лавру, где в пустой уединенной хижине началась его отшельническая жизнь.

Рядом подвизался преп. Феоктист.

Затем оба монаха ушли еще дальше, в Кутилийскую пустыню (недалеко от Иерихона), поселившись в горах в пещере. Но вскоре Господь открыл тайну их уединения; сначала на них набрели пастухи, затем стали стекаться иноки — сложилось монашеское общежитие, в котором управлять стал преп.

Феоктист, а духовником был преп. Евфимий. Преподобный учил братию прежде всего послушанию и соединению богомыслия с телесным трудом. Господь даровал св. Евфимию дары прозорливца и целителя.

Исцелив сына арабского военачальника Аспевета, преподобный обратил его и с ним множество арабов в христианство.

Желая уклониться от окружающей его славы, поменяв несколько мест уединения, преподобный поселился в пустыне Зиф, в пещере, в которой когда-то скрывался царь Давид, и основал там новый монастырь, а в пещере устроил церковь.

Уклоняясь от возникающей о нем молвы, он решил вновь вернуться в монастырь св. Феоктиста, но не дойдя до него, остановился в уединенном месте на горе. Желанием преп.

Евфимия было жить в уединении и безмолвии, но явившийся ему Господь повелел отшельнику не отгонять приходящих к нему, и вокруг св. Евфимия снова собралась братия. В 429 г. Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил устроенную им Лавру.

С Божией помощью Лавра укреплялась, и, хотя монахи жили в бедности, бывало, что монастырь принимал до 400 человек путников, и молитвами св. Евфимия в пустых закромах всегда находилась еда.

Житие Евфимия Великого - Богослов

Во времена подвижничества св. Евфимия прошли III и IV Вселенские Соборы, обличавшие ереси Нестория и Диоскора, умалявших один Божественную, другой — человеческую природу Христа. Преподобный принял исповедание Соборов и признал их православными, и многие пустынники, находившиеся в заблуждении, отреклись под его влиянием от несторианства и монофизитства.

Слава подвижника все возрастала, его стали называть Великим, и, стремясь уйти от людской молвы, преподобный снова удалился во внутреннюю пустыню.

Когда он возвращался в Лавру, иной раз видели, что при совершении им Божественной Литургии огонь сходил с небес, а иной раз — Ангела, ему сослужащего. Скончался преп. Евфимий в возрасте 97 лет в 473 г.

Время преставления было ему открыто за три дня до этого, и он благословил и напутствовал братию прежде всего приобретать любовь и смирение.

Перед кончиной преподобный оставил около себя одного ученика Дометиана, который не уходил от гроба шесть суток. На 7-й день он увидел своего авву, возвестившего: «Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною».

Рассказав братии об этом, св. Дометиан пришел в церковь и в радости предал свой дух Господу. На погребении св. аввы присутствовал Патриарх Анастасий с клиром и нитрийские иноки Мартирий и Илия, впоследствии ставшие Патриархами, о чем им предсказал преп.

Евфимий.

Источник

Отцы рассказали мне и то, что просвещенный Евфимий получил от Бога дар по виду появлявшегося человека прозревать его душевные движения и узнавать, с какими помыслами борется каждый, какие одолевает и каким подчиняется; также и когда он приносил Божественные дары, то часто видел ангелов сослужащими ему и рассказывал каждому из своих близких, говоря: «Часто, в то время, как я раздавал братии Божественные Тайны, я видел, что некоторые из приступающих были просвещаемы пречистым приобщением, другие же им были осуждаемы и неким образом умерщвляемы, как недостойные Божественного света». И постоянно поучал братию, говоря: «Внимайте себе, братия и отцы, и каждый из вас да искушает себя и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет, как говорит апостол, творяй же сие недостойне, суд себе яст и пиет (2Кор.11:28). Посему и иерей, приносящий Богу бескровную жертву, пред ее началом, возвещает, говоря: «Горе имеим сердца» и получив от народа обещание, дерзает принести возношение Богу. Совершив оное, он воздвигает руки к небу и, указывая всем установленное для нашего спасения таинство, громким голосом, в слух всего народа, говорит: «Святая святым»; это тоже, как если бы кто сказал: «Так как я человек подобострастный сам, не знающий дел и мыслей каждого, то я говорю и свидетельствую о Господе: если кто осквернен объедением или соглашением на злые помыслы, если кто омрачен ненавистью или злопамятством, если кто одержим гордостью или хвастовством, тот да не дерзает приступать к сему пречистому и Божественному огню, прежде, чем, омывшись подобающим покаянием, не очистит себя от всякие скверны плоти и духа, завершив освящение; ибо сия святая не для оскверненных, но для святых, которые, уповая на свою совесть, приступите к нему и просветитеся, и лица ваши не постыдятся (Пс.33:6)».

Источник

Преподобный Евфимий Великий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Его считали предводителем монашеского движения в пустынях Палестины. Он был долгожданным ребенком, который в свое время принял решение отплатить Господу за свое появление. Он стал ревностно служить ему и проповедовать христианство.  Евфимий Великий весьма почитаем в христианстве, а день памяти его попадает на 2 февраля.

Житие Евфимия Великого - Богослов

Содержимое

  • Житие святого
  • О чем просят святого евфимия
  • Святой лик
  • Святая обитель

Житие святого

Как уже сказано, его появления родители ждали достаточно долгое время. После длительных молитв, которые были услышаны, в 378 году он появился на свет в Малой Армении. Многие считают, что его появление ознаменовало начало «тихого» времени, которое возникло после 40 лет гонений.

В трехлетнем возрасте отец его умер, а мать привела мальчика к священнику. Тот сразу понял, что на нем есть Божья благодать. Его крестили и сделали чтецом в данном храме.

Таким образом началось житие Евфимия Великого. В доме священника воспитание проходило в духе почитания Священного Писания. Он был обучен непристанной молитве и совершать богослужения.

Покидал он свое жилье только с целью проведывания подвизавшихся монахов.

Ежегодно от Богоявления и до Пасхи он проводил в пустыне наедине. Все это время он молился Господу. Уже в 19 летнем возрасте был воздвигнут в сан начальника над всеми монастырями в округе. Так он провел 10 лет, но после покинул все и пошел в Иерусалим. У него было желание подражать житию Христа. Живя в уединенной келлии он познакомился с братом по духу Феоктистом.

Каждый год Великий Пост они проводили в пустыне недалеко от Мертвого моря. Господь указал им на пещеру, где они в следующем времени сделали церковь Божию. Через некоторое время их пристанище нашли пастухи и стали заботится о питании людей. Длительное время он отдавал на служение Господу и был настоящим примером богобоязненного и кроткого отношения.

О смерти своей ему стало известно ранее и он четко знал, когда это произойдет. Но никому не ведал об этом.

О чем просят святого евфимия

Так как за свои старания святой был удостоен возможности предвидеть будущее и исцелять от многих недугов, то молитвы преподобному Евфимию Великому направлены в большей части на:

  • излечение от разных заболеваний;
  • помощи в принятии сложных решений;
  • укреплении веры;
  • познании истин христианства.

Святой лик

Есть несколько вариантов изображения данного святого. Какое из них выбрать, дело индивидуальное. Оно никак не будет влиять на получение ответа на Ваши прошения. Зачастую на иконе Евфимий Великий изображен старцем. В чертах его лица можно прочесть мудрость и осознание того, чему он посвятил большую часть своей жизни.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Икона Взыскание Погибших в чем помогает

Есть мнение, что прочтение молитвы перед ней обязательно удостоится положительным результатом. Важно, чтобы слова шли от чистого сердца.

Святая обитель

Перед своей кончиной он отдал распоряжения своим последователям о том, где стоит построить церковь и прочие сооружения. Дни последние проводил в первоначальном месте своего моления. Три дня он молился сам в алтаре церкви. На его могиле еще длительное время происходили разные чудеса.

После на данном месте был сооружен храм Евфимия Великого. Сразу стали почитать его и проводить молебени. Толпы потянулись к данному месту. Прочитать тексты можно как дома, так и в храме. Слова могут идти от чистого сердца или быть прочитаны из молитовника. Вот самый распространенный тропарь преподобному Евфимию:

«Веселися, пустыня нераждающая, благодушствуй, неболящая, яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав в добродетелей совершенство. Того молитвами, Христе Боже, умири живот наш.»

  • Храни Вас Господь!
  • Смотрите еще видео рассказ о святом Евфимие:

Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский

Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский (1390-е гг.? — 11 марта 1458 г.) жил в сложное для русских земель и русской Церкви время.

Церковная деятельность архиепископа Евфимия приходится на период, когда Московское княжество было охвачено борьбой за престол между Василием II и Юрием Дмитриевичем, третьим сыном Дмитрия Донского, а после 1434 г. — между Василием II и сыновьями Юрия — Василием Косым и Дмитрием Шемякой.

Читайте также:  Воскрешение лазаря праведного: смысл евангельской истории - богослов

Для Новгорода это время вошло в историю как последний период политической самостоятельности Новгородской республики, перед присоединением к централизованному Русскому государству со столицей в Москве (1478 г.).

Житие святителя, составленное Пахомием Сербом, известным агиографом, повествует нам о том, что владыка был родом из Новгорода. Вероятнее всего, время его рождения — 1390-е гг. Отец Евфимия, Михей, был священником, служил в новгородской церкви во имя святого великомученика Феодора.

Благоверные супруги сильно скорбели о том, что у них нет детей, и усердно молились Господу о помощи свыше и ниспослании ребенка. Михей и Анна, мать Евфимия, дали обет, что при рождении младенца посвятят его Богу. Господь даровал благочестивой чете сына.

При крещении святителю было дано имя Иоанн, во имя св. Иоанна Богослова.

https://www.youtube.com/watch?v=bmlMWW9Yxro

К 15 годам Иоанн пожелал принять иноческое звание: «Смиренный юноша не ведал своего высокого назначения; Господь же, свыше руководя избранников своих, внушил ему сперва любовь к пустыне, чтобы потом вызвать его из глубины безмолвия и поставить на высоком свещнике святительства».

Святитель Евфимий был пострижен в Вяжищском монастыре, согласно новгородскому летописанию, монастырь был основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Несколько лет инок Евфимий подвизался в Вяжищском монастыре.

По сообщению Димитрия Ростовского: «Проживая в монастыре, преподобный Евфимий оказывал во всем такое строгое повиновение настоятелю своему и братии, что вызывало общее удивление, а также и похвалу за то, что, будучи в таком юном возрасте, обладал умом многолетнего мужа».

Боголюбивого юношу заметил и взял в Новгород Симеон, новгородский архиепископ, в 1415-1421 гг. Инок Евфимий становится казначеем архиепископского дома, он более остальных подходил к этому делу, так как сочетал в себе административный талант с искренним бескорыстием.

После кончины Симеона архиепископом Новгородским становится игумен Клопского монастыря Феодосий. Два года (1421-1423) управлял он Новгородской епархией, за это непродолжительное время сумел вызвать на себя недовольство новгородцев и был изгнан обратно в Клопский монастырь. Святитель Евфимий же после смерти Симеона жил в Хутынском монастыре, а затем в Лисицкой обители.

Николо-Вяжищский женский монастырь. Расположен рядом с д. Вяжищи в Новгородской области. В 1438 г. святитель Евфимий заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457 г. построил и расписал каменную церковь во имя Иоанна Богослова. Владыка Евфимий был погребен в этой обители

В 1429 г. скончался архиепископ Евфимий I Брадатый, занимавший архиепископскую кафедру в Новгороде после Феодосия. На вече все граждане единогласно выступили за священноинока Лисицкого монастыря Евфимия. Избрание Новгородского владыки с 1156 г. зависело не от митрополита с епископами, а исключительно от веча, самих новгородцев.

  Брянщина православная: где и каким святыням поклониться?

Преподобный Евфимий, считая себя недостойным такого высокого звания, долго отказывался принимать сан архиепископа. Наконец, он принял волю Божию и подчинился решению избравших его новгородцев.

Однако после своего архиерейского избрания преподобный Евфимий несколько лет оставался в звании инока, посвящение его затруднялось из-за отсутствия на Руси митрополита Киевского. В течение четырех лет святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь архиепископом, и только в 1434 года был посвящен.

Архиерейскую хиротонию возглавлял Герасим, митрополит Киевский и всея Руси в 1433-1435 гг. Более 25 лет святитель Евфимий мудро руководил своей епархией.

О кончине святителя Пахомий Логофет пишет, что при наступлении Великого поста 1458 года владыка Евфимий заболел. Для молитвенного уединения он хотел отправиться Вяжищский монастырь, но остался в Новгороде.

В прощеное воскресенье к святителю Евфимию пришли его духовные чада, смиренно прося у него прощения. Вечером святитель покинул Новгород и отправился в Лисицкий Рождество-Богородицкий монастырь. Новгородцы провожали его с любовью, кланяясь до земли.

Святитель Евфимий всех благословлял и сам просил прощения. В Лисицкой обители, несмотря на упадок сил, святитель Евфимий всю первую седмицу Великого поста ходил на служение. Братия видели его слабость, но в нем самом никто не замечал печали.

Скончался святитель в глубокой старости в этом же году. Святитель Евфимий был похоронен в Вяжищском монастыре близ Никольского собора.

Преподобный Евфимий Великий — житие

Преподобный Евфимий родился в Армении, в городе Мелитине, и был воспитан святителем Отрием, который поставил его во пресвитера и постриг в монахи.

Евфимий был тогда еще юношей, но являл уже такую премудрость и доброе житие, что Отрий назначил его начальником над всеми мелитинскими монастырями, однако душа преподобного Евфимия стремилась не к человеческой славе и власти, а к безмолвию и молитве, и поэтому он тайно ушел из Мелитины в Иерусалим, а оттуда — в Фаранскую лавру, где и прожил несколько лет.

Другом и соседом Евфимия был святой Феоктист, с которым они соединились такой духовной любовью, что оба имели как бы одну волю, одно стремление к Богу и один общий подвиг.

Они открывали друг другу свои мысли, и чего бы один ни пожелал, к тому и другой стремился, как будто в двух телах была одна душа. Со временем они удалились в пустыню Кутилийскую и там поселились на высоком утесе, в пещере.

Питались святые подвижники растущей поблизости травой и все свои силы и внимание посвящали непрестанной молитве.

Окрестные жители узнали о Феоктисте и Евфимии и стали к ним приходить за благословением и советом, а иные, желая подражать их жительству, селились поблизости. Пришло туда и много монахов из Фаранской лавры. Так образовалась иноческая обитель, настоятелем которой сделался святой Феоктист.

Евфимий же оставался в уединении, молился за всех и был духовником братии новосозданного монастыря. Братия открывала ему свои помышления, он же наставлял их, увещевал, по-отечески наказывал и утешал.

Много чудесных исцелений совершилось по молитвам святого Евфимия, и слава о них так распространилась, что к нему стали собираться целые толпы больных. Все они возвращались домой здоровыми, но сам преподобный отец искренне скорбел и о суетной, хоть и заслуженной, славе, и о нарушении своего безмолвия.

Поэтому однажды ночью он тайно ушел из монастыря в пустыню Зиф и там основал новую обитель, которая и прославилась потом как лавра преподобного Евфимия Великого.

В этом монастыре был инок Авксентий, который однажды, когда его послали на некое послушание, стал упорно отказываться. Тогда преподобный призвал его и сказал: «Послушай нас, чадо, и прими возлагаемое на тебя послушание». Но он не послушался и Евфимия.

И тогда старец воспылал на Авксентия праведным гневом и сказал: «Мы, чадо, советуем тебе, что для тебя полезно, а ты не слушаешь; увидишь, какова награда за неповиновение». И тотчас Авксентий затрясся и упал на землю в припадке беснования.

Присутствовавшие отцы едва умолили за него святого Евфимия, который поднял ослушника и, осенив крестным знамением, исцелил.

Преподобный Евфимий Великий обладал великим даром пророчества. Нескольким будущим архиереям он в разное время предсказал епископство за годы до призвания их на это служение Богом. Много было и других предсказаний.

Когда в тех местах настала засуха, в лавру к святому Евфимию собралось великое множество народа из Иерусалима и окрестных селений, и все просили его помолиться Богу о ниспослании дождя.

Сначала преподобный отказывался и, обличая людей, говорил, что ради их умножившихся грехов Бог послал на землю засуху, но потом, преисполнившись жалости, он со слезами возопил к Богу. прося Его помиловать творение Свое и посетить землю милостью и щедротами, напоив дождем.

И внезапно все небо покрылось облаками, загремел гром и пролился обильный дождь.

Много и других чудес совершил преподобный Евфимий. А за три дня до своей блаженной кончины он призвал к себе братию монастыря, простился со всеми и вошел в церковный алтарь. Пробыв там три дня в молитве, он с миром преставился ко Христу. При гробе его совершались чудеса и подавались исцеления больным во славу единого в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа, дивного во святых. Аминь.

2 февраля — память пре­по­доб­ного Ев­фи­мия Ве­ли­кого

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий Ве­ли­кий про­ис­хо­дил из го­ро­да Ме­ли­ти­ны в Ар­ме­нии, близ ре­ки Ев­фрат. Ро­ди­те­ли его, Па­вел и Ди­о­ни­сия, знат­ные лю­ди, бы­ли бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми.

Дол­гое вре­мя они не име­ли де­тей и, на­ко­нец, по усерд­ным мо­лит­вам, у них ро­дил­ся сын, по­яв­ле­нию на свет ко­то­ро­го пред­ше­ство­ва­ло Бо­же­ствен­ное ви­де­ние, пред­ве­щав­шее мла­ден­цу ве­ли­кое бу­ду­щее.

 

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий Ве­ли­кий

Отец пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия вско­ре умер, и мать, ис­пол­няя обет по­свя­тить сы­на Бо­гу, от­да­ла его на вос­пи­та­ние сво­е­му бра­ту, пре­сви­те­ру Ев­док­сию. Тот пред­ста­вил от­ро­ка епи­ско­пу Ме­ли­тин­ской церк­ви От­рию, ко­то­рый с лю­бо­вью при­нял на се­бя за­бо­ты о нем.

Ви­дя его доб­рое по­ве­де­ние, епи­скоп вско­ре по­ста­вил его чте­цом. За­тем свя­той Ев­фи­мий при­нял мо­на­ше­ство и был по­свя­щен в сан пре­сви­те­ра. Од­новре­мен­но ему бы­ло по­ру­че­но управ­ле­ние все­ми го­род­ски­ми мо­на­сты­ря­ми.

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ча­сто по­се­щал мо­на­стырь свя­то­го По­ли­евк­та, а в дни Ве­ли­ко­го по­ста уда­лял­ся в пу­сты­ню.

Долж­ность упра­ви­те­ля мо­на­сты­рей тя­го­ти­ла по­движ­ни­ка, ис­кав­ше­го без­мол­вия, и он на 30-м го­ду сво­ей жиз­ни тай­но ушел из го­ро­да и на­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, где, по­кло­нив­шись свя­тым ме­стам, уда­лил­ся в Фа­ран­скую Лав­ру.

Там, най­дя вне мо­на­сты­ря уеди­нен­ную пу­стую хи­жи­ну, по­се­лил­ся в ней, до­бы­вая про­пи­та­ние пле­те­ни­ем кор­зин. Непо­да­ле­ку под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Фео­к­тист. Оба име­ли од­но стрем­ле­ние к Бо­гу, од­ну во­лю, од­ну цель. Обыч­но по­сле празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния они уда­ля­лись в Ку­тил­лий­скую пу­сты­ню (неда­ле­ко от Иери­хо­на).

Читайте также:  Крещение господне - богослов

Од­на­жды же оста­лись там, из­брав в го­рах труд­но­про­хо­ди­мое ме­сто, и по­се­ли­лись в пе­ще­ре. Ско­ро, од­на­ко, Гос­подь от­крыл их уеди­не­ние для поль­зы мно­гих лю­дей: пас­ту­хи, пе­ре­го­няя свои ста­да, на­шли их пе­ще­ру и рас­ска­за­ли в се­ле­нии. К от­шель­ни­кам на­ча­ли сте­кать­ся лю­ди, ис­кав­шие ду­хов­ной поль­зы.

По­сте­пен­но воз­ник­ло мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие, несколь­ко ино­ков при­шло из Фа­ран­ской оби­те­ли, сре­ди них Ма­рин и Лу­ка. Управ­лять воз­ник­шим мо­на­сты­рем пре­по­доб­ный Ев­фи­мий по­ру­чил сво­е­му дру­гу Фео­к­ти­сту, а сам стал ду­хов­ни­ком бра­тии. Он на­став­лял свою бра­тию: «Знай­те, что же­ла­ю­щим про­во­дить ино­че­скую жизнь сле­ду­ет не иметь сво­ей во­ли, все­гда на­хо­дить­ся в по­слу­ша­нии и сми­ре­нии, а в уме иметь па­мять смерт­ную, бо­ять­ся Су­да и ог­ня веч­но­го и же­лать Цар­ства Небес­но­го».

Юным ино­кам пре­по­доб­ный за­по­ве­до­вал с внут­рен­ним бо­го­мыс­ли­ем со­еди­нять те­лес­ный труд.

«Ес­ли ми­ряне, – го­во­рил он, – мно­го тру­дят­ся, чтобы про­кор­мить се­бя и свою се­мью и, кро­ме то­го, да­ют ми­ло­сты­ню и при­но­сят жерт­вы Бо­гу, тем бо­лее мы, ино­ки, долж­ны тру­дить­ся, чтобы из­бе­жать празд­но­сти и не кор­мить­ся чу­жи­ми тру­да­ми».

Ав­ва тре­бо­вал, чтобы ино­ки хра­ни­ли мол­ча­ние в церк­ви во вре­мя бо­го­слу­же­ния и на тра­пе­зе. Мо­ло­дым ино­кам, же­лав­шим по­стить­ся бо­лее дру­гих бра­тий, он не поз­во­лял сле­до­вать сво­ей во­ле, но на­став­лял их вку­шать об­щую пи­щу на тра­пе­зе с воз­дер­жа­ни­ем, не пре­сы­ща­ясь.

В те го­ды пре­по­доб­ный Ев­фи­мий об­ра­тил и кре­стил мно­гих ара­бов, сре­ди ко­то­рых был во­е­на­чаль­ник Ас­пе­вет с сы­ном Те­ре­во­ном, ко­то­ро­го пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ис­це­лил от бо­лез­ни. Ас­пе­вет по­лу­чил в Кре­ще­нии имя Петр и впо­след­ствии был епи­ско­пом сре­ди ара­бов.

Сла­ва о чу­де­сах, со­вер­ша­е­мых пре­по­доб­ным Ев­фи­ми­ем, быст­ро рас­про­стра­ня­лась. Ото­всю­ду ста­ли сте­кать­ся лю­ди, при­во­дя с со­бою боль­ных, по­лу­чав­ших ис­це­ле­ние.

Бу­дучи не в си­лах сно­сить люд­скую мол­ву и сла­ву, пре­по­доб­ный тай­но ушел из мо­на­сты­ря, взяв с со­бой толь­ко бли­жай­ше­го уче­ни­ка До­ме­ти­а­на. Он уда­лил­ся в пу­сты­ню Ру­ва и по­се­лил­ся на вы­со­кой го­ре Мар­да, око­ло Мерт­во­го мо­ря.

В по­ис­ках уеди­не­ния пре­по­доб­ный углу­бил­ся в пу­сты­ню Зиф и по­се­лил­ся в пе­ще­ре, в ко­то­рой неко­гда скры­вал­ся свя­той царь Да­вид от пре­сле­до­ва­ний ца­ря Са­у­ла. Там пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ос­но­вал мо­на­стырь, а в са­мой пе­ще­ре Да­ви­до­вой устро­ил цер­ковь.

В то вре­мя пре­по­доб­ный Ев­фи­мий от­вра­тил мно­гих ино­ков-пу­стын­ни­ков от ма­ни­хей­ской ере­си, тво­рил чу­де­са, ис­це­лял боль­ных и одер­жи­мых бе­са­ми.

При­хо­див­шие к свя­то­му по­се­ти­те­ли на­ру­ша­ли по­кой пу­стын­ни­ка, лю­бив­ше­го без­мол­вие, и он ре­шил вер­нуть­ся в остав­лен­ный им мо­на­стырь свя­то­го Фео­к­ти­ста. По до­ро­ге пре­по­доб­ный об­лю­бо­вал уеди­нен­ное ме­сто на го­ре и оста­но­вил­ся на нем. Там впо­след­ствии бы­ло по­гре­бе­но его свя­тое те­ло.

Бла­жен­ный Фео­к­тист с бра­ти­ей вы­шел на­встре­чу пре­по­доб­но­му Ев­фи­мию и мо­лил его вер­нуть­ся в мо­на­стырь, но пре­по­доб­ный не со­гла­сил­ся. Од­на­ко он обе­щал при­хо­дить в оби­тель по вос­крес­ным дням на об­щее бо­го­слу­же­ние.

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий не хо­тел ни иметь ко­го-ли­бо по­бли­зо­сти, ни устра­и­вать ки­но­вию или Лав­ру, но Гос­подь в ви­де­нии по­ве­лел ему не от­го­нять при­хо­дя­щих к нему ра­ди спа­се­ния ду­ши.

Через неко­то­рое вре­мя око­ло него опять со­бра­лись бра­тия, и он устро­ил Лав­ру по об­раз­цу Фа­ран­ской Лав­ры.

В 429 го­ду, ко­гда пре­по­доб­но­му Ев­фи­мию бы­ло 52 го­да, Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Юве­на­лий освя­тил Лавр­скую цер­ковь и по­ста­вил оби­те­ли пре­сви­те­ров и диа­ко­нов.

Лав­ра вна­ча­ле бы­ла бед­на, но пре­по­доб­ный твер­до упо­вал на Бо­га, мо­гу­ще­го нис­по­слать лю­дям всё необ­хо­ди­мое. Од­на­жды в Лав­ру при­шло око­ло 400 че­ло­век пут­ни­ков – ар­мян из Иеру­са­ли­ма, ко­то­рые бы­ли го­лод­ны. Уви­дев это, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий при­звал эко­но­ма и ве­лел ему на­кор­мить стран­ни­ков.

Эко­ном от­ве­тил, что в мо­на­сты­ре нет та­ко­го ко­ли­че­ства пи­щи. Пре­по­доб­ный, од­на­ко же, на­ста­и­вал. При­дя в по­ме­ще­ние для хра­не­ния хле­ба, эко­ном на­шел в нем мно­же­ство хле­бов. То же про­изо­шло с ви­ном и еле­ем. Пут­ни­ки ели во сла­ву Бо­жию, на­сы­ти­лись, и по­сле это­го остал­ся еще трех­ме­сяч­ный за­пас пи­щи для бра­тии.

Так Гос­подь со­тво­рил чу­до по ве­ре свя­то­го Ев­фи­мия.

Од­на­жды один из ино­ков от­ка­зал­ся ис­пол­нить на­зна­чен­ное ему по­слу­ша­ние. Несмот­ря на то, что пре­по­доб­ный, при­звав его, убеж­дал по­ви­но­вать­ся, инок упор­ство­вал. То­гда пре­по­доб­ный гром­ко вос­клик­нул: «Уви­дишь, что бы­ва­ет на­гра­дой за непо­ви­но­ве­ние!» Инок упал на зем­лю в при­пад­ке бес­но­ва­ния.

Бра­тия ста­ла про­сить за него ав­ву, и то­гда пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ис­це­лил непо­кор­но­го, ко­то­рый, при­дя в се­бя, про­сил про­ще­ния и обе­щал ис­пра­вить­ся. «По­слу­ша­ние, – ска­зал свя­той Ев­фи­мий, – ве­ли­кая доб­ро­де­тель. Гос­подь лю­бит по­слу­ша­ние боль­ше жерт­вы, а непо­слу­ша­ние при­во­дит к смер­ти».

Два бра­та в оби­те­ли свя­то­го Ев­фи­мия тя­го­ти­лись су­ро­вым об­ра­зом жиз­ни и за­ду­ма­ли бе­жать. Про­ви­дя ду­хом их на­ме­ре­ние, пре­по­доб­ный при­звал их и дол­го убеж­дал оста­вить па­губ­ное на­ме­ре­ние.

Он го­во­рил: «Не сле­ду­ет слу­шать мыс­лей, все­ля­ю­щих пе­чаль и нена­висть к ме­сту, в ко­то­ром жи­вем, и вну­ша­ю­щих же­ла­ние пе­рей­ти на дру­гое ме­сто.

Пусть инок не ду­ма­ет, что, пе­рей­дя в дру­гое ме­сто, он до­стигнет че­го-ли­бо хо­ро­ше­го, так как доб­рое де­ло до­сти­га­ет­ся не ме­стом, а твер­дой во­лей и ве­рою. И де­ре­во, ко­то­рое пе­ре­са­жи­ва­ют ча­сто на дру­гое ме­сто, не при­но­сит пло­дов».

В 431 го­ду в Ефе­се со­сто­ял­ся III Все­лен­ский Со­бор, на­прав­лен­ный про­тив ере­си Несто­рия. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ра­до­вал­ся утвер­жде­нию пра­во­сла­вия и скор­бел об ар­хи­епи­ско­пе Ан­тио­хий­ском Иоанне, ко­то­рый, бу­дучи пра­во­слав­ным, за­щи­щал Несто­рия.

В 451 го­ду в Хал­ки­доне со­сто­ял­ся IV Все­лен­ский Со­бор про­тив ере­си Ди­о­ско­ра, ко­то­рый, в про­ти­во­по­лож­ность Несто­рию, утвер­ждал, что в Гос­по­де Иису­се Хри­сте од­но лишь есте­ство – Бо­же­ское, по­гло­тив­шее в во­пло­ще­нии есте­ство че­ло­ве­че­ское (так на­зы­ва­е­мая ересь мо­но­фи­зи­тов).

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий при­нял ис­по­ве­да­ние Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра и при­знал его пра­во­слав­ным. Весть об этом быст­ро рас­про­стра­ни­лась сре­ди ино­ков и пу­стын­ни­ков, и мно­гие из них, ра­нее непра­во ве­ро­вав­шие, по при­ме­ру свя­то­го Ев­фи­мия при­ня­ли ис­по­ве­да­ние Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра.

За свою по­движ­ни­че­скую жизнь и твер­дое ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ной ве­ры свя­той Ев­фи­мий по­лу­чил на­име­но­ва­ние Ве­ли­ко­го. Тя­го­тясь об­ще­ни­ем с ми­ром, свя­той ав­ва уда­лил­ся на вре­мя во внут­рен­нюю пу­сты­ню.

По­сле его воз­вра­ще­ния в Лав­ру неко­то­рые из бра­тии ви­де­ли, что, ко­гда он со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, огонь схо­дил с небес и окру­жал свя­то­го. Сам же пре­по­доб­ный от­крыл несколь­ким ино­кам, что ча­сто ви­дел Ан­ге­ла, со­вер­ша­ю­ще­го вме­сте с ним свя­тую ли­тур­гию.

Пре­по­доб­ный имел дар про­зор­ли­во­сти, ви­дел внут­рен­ние дви­же­ния ду­ха и узна­вал че­ло­ве­че­ские по­мыш­ле­ния. Ко­гда ино­ки при­ча­ща­лись Свя­тых Тайн, пре­по­доб­но­му бы­ло от­кры­то – кто при­сту­па­ет до­стой­но, а кто во осуж­де­ние се­бе.

Ко­гда пре­по­доб­но­му Ев­фи­мию бы­ло 82 го­да, к нему при­шел бла­жен­ный Сав­ва (бу­ду­щий Сав­ва Освя­щен­ный, па­мять 5 де­каб­ря), то­гда еще юно­ша. Ста­рец при­нял его с лю­бо­вью и по­слал в мо­на­стырь к пре­по­доб­но­му Фео­к­ти­сту. Он пред­ска­зал, что инок Сав­ва про­си­я­ет в ино­че­ском жи­тии.

Ко­гда свя­то­му ис­пол­ни­лось 90 лет, его спо­движ­ник и друг пре­по­доб­ный Фео­к­тист тя­же­ло за­бо­лел. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий по­шел на­ве­стить дру­га и остал­ся в мо­на­сты­ре, про­стил­ся с ним, при­сут­ство­вал при кон­чине. Пре­дав те­ло по­гре­бе­нию, он воз­вра­тил­ся в Лав­ру.

Вре­мя пре­став­ле­ния бы­ло от­кры­то пре­по­доб­но­му Ев­фи­мию по осо­бой ми­ло­сти Бо­жи­ей.

В день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, 17 ян­ва­ря, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий бла­го­сло­вил со­вер­шить все­нощ­ное бде­ние и, со­звав пре­сви­те­ров к ал­та­рю, ска­зал им, что боль­ше уже не со­вер­шит с ни­ми ни од­но­го бде­ния, по­то­му что Гос­подь при­зы­ва­ет его от вре­мен­ной жиз­ни.

Все ис­пол­ни­лись ве­ли­кой пе­ча­ли, а пре­по­доб­ный по­ве­лел бра­тии утром со­брать­ся у него. Он стал по­учать бра­тию: «Ес­ли лю­би­те ме­ня, со­блю­дай­те мои за­по­ве­ди, при­об­ре­тай­те лю­бовь, ко­то­рая есть со­юз со­вер­шен­ства. Ни­ка­кая доб­ро­де­тель невоз­мож­на без люб­ви и сми­ре­ния. Сам Гос­подь ра­ди люб­ви к нам сми­рил­ся и стал че­ло­ве­ком, как и мы.

Мы долж­ны по­это­му непре­стан­но вос­сы­лать Ему хва­лы, осо­бен­но мы, от­рек­ши­е­ся от мя­теж­но­го ми­ра. Цер­ков­ных служб ни­ко­гда не остав­ляй­те, пре­да­ния и уста­вы мо­на­стыр­ские тща­тель­но со­хра­няй­те. Ес­ли кто из бра­тии бо­рет­ся с нечи­сты­ми по­мыс­ла­ми, – непре­стан­но на­став­ляй­те, по­учай­те, чтобы дья­вол не увлек бра­та в па­де­ние.

При­со­еди­няю так­же и дру­гую за­по­ведь: пусть во­ро­та оби­те­ли ни­ко­гда не бу­дут за­пер­ты для стран­ни­ков и всё, что име­е­те, пред­ла­гай­те нуж­да­ю­щим­ся, бед­ству­ю­щим же в на­па­стях по си­ле по­мо­гай­те». За­тем, дав на­став­ле­ния от­но­си­тель­но ру­ко­вод­ства бра­ти­ей, пре­по­доб­ный обе­щал пре­бы­вать ду­хом со все­ми, же­ла­ю­щи­ми нести по­дви­ги в его оби­те­ли до скон­ча­ния ве­ка.

От­пу­стив всех, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий оста­вил око­ло се­бя од­но­го уче­ни­ка До­ме­ти­а­на и, про­быв с ним внут­ри ал­та­ря 3 дня, скон­чал­ся 20 ян­ва­ря в 473 го­ду в воз­расте 97-ми лет.

На по­гре­бе­ние свя­то­го ав­вы немед­лен­но стек­лись во мно­же­стве ино­ки мо­на­сты­рей и пу­стынь, сре­ди ко­то­рых был свя­той Ге­ра­сим. При­был так­же пат­ри­арх Ана­ста­сий с кли­ром, нит­рий­ские ино­ки Мар­ти­рий и Илия, ко­то­рые впо­след­ствии бы­ли Иеру­са­лим­ски­ми пат­ри­ар­ха­ми, о чем им пред­ска­зы­вал пре­по­доб­ный Ев­фи­мий.

Бла­жен­ный До­ме­ти­ан не от­хо­дил от гро­ба учи­те­ля 6 су­ток. На 7-й день он уви­дел сво­е­го ав­ву, ра­дост­но воз­ве­стив­ше­го лю­би­мо­му уче­ни­ку: «Гря­ди, ча­до, к уго­то­ван­но­му те­бе по­кою, ибо я умо­лил Вла­ды­ку Хри­ста, чтобы ты был со мною».

По­ве­дав бра­тии о ви­де­нии, свя­той До­ме­ти­ан при­шел в цер­ковь и в ра­до­сти пре­дал дух свой Гос­по­ду. Он был по­гре­бен ря­дом со свя­тым Ев­фи­ми­ем.

Мо­щи пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го на­хо­ди­лись в его мо­на­сты­ре в Па­ле­стине, в XII ве­ке их ви­дел рус­ский па­лом­ник игу­мен Да­ни­ил.

Молитвы

Тропарь преподобного Евфимия Великого, глас 4

Весели́ся пусты́ня неражда́ющая,/ благоду́шствуй неболя́щая,/ я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных,/ благоче́стием насади́в,/ воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство./ Того́ моли́твами Христе́ Бо́же,// умири́ живо́т наш.

Кондак преподобного Евфимия Великого, глас 8

В честне́м рождестве́ твое́м ра́дость тварь обре́те,/ и в Боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне,/ благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с,/ от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша, и очи́сти грехо́в скве́рны,// я́ко да пое́м: аллилу́ия.

Евфимий Великий: кто будет судить наш век (Сергей Комаров)

Какие уроки нашему времени дает история четвертого Вселенского Собора?

Читайте также:  Проповедь в честь престольного праздника в храме николая чудотворца - богослов

Читая жития святых, естественно и правильно испытывать некоторый страх. Почему? Открывая Четьи Минеи, мы узнаем о тех, кто будет судить нас. «Разве вы не знаете, — говорит апостол Павел, — что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6:2). Странно, скажет кто-то. Ведь из Писания мы знаем также, что Судья мира — Бог (см. Евр. 12:23; Пс. 74:8). Что же имел в виду святой Павел?

Очевидно, праведники будут судить не прямо, но фактом своего жития. Каждый из них родился в том же поколении, что и миллионы других людей, воспитывался и рос в равных с ними условиях, но — его внутренняя жизнь оказалась совершенно иной.

«Почему мы с тобой жили на одной улице (или в одном городе), но я полюбил Христа, а ты нет?» — приблизительно так спросят нас эти неведомые обличители.

В этом смысле любая страна, в которой вспыхнул огонь христианства и не потух, в каждом поколении имеет таких молчаливых, но грозных судей.

И на нашей земле Господь щедро рассыпал семена, давшие праведные всходы во всех столетиях трагичной и до сих пор окончательно не осмысленной истории. Кто же будет судить наш век? Не знаю. Они, несомненно, есть, эти сегодняшние святые, но мир не узнает их, как когда-то не узнал и Самого Христа.

Ошибаются те, кто говорят, что уже нет святых. Не будь их, за что Господь терпел бы нас? Просто мы слепы, и часто, видя — не видим и слыша — не слышим.

Диагноз этой слепоте человеческой поставил еще царь Соломон три тысячи лет назад, сказав о судьбе праведника в мире: «Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия.

А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем. 4:13–17).

В Царствии Небесном обитает гораздо более угодников Божиих, нежели указано в богослужебном календаре. Тысячи неведомых нам святых записаны в Книге Жизни. Эпоха не заметила их, занимаясь собой.

Но бывает также святость известная, Промыслом Божиим получившая огласку.

По милости Своей Бог являл великих светильников, имена которых с благоговением произносились еще при их жизни, и продолжает это делать.

Тысячи людей стекаются к ним еще до отхода их в вечность, к тем, кто воистину есть ум, честь и совесть эпохи. Одним из таких людей и был св. Евфимий Великий, память которого мы ныне чтим.

* * *

Имя Евфимия стоит в одном ряду с такими древними отцами монашества, как Антоний, Макарий, Пахомий Великие.

Придя в Палестину на поклонение святыням в возрасте 28 лет (по другим данным — в 20), Евфимий поселился в пещере недалеко от Иерусалима и примером своих удивительных подвигов вскоре наполнил окрестные горы и пустыни тысячами монахов. Со временем место его пребывания превратилось в монастырь, а еще позже стало великой лаврой.

Житие преподобного полно ярких и интересных деталей — исцеления больных, случаи прозорливости и дара чудотворения, влияние святого на умы императоров и императриц, свидетельства беспредельного смирения и великой любви.

Годы жития Евфимия пришлись на чрезвычайно насыщенный событиями и сложный период церковного бытия — проведение третьего и четвертого Вселенских соборов (пятый век от Р. Х.).

Преподобный отец был активным проповедником ороса четвертого Халкидонского собора и борцом против ереси монофизитов.

Последнее, надо сказать, удивительно, ведь монофизитство есть ересь монашеская, родившаяся и получившая распространение не столько среди рафинированных богословов, сколько среди великого египетского и палестинского монашества V века.

Чтобы представить себе масштаб этой беспримерной трагедии, нужно знать, что в то время только в Египте насчитывалось более миллиона (!) иноков.

Это уже было то самое великое египетское монашество, прославленное Антонием, Макарием, Пахомием и многими другими всемирно известными подвижниками, имевшее беспрекословный авторитет в духовной жизни страны.

И некоторые из этих старцев, подвижников, постников — пали в ересь!

Целесообразно спросить: почему была попущена Богом такая катастрофа? Что произошло?

Прежде чем ответить на этот вопрос, очень важно понять суть богословских споров V века. Их темой, как правило, была христология.

«Насколько Христос был человеком и насколько Богом? Как соединились в Нем эти, кажется, несоединимые начала? Сколько было в Нем природ, а сколько личностей?» — данные вопросы вовсе не носили характер отвлеченных богословских рассуждений. Результат дискуссии определял и веру, и молитву, и саму жизнь.

Например, если следовать монофизитскому учению, радость христианства и оправдание монашеских чрезмерных аскетических подвигов состоит в том, что в Иисусе Христе Его Божество вытеснило, победило человечество; после Воскресения — Он уже не человек.

Следовательно, в Иисусе Христе каждому из нас открыта возможность обожиться, преодолев человечность. Отсюда борьба за внутреннего человека переходит уже в поединок против человеческой природы.

Религия любви меняется на религию ненависти ко всему человеческому, призывает к борьбе с телом как с чем-то низким и недостойным.

Этому взгляду Халкидонский собор противопоставил православное вероучение: человеческая природа и Божественная соединились во Христе «неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно». Богочеловек Иисус исцелил в Себе человеческий духовно-телесный состав и явил первый пример обожения в Себе Самом.

Не переставая быть человеком, Он умер, воскрес, вознесся и пребывает с Отцом в вечности в том же обоженном теле. Если позволительно так сказать, Иисус был на 100% Бог и на 100% человек. Божество не вытеснило в Нем человечество, но исцелило его. А все, что произошло с Христом, должно случиться и с нами. И борьба наша не с телом, нет. Естество человеческое само по себе есть добро.

Страшен грех, страшны страсти, мучащие человеческую природу, страшны демоны, влияющие на нее. С ними и ведет борьбу христианин.Огромная часть египетского монашества не приняла постановлений Халкидона и ушла в ересь и раскол. Слишком сильной оказалась установка на обожение через подавление в себе всего человеческого… Отзвуки монофизитской трагедии ощущаются и в наше время.

Прямыми потомками этого еретического раскола являются современные Коптская и Армянская Церкви.

* * *

Какие уроки нашему времени дает история четвертого Вселенского Собора?

Св. Григорий Богослов говорил: тот, кто хочет изгнать из себя страсти, обязан вести аскетический образ жизни, а желающий богословствовать — должен изучить философию. Трагедия монофизитства показывает, что есть ситуации, когда высокая подвижническая жизнь сама по себе недостаточна.

Духовному опыту и образованию ума следует идти рука об руку. В некоторых случаях никакие молитвенные стояния не могут заменить, например, прочитанную книгу об истории Церкви. Конечно, и книга не способна заменить молитву. Но — должно быть и то и другое, в своем месте и в свое время.

К тому же любая духовная практика базируется на теории, которую обязательно нужно изучить приступающему к этой практике. Например, учась молиться, мы должны знать основы православного молитвенного делания, какая молитва будет правильной, а какая нет.

Иначе может получиться как в случае, который рассказывал один священник. К нему пришел мужчина с жалобами на тещу. «А вы за нее молитесь? — спросил священник.

— Конечно! Прихожу в храм, покупаю толстые свечи, ставлю и, представляя тещу, говорю: чтоб она умерла!»

Очевидно, такому человеку еще предстоит узнать, что православная молитва исключает прошения о погибели кого-либо. Точно так же и все христианские добродетели — пост, милостыня, терпение, прощение, взаимопомощь и прочие — имеют особенный христианский смысл, который обязательно нужно знать.

Вообще все, что есть в Церкви, имеет древнюю историю, глубокий смысл и определенное предназначение. Ничего здесь не делается просто так! Христианство — умная религия, и каждое слово и действие в ней должно быть осмыслено. Услышанное и увиденное в Церкви нужно правильно понять, а поняв — пережить. Несомненно, так было с Евфимием. Безусловно, так должно быть и с нами.

* * *

Великий Евфимий, как и тысячи подобных ему, бежал от мира в поисках спасения. Что же сегодня делать нам? Тоже оставлять мир и уходить в леса? Однажды этот вопрос задали митрополиту Илариону (Алфееву). Он ответил: «Я думаю, что мы должны оставаться в мире и быть светом миру».

Для сравнения просится такой образ. В одной всем известной книге рассказывается о человеке-амфибии, которому было вредно долго находиться на суше. Когда ему становилось плохо, он спешил в воды океана, чтобы вернуть себе жизненные силы. Но потом снова возвращался в мир, потому что там жила его возлюбленная.

Скорее всего, нам нужно учиться быть такими амфибиями: приходить в Церковь, к этому морю истины, и питать свою душу живительными водами благодати.

А потом вновь и вновь выходить в мир и делиться, отдавая ближним то, что сами получили даром. Ведь там живут те, кого любит Господь и мы.

Именно мы должны соучаствовать в исполнении слов нашего Спасителя: «Так да светит свет ваш перед всеми людьми, чтобы они видели ваши дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5:16).

Пусть поможет нам в этом своими молитвами прп. Евфимий, светильник, просиявший в далеком V веке и лучами великих подвигов достигающий и нас. Напившись воды из церковного источника, текущего в жизнь вечную, принесем живительную влагу и в мир, где пока еще есть жажда слова Божия, где живут те, кого любит Господь.

pravlife.org

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *